210-я истребительная авиационная дивизия 1

Владимир Савончик
210-я истребительная авиационная дивизия (1-го формирования).

(краткая историческая справка)

210-я истребительная авиационная дивизия сформирована 10 мая 1942 года на основании Приказа НКО №0083 от 5 мая 1942 года на базе Управления Военно-Воздушных Сил 4-й Ударной Армии.

В составе действующей армии:

С 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. (36 дней) Перечень №6.

В составе Видов Вооружённых Сил:

С 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 10 мая 1942 года по 16 мая 1942 года – в составе Военно-Воздушных Сил Калининского Фронта.
С 16 мая 1942 года по 14 июня 1942 года – в составе 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта.

Состав дивизии:

21-й истребительный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 8 июня 1942 года. Передан в состав 209-й истребительной авиационной дивизии.
157-й истребительный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
684-й ближнебомбардировочный авиационный полк – с 10 мая 1942 года по 13 мая 1942 года. Расформирован.

Командир дивизии.

Полковник Архангельский Пётр Петрович – с 5 мая 1942 года по 14 июня 1942 года. Назначен на должность командира 211-й ближнебомбардировочной авиационной дивизии.

Начальник штаба дивизии.

Майор Хитров Григорий Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года

Военный комиссар штаба дивизии.

Старший батальонный комиссар Щеглов

Участие в операциях и битвах.

Боевые действия в составе 3-й Воздушной Армии Калининского Фронта – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.

Потери:

10 мая 1942 года. Хвост Алексей Максимович. Младший сержант. Стрелок-радист 684-го ближнебомбардировочного авиационного полка. Умер от ран полученных при авиационной катастрофе самолёта СБ. Похоронен на кладбище деревни Новая Белейка Октябрьского района Калининской области.
11 мая 1942 года. Воробей Дмитрий Семёнович (Стантьевич). Сержант. Стрелок-бомбардир 684-го ближнего бомбардировочного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб при авиационной катастрофе самолёта СБ. Похоронен на кладбище деревни Новая Белейка Октябрьского района Калининской области.
11 мая 1942 года. Лобанов Анатолий Иванович. Младший сержант. Стрелок-радист 684-го ближнего бомбардировочного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). Погиб при авиационной катастрофе самолёта СБ. Похоронен на кладбище деревни Новая Белейка Октябрьского района Калининской области.
11 мая 1942 года. Молоканов Александр Петрович. Старший лейтенант. Командир звена 163-го истребительного авиационного полка. При возвращении с патрулирования на самолете Як-1 над аэродром Федотово на высоте 200 м отломилась консоль левой плоскости, самолет упал, летчик погиб. Похоронен 500 м юго-восточнее деревни Федотово Грядецкого с/с Торопецкого района Калининской области.
11 мая 1942 года. Хлопунков Семён Полуэктович. Младший лейтенант. Лётчик 684-го ближнего бомбардировочного авиационного полка. Погиб при авиационной катастрофе самолёта СБ. Похоронен на кладбище деревни Новая Белейка Октябрьского района Калининской области.
7 июня 1942 года. Перетокин Евгений Иванович. Старшина. Лётчик 163-го истребительного авиационного полка. На самолёте У-2 вылетел на аэродром Мигалово для приема самолета Як-7. К месту назначения не прибыл. Пропал без вести.
7 июня 1942 года. Терещенко Дмитрий Алексеевич. Инженер-майор. Старший инженер 163-го истребительного авиационного полка (кавалер ордена Красной Звезды). На самолёте У-2 вылетел на аэродром Мигалово для приема самолета Як-7. К месту назначения не прибыл. Пропал без вести.

СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.

14 июня 1942 года на основании Приказа НКО №00122 от 10 июня 1942 года 210-я истребительная авиационная дивизия преобразована в 264-ю штурмовую авиационную дивизию.

Дополнительная информация.

Герои Советского Союза проходившие службу в дивизии (1)

Балалуев Алексей Андреевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в дивизии (11)

Балалуев Алексей Андреевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Барабанов Александр Николаевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Бородин Иван Петрович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Бочаров Николай Филиппович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Голубов Пётр Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Емельянов Павел Антонович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Залевский Владимир Николаевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Маслов Иван Васильевич – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Овчаренко Иван Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Разоренов Константин Михайлович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.
Хаустов Иван Иванович – с 10 мая 1942 года по 14 июня 1942 года.

Версия от 17 августа 2020 года.

