Юрий Сергеевич

Нина Салина
Как обычно, девчонки собирались вечером на площадке. На этой площадке собиралась вся округа. Днём на скамейках сидели бабушки с малыми детишками. Потом их место занимали дети чуть постарше. Ну, а после рабочего дня, за столиком собирались мужики, играли в домино, либо в карты, в дурака. Громкие голоса, обсуждения этих игр и дружный мужской смех, слышала вся округа. Ну, а после них собирались мы, подростки, потом к нам присоединялись взрослые парни и девушки. Приносили патефон, были танцы под фокстрот или вальсы. Приходил мой сосед Колька Михельсон с гармошкой. Тогда молодёжь плясала под неё краковяк или барыню. Пели полюбившиеся песни. Было очень весело. Приходила молодёжь и из других улиц, не знакомая нам. Иногда были и драки из-за девушек. Молодёжь расходилась за полночь. Не все подростки могли провести весь вечер на площадке. Многих родители загоняли домой рано, как нам казалось тогда. Ну, а те которые оставались, потом делились с нами обо всём увиденном и услышанном. Мы им завидовали. Рассказы их всегда были интересными, кто приходил, сколько народу было в этот раз? И с кем гуляют наши девушки или ребята. И вот сейчас, нас девчонок собралось человек пять. Закончив домашние дела, подходили и другие. В основном это была вечерняя поливка огородов. Я всегда старалась побыстрее закончить полив и бежать на площадку.
 
           Обсуждали новость. В соседний дом приехала семья. У них было два мальчика. Один постарше нас, а другой наш ровесник. Некоторые девчонки ходили украдкой посмотреть на него, а другие познакомились с ним уже лично. И сейчас все делились мнением о нём. В том доме жила моя новая подружка Рая, тоже не давно приехавшая семья. Вообще-то её звали Райса и по национальности  она была татарка, но она всем представлялась русским именем Рая. И я конечно специально сходила к ней в гости, чтобы поглядеть на этого мальчика. Он мне очень понравился. Плотненький, большие карие глаза, волевой подбородок и румянец во все щёки. И вот сейчас про знакомство с ним нам рассказывала Люська. -"Иду я по своим делам и вдруг он догоняет меня.  Извините, сударыня, не имею чести быть с Вами знаком. Не назовёте ли Вы имени своего?"- обращается он ко мне. Я прямо оторопела от неожиданности и говорю ему:
-Люся.-
- А по отчеству?-
-Ивановна-
-"Значит Вы Людмила Ивановна. А меня зовут Юрий Сергеевич. Я рад нашему знакомству Людмила Ивановна! Вы мне очень понравились! Надеюсь наше знакомство будет плодотворным!"-  Люся покраснела, и не знала, что ему на это отвечать. -"Куда вы идёте? Нам не по пути?" -"Нет! Нет!"- сказала она и свернула в сторону потому, что не знала, как разговаривать с ним после этого? Все с интересом слушали этот рассказ. -"Дурак, что ли?"- сказала Валька своё слово и покрутила пальцем у виска. Она была всегда категоричной в оценках происходящего. Ей бы мальчишкой надо было родиться, да и играла она больше с мальчишками, чем с нами девчонками. А свистела так, что любой мальчишка мог ей позавидовать. -"Начитался Дюма, вот и подражает всем манерам мушкетёров королевского двора!"- сказала я. Все повернулись ко мне. -"Кто такой Дюма?"- спросила Шурка. Она была самая старшая из нас. И полная противоположность своей сестрёнке Вальки. Они, как будто были не родные сёстры. Чёрненькая и рассудительная Шурка и сорви голова беленькая Валька, были погодками. -"Это французский писатель. Пишет очень интересно о жизни французских королей, придворных, об их обычаях, балах, интригах"- пояснила я. На тот момент я очень много читала и надо мной, даже подсмеивались. -"Наверное учёной хочешь стать? Учись, учись, всё равно дураком умрёшь!" -"Надо почитать будет этого Дюма"- сказала Шурка. -"А, как книга называется?" -"Да он много написал романов. Но самый интересный это "Три Мушкетёра". Очень интересный! Я так читала его запоем."- призналась я. -" Ты думаешь взял книгу и прочитал? Фикушки! За этой книгой, чтобы прочитать, я в школьной библиотеке в очередь записывалась! Только через три месяца до меня она дошла. Книжка вся зачитанная. Так что если хотите прочитать, записывайтесь сначала у библиотекаря Зинаиды Кузьминишны в особую тетрадь."- делилась я с ними своим опытом. Валька присвистнула -"Вот эта да! Что уж за книга такая? Если чтобы только прочитать, надо в очередь стоять!"-

