Китайская мудрость. Люй Бу-вэй

Тина Гай 2
Китайская мудрость и китайская мысль ориентированы на традицию. Традиция отличает философию всех известных мудрецов Китая, начиная от Конфуция и Лаоцзы и кончая софистами.


Конфуцианство и даосизм – самые известные направления философской мысли, но кроме них существуют другие памятники китайской мудрости. Так известным памятником интеллектуального наследия древнего Китая является сборник, известный под названием «Вёсны и осени Люй Бу-вэя», составленный известным царедворцем и политическим деятелем Люй Бу-вэем в третьем веке до нашей эры.


Люй Бу-вэй был хитрым и коварным политиком, умевшим добиваться своей цели всегда и в любых обстоятельствах. За это его окрестили китайским Мазарини. Успешный коммерсант, он интуитивно чувствовал, что может принести ему богатство, и никогда не ошибался. Однажды отец дал ему совет: делай инвестиции в самый доходный товар – политику. Сын послушался и не прогадал.


Однажды он познакомился с небогатым и малоизвестным князем, сыном Ань-го,который был назначен наследником царства Цинь. У Ань-го было двадцать сыновей, но мать бедного князя перестала пользоваться благосклонностью Ань-Го и сына выслали в Чжао в качестве заложника. Здесь он и томился от безденежья и скуки.


У хитрого Люй Бу-вэя сразу возник план, в случае реализации которого он становился одним из самых влиятельных и богатейших мужей царства Цань. Люй предлагает молодому князю сто золотых с тем, чтобы он накупил множество подарков для наложницы отца, которая пользовалась в этот момент особой любовью Ань-го.


У нее была одна проблема – она не могла иметь детей. Тогда Люй уговаривает ее усыновить молодого человека и сделать его любимцем Ань-го, отца князя. Это было бы для нее гораздо выгоднее, чем постоянно беспокоиться , что у Ань-Го остынет к ней страсть.


Люй Бу-вэй наряжает молодого человека так, чтобы ему не стыдно было появиться при дворе царства Цань и раздает подарки нужным людям. Его план удается: подарки, богатый вид молодого человека, дипломатия и богатство Люй Бу-вэя сделали свое дело: князя вернули во дворец и он быстро стал любимым сыном Ань-Го.


Однажды молодому князю приглянулась наложница Люй Бу-вэя. Сначала Люй взбунтовался, потому что она ждала от него ребенка, но, поразмыслив, понял, что ему выгодно будет ее отдать в наложницы князю и возможному преемнику трона, но скрыл, что она беременна. Она рожает сына (от Люй Бу-Вэя) и становится законной женой князя.


Вскоре царь Цинь умирает, к власти приходит, по завещанию, Ань-Го, который тоже через два года умирает и законным наследником становится протеже Люй Бу-вэя, некогда бедный князь, с которым он познакомился в Чжао.


Родившийся у их общей подруги сын назначается будущим наследником. Через два года умирает и князь, а молодой царь Чжэн-ван, фактический сын Люй Бу-вэя, становится полноправным царем, а Люй Бу-вэй – первым царедворцем, сделав всего за несколько лет потрясающую карьеру от торговца, хоть и богатого, до влиятельного и могущественного премьер-министра.


Но Лю Бу-вэю этого мало,он хочет войти в историю Китая мудрецом и литературным деятелем. Тогда он собирает со всех концов древнего Китая в одном из дворцов царства более трех тысяч ученых разных школ, владевших китайской мудростью.


Обеспечивает их всеми условиями жизни и работы, а взамен просит записать все, что они знают, под именем Люй Бу-вэя. Рождается колоссальный энциклопедический труд «Вёсны и осени Люй Бу-вэя» в тысячу иероглифов, вместивший всю китайскую мудрость, какая только была создана к тому времени.


В памятнике китайской мудрости излагаются «по порядку все дела, касающиеся неба, земли, всех вещей, древности и современности», все строение мироздания. Это была оригинальная попытка объединения учений Конфуция и Лаоцзы.


Труд имеет еще одно название - «Люйши чуньцю» («Хроника Люя»), отсылающее к другой «хронике» – «Чуньцю» Конфуция. После того, как труд был закончен, его прикрепили, согласно легенде, на городских воротах и обещали каждому, кто добавит к тексту хоть один иероглиф тысячу золотом.


Но жизнь Люй Бу-вэя закончилась трагически: один из протеже Люй Бу-вэя, которого он ввел в окружение царя, стал настраивать правителя против премьер-министра. В результате Люй Бу-вэя приговаривают к изгнанию, которому он предпочитает самоубийство. Имущество бывшего премьера конфискуют и запрещают оплакивать его смерть под страхом казни.


Так закончился жизненный путь одного из самых влиятельных китайских политиков, трудами которого был создан величайший памятник китайской мудрости и философской мысли. В работе дается много наставлений правителю, которые не потеряли актуальности и сегодня. Вот одно из них:


«Некогда Тан увидел, как ставят сеть. Ее устанавливали со всех четырех сторон, приговаривая: «С небес спускающиеся, по земле рыскающие, отовсюду стекающиеся – все в мою сеть!» Тан сказал на это: «Ох-хо! Всех изведут! Кто же так поступает!»


И убрал сеть с трех сторон, оставив только с одной, сказав в поучение: «Когда-то люди увидели, как паук плетет сеть. Теперь они сами научились ее плести. Пусть же кто хочет идти влево, идет влево, кто хочет идти вправо, идет вправо, кто желает стремиться ввысь, стремится ввысь, и кто желает опускаться вниз, опускается вниз без препятствий. Брать можно лишь того, кто нарушит этот порядок».


Услышали об этом в царствах к югу от реки Хань и сказали: «Дэ Тана простерлась уже на птиц и зверей!» И сорок городов отошло к нему. Люди, ставившие сеть со всех четырех сторон, неизвестно поймали бы птичку или нет, а Тан, убравший сеть с трех сторон и оставивший с одной, тем самым уловил сорок городов, а не только птичку»


Или вот еще:


«В старину ценили меткую стрельбу из лука за то, что это давало возможность вырастить малых и накормить старых. Люди нашего века ценят меткую стрельбу из лука за то, что это дает возможность нападать и грабить. Самые искусные в этом грабят малых и притесняют слабых, сделав грабеж своим занятием»


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/kitajskaaj-mudrost/