Балалуев Алексей Андреевич

Родился 16 (29) сентября 1914 года в деревне Цимбулова (ныне Болховский район Орловской области). До войны жил в Москве. Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал электромонтёром на заводе. Без отрыва от производства окончил Центральный аэроклуб. С 27 марта 1936 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Борисоглебское военное авиационное училище лётчиков.
С июня 1941 года лейтенант А. А. Балалуев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 21-го ИАП (был лётчиком, командиром звена и эскадрильи), летал на ЛаГГ-3. 10 октября 1942 года тяжело ранен в воздушном бою, долгое время лечился в госпитале. В феврале 1943 года направлен в распоряжение начальника Отдела специальных заданий Главного штаба Красной Армии. По июнь 1944 года был в Китае (инструктором по технике пилотирования истребительной авиации в масштабе армии). С августа 1944 года служил в Управлении истребительной авиации ГУБПФА, летал на Як-3.
К маю 1945 года лётчик-инспектор Управления истребительной авиации Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС майор А. А. Балалуев совершил 345 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, в которых сбил лично 11 и в составе группы 6 самолётов противника, а так же уничтожил 1 аэростат-корректировщик (в наградном листе говорится о 17 личных и 5 групповых победах). Сражался на Северо-Западном, Калининском и 1-м Украинском фронтах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7974).
После окончания войны продолжал службу в ВВС. 9 августа 1946 года погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. В городе Кольчугино Владимирской области его именем названа улица и установлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (18.08.1945), Красного Знамени (30.03.1942, 26.08.1942, 06.04.1945), Отечественной войны 2-й степени (30.01.1943); медалью "За боевые заслуги" (06.05.1946).

Барабанов Александр Николаевич

Родился 25 февраля 1912 года в станице Приморско-Ахтарская (Краснодарский край). Работал засольщиком на рыбных промыслах Каспия. Затем поступил в Институт инженеров железнодорожного транспорта (город Ростов-на-Дону). С 1 августа 1935 года в рядах Красной Армии (призван со 2-го курса). В марте 1939 года окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС Ленинградского военного округа.
Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в составе 7-го ИАП (59-я ИАБР, ВВС 7-й Армии Северо-Западного фронта). Летал на И-15бис и И-153. Воздушных побед не имел. 4 марта 1940 года был ранен в ногу.

С 23 июня 1941 года лейтенант А. Н. Барабанов на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 7-го ИАП (5-я САД, ВВС Ленинградского фронта), летал на МиГ-3. С октября 1941 года - командир эскадрильи 153-го ИАП (ВВС Ленинградского, Брянского и Воронежского фронтов), где продолжал летать на МиГ-3. 21 августа 1941 года был ранен в ногу. С февраля 1942 года сражался в составе 157-го ИАП (ВВС Калининского фронта), летал на "Харрикейне". В марте 1942 года представлялся к званию Героя Советского Союза за 20 сбитых самолётов противника (лично и в группе), но не получил его.
16 июля 1942 года штурман 157-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) капитан А. Н. Барабанов погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Мигалово (Калининская область). Всего совершил более 200 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 7 и в составе группы 18 самолётов противника, уничтожил 2 аэростата (согласно наградных документов имел не менее 9 личных и 11 групповых побед). Похоронен в селе Мигалово (5 км от города Тверь).
Награждён орденами: Ленина (20.12.1941, 17.07.1942), Красной Звезды (1940).

Бородин Иван Петрович

Родился в 1921 году в городе Запорожье (Запорожская область Украинской ССР). С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу лётчиков.
С сентября 1941 года сержант И. П. Бородин на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 438-го ИАП (в составе 144-й ИАД Горьковского района ПВО, 6-го ИАК Московской зоны ПВО, ВВС 4-й Ударной армии), летал на ЛаГГ-3. С марта 1942 года воевал в 21-м ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.
К маю 1945 года командир эскадрильи 21-го истребительного авиационного полка (259-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) капитан И. П. Бородин совершил около 350 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 5 самолётов противника. Сражался на Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском фронтах. Имел ожоги рук и лица 2-й степени (в 1942 году).
Награждён орденами: Красного Знамени (04.09.1942, 29.04.1944, 14.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (17.10.1943), Отечественной войны 2-й степени (07.10.1944, 11.03.1985); медалями.