          Вскоре и я познакомилась с Юрием Сергеевичем. Он шёл мне на встречу. Поравнявшись со мной он остановился, шаркнул ногой и наклонив голову поклонился. -"Сударыня! Давайте знакомиться. Меня зовут Юрий Сергеевич."- представился он. Зная его манеру знакомиться, я решила ему под играть. Обеими руками я взялась за подол платья, сделала реверанс и поклонившись ему сказала -" Нина Васильевна, собственной персоной. Прошу любить и жаловать!"- Такого Юрий Сергеевич не ожидал. Он хотел произвести на меня впечатление, но  получилось с точностью да на оборот. Но он решил просто так не сдаваться и чем - то меня всё таки удивить. -" А Вы Нина Васильевна похоже много читаете? И какие книги?"-  "Разные."- ответила я. -" А Вы видели последнее кино "Карнавальная ночь?"- поинтересовался он. Да это кино я ещё не видела. Он так этому обрадовался потому, что нашёл способ удивить меня."    -  Как же так? Обязательно посмотрите! Вот это у молодёжи жизнь! Не то, что у нас! Я уже три раза смотрел его и ещё пойду! Хотите пойдём вместе?"- предложил он. Я скромно отказалась. С мальчиками мне ещё не приходилось ходить в кино и мне казалось, что девчонки засмеют меня. -"А чем это не нравится Вам наша жизнь?"- поинтересовалась я у него. -"А чего хорошего? Соберутся, горланят под гармонь, пляшут. Прямо как в старорежимные времена!  Ещё и физиономии бьют друг другу из-за девушек! Никакой цивилизованности! Ужас! Надеюсь  Вы, Нина Васильевна, не ходите на эти сборища?"- возмущённо говорил он. -" Нет, почему же? Иногда хожу. Там интересно!"- ответила я. -"Не рекомендую! Лучше книжку почитать!"- ответил он. -"Так ведь нет хороших книг! Их просто не достать! А те, которые в школьной библиотеке, мною почти все прочитаны."- пожаловалась я ему. -"А знаете, у меня старшая сестра, Людмила Сергеевна, учится в пед. институте. У них там хорошая библиотека. Я могу дать Вам почитать, те книги, которые она приносит для  меня. Но только не на долго. Сами понимаете, что больше срока их держать нельзя. Нужно чтобы за это время прочитал я, моя соседка Раиса Хурматовна и Вы. Согласны?"-  -"Конечно!"- обрадовалась я. -" Не беспокойтесь. Я их возвращать буду во время."-

         С тех пор я зачастила к Рае. Мы были, как помешанные на чтении книг.  Втроём читали запоем интересные книги. Обсуждали прочитанное, делились мнениями. Время на то, чтобы встречаться вечерами с подружками у меня не хватало. Юрий Сергеевич писал стихи. Но мне, почему то, он читать не давал. А вот Рая была его постоянным слушателем. Потом она говорила, что стихи были даже очень ничего.  Мои подружки удивлялись, чего это я променяла их на Райку? Они считали её "не от мира сего". А она была просто романтиком! -"Вот иду я однажды."- рассказывала Валька. -" И вижу Райка идёт по бревну, через овраг и поёт. Как "Стрекоза" из кино. Аб-дер-дер-дер-дела, аб-дер-дер-дер-дела. аб-дер-дер-дер-дела-ла-ла-ла. Думаю вот бы навернулась и упала в ручей! Вот смеху то было! Но нет! Перебралась она через ручей и побежала дальше. И всегда она поёт! Точно, у неё не все дома! С нами не знается. Воображала!

         Нам было по шестнадцать лет. Когда я случайно узнала, что у Юрия Сергеевича любовь с Люсей. Этого я не ожидала! Настолько они были разными! Люся воспитывалась в семье, где был второй брак у матери. Люськин отец погиб на войне. Отчим у неё был нелюдимый, даже суровый, хохол Осип. Помимо Люси у матери от Осипа родились погодки, мальчик и девочка. Которые были на полном попечении Люси. Осип держал Люсю в "ежовых рукавицах" и она его боялась.

У Юрия Сергеевича тоже была не простая судьба. Мать его умерла при  родах. Отец привёз в дом свою старшую сестру, тётю Саню. Замуж Саня не выходила. Она была инвалидом с детства. Одна нога у неё была короче другой и при ходьбе она переваливалась с боку на бок. Но ходила она на удивление быстро. Так и воспитывала она его и старшую сестру. Когда Юрию Сергеевичу исполнилось пять лет, отец снова женился. У мачехи так же был сын, тоже Юра, но на два года старше Юрия Сергеевича. Вскоре родился совместный сын, которого назвали в честь отца Сергеем. Двухкомнатная квартира, где они сейчас жили, была мала для такой большой семьи. Поэтому старшая сестра Люся, жила в общежитии пед. института, сын мачехи тоже жил в общежитии ремесленного училища, где был полностью на государственном обеспечении. Приходили они домой по выходным и то редко. Всем в семье заправляла тётя Саня. Мне казалось, что и мачеха Юрия Сергеевича побаивалась тётю Саню. Отец у него был весь в работе. По выходным иногда расслаблялся и выпивал. Как мне тогда показалось, он был деспотичным мужиком.

Вскоре о дружбе Юрия Сергеевича с Люсей узнала и его семья. Возмущению не было предела. Напившись, отец отругал его и  сказал: -"Запрещаю! Ишь нашёл кого? Что бы на этом всё!   Не пара она тебе!" - И приказал Сане проследить. Тётя Саня рьяно взялась за это дело. Теперь она постоянно держала Юрия Сергеевича в поле зрения под контролем. Но разве уследишь? Тогда она ходила по