Залевский Владимир Николаевич

Родился 15 июля 1918 года на станции Деканская (ныне Артёмовский горсовет Донецкой области Украины). Окончил среднюю школу, рабфак и аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант В. Н. Залевский на фронтах Великой Отечественной войны в составе 157-го ИАП. Летал на И-16, "Харрикейне" и Як-7. Воевал на Северном, Северо-Западном, Ленинградском, Калининском, Брянском фронтах. 15 августа 1941 года был сбит в воздушном бою и попал в плен. Вскоре, убив конвоира, бежал и с помощью партизан возвратился в свой полк.
К апрелю 1942 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (ВВС 4-й Ударной армии, Калининский фронт) лейтенант В. Н. Залевский совершил 149 боевых вылетов, провёл более 30 воздушных боёв, сбил лично 11 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда" (№ 1038).
5 июля 1943 года командир эскадрильи 157-го ИАП капитан В. Н. Залевский был сбит в воздушном бою на Курской дуге и погиб (согласно последнего наградного листа - "сбит в воздушном бою, получил ранение в ногу, выпрыгнул на парашюте и отправлен в полевой госпиталь". Может там и умер?..) К тому времени выполнил 320 боевых вылетов, провёл 65 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника лично и 23 в группе с другими лётчиками.
Награждён орденами: Ленина (28.05.1942, 30.01.1943), Красного Знамени (09.07.1943); медалями.

Маслов Иван Васильевич

Родился 1 августа 1920 года в деревне Исаково (ныне не существует, территория Горетовского сельского поселения Можайского района Московской области). До 17 лет жил в родной деревне. В 1937 году окончил 7 классов и уехал в Москву, где поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) треста "Теплосантехмонтаж", которое окончил в 1939 году. Работал слесарем на авторемонтном заводе, учился в аэроклубе. С 15 ноября 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС Ленинградского военного округа.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант И. В. Маслов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 157-го ИАП (лётчик, старший лётчик, заместитель командира и командир эскадрильи). Летал на И-16, "Харрикейне", ЛаГГ-3, Як-7, Як-9, Як-1 и Як-3. Воевал на Ленинградском, Калининском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. 13 августа 1941 года ранен в воздушном бою в левую руку и левую ногу.
К февралю 1944 года заместитель командира эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) старший лейтенант И. В. Маслов совершил 285 боевых вылетов, провёл 60 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 15 и в составе группы ещё 15 самолётов противника (в наградном листе говорится о 15 личных и 19 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3045).
К маю 1945 года командир эскадрильи 157-го ИАП капитан И. В. Маслов совершил 342 боевых вылета, провёл 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 23 и в составе группы 15 самолётов противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС (Группа советских войск в Германии). В мае-ноябре 1948 года - командир звена 378-й Отдельной смешанной авиационной эскадрильи (Московский военный округ). С декабря 1948 года - заместитель командира по лётной подготовке, а в 1950-1951 гг. - командир 26-й Отдельной учебно-тренировочной эскадрильи (Московский военный округ), занимавшейся переучиванием лётчиков на вертолёты. В 1951-1952 гг. - командир 550-го Отдельного вертолётного авиационного полка (Московский военный округ). В 1952-1956 гг. - заместитель начальника по лётной подготовке 5-го учебно-тренировочного центра ВВС (посёлок Тёплый Стан, ныне в черте Москвы).
В 1954 году окончил Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС (город Липецк). С декабря 1955 года - старший лётчик-инспектор авиационного отряда Управления пограничных войск СССР. С 1 октября 1959 года полковник И. В. Маслов - в запасе. Работал пилотом в Гражданской авиации. В 1970-1976 гг. - шеф-пилот 235-го Отдельного авиационного отряда (Внуково), выполнял транспортные перевозки и полёты с членами правительства. До 1984 года продолжал работать в Гражданской авиации на наземных должностях. Жил в Москве. Умер 30 марта 2011 года, похоронен на Даниловском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (01.07.1944), Красного Знамени (04.09.1942, 09.07.1943, 16.06.1945), Александра Невского (20.12.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956); медалями.

Овчаренко Иван Иванович

Родился 25 августа 1914 года в селе Александровка (ныне посёлок Марьинского района Донецкой области Украины). В 1933 году окончил Горно-промышленное училище, в 1936 году - Механико-металлургический техникум. С августа 1936 года в рядах Красной Армии. В декабре 1938 года окончил 11-ю военную авиационную школу пилотов в городе Ворошиловграде, служил в ВВС Ленинградского военного округа.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в должности младшего лётчика 7-го ИАП, сбитых самолётов противника не имел.
С июня 1941 года младший лейтенант И. И. Овчаренко на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена того же 7-го ИАП (5-я САД, 7-й ИАК, Ленинградский фронт), летал на МиГ-3. В июле 1941 года направлен в 19-й ИАП, где продолжал летать на МиГ-3. 13 августа 1941 года ранен в воздушном бою. С февраля 1942 года - заместитель командира эскадрильи 157-го ИАП (ВВС Калининского фронта), с февраля по октябрь 1943 года - командир эскадрильи. Летал на "Харрикейне", Як-7 и Як-9. В октябре 1943 года капитан И. И. Овчаренко назначен штурманом 347-го ИАП, с апреля 1944 года - заместитель командира этого полка.
С 25 августа 1944 года майор И. И. Овчаренко - командир эскадрильи Авиационной группы Особого назначения (базировалась на аэродроме Бари, Италия), летал на Як-9ДД. По 17 октября 1944 года эскадрилья совершила 150 боевых вылетов на прикрытие транспортных самолётов и разведку, воздушных боёв вести не приходилось. С декабря 1944 года - заместитель командира, он же лётчик-инструктор по технике пилотирования и теории полёта 659-го ИАП (288-я ИАД).
К 9 мая 1945 года майор И. И. Овчаренко совершил более 500 боевых вылетов, в 73 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы ещё 10 самолётов противника. Сражался на Ленинградском, Центральном, Калининском и 1-м Белорусском фронтах.
С июня 1945 года - командир авиационного полка Высшей школы воздушного боя ВВС СА (Московский военный округ). С апреля 1947 года - заместитель начальника центра и старший лётчик-инспектор по переучиванию лётно-технического состава по боевому применению реактивных самолётов. С июля 1948 года - командир авиационного полка ВВС Московского военного округа. С января 1950 года учился на Курсах командиров авиаполков (в Липецке). С декабря 1950 года - командир 107-й ИАД (58-й ИАК, 26-я Воздушная армия, с сентября 1952 года - 22-я Воздушная армия). 3 августа 1953 года присвоено воинское звание "генерал-майор авиации".
С января 1955 года по октябрь 1956 года учился на военно-морском факультете Высшей Военной академии им. К. Е. Ворошилова. С декабря 1956 года - Командующий 12-й Авиационной группы ВВС Северного Флота. С апреля 1959 года - в распоряжении Главнокомандующего ВВС. Умер 21 февраля 1973 года в городе Щелково (Московская область), похоронен на городском кладбище.

Хаустов Иван Иванович

Родился в 1917 году в селе Ярахичи (Котельничский район Кировской области). Окончил среднюю школу и авиационный техникум. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС Московского военного округа.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 153-го ИАП (ВВС 15-й Армии, Северо-Западный фронт). Летал на И-153, воздушных побед не имел.
С 22 июня 1941 года лейтенант И. И. Хаустов на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в составе того же 153-го ИАП (5-я САД, ВВС Ленинградского военного округа), летал на И-153. В июле 1941 года направлен в 194-й ИАП (7-й ИАК ПВО, Ленинградский фронт), продолжая летать на И-153. 1 сентября 1941 года легко ранен в воздушном бою. С октября 1941 года служил в 440-м ИАП (7-й ИАК ПВО, Ленинградский фронт), где летал на МиГ-3.
В 1942 году назначен заместителем командира эскадрильи 157-го ИАП (ВВС 4-й Ударной армии, Калининский фронт), летал на "Харрикейне". 7 марта 1942 года подбит огнём зенитной артиллерии, ранен в ногу, выпрыгнул из горящего самолёта с парашютом, ударился о стабилизатор и в бессознательном состоянии опустился на позициях наших войск. После лечения продолжал воевать, летая на Як-7.
С января по сентябрь 1943 года находился на Курсах усовершенствования офицерского состава (город Липецк), после чего направлен командиром эскадрильи в 21-й ИАП (259-я ИАД, 3-я Воздушная армии, Калининский и 1-й Прибалтийский фронты), где летал на Ла-5 и Ла-7.
6 марта 1945 года штурман 21-го истребительного авиационного полка (259-я истребительная авиационная дивизия, 3-й Белорусский фронт) майор И. И. Хаустов не вернулся с боевого задания (пропал без вести) после воздушного боя с истребителями противника в районе города Кёнигсберга. Всего совершил более 450 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 11 самолётов противника.
Награждён орденами: Ленина (28.05.1942), Красного Знамени (17.10.1943, 26.09.1944), Александра Невского (05.07.1944); медалью "За отвагу" (21.04.1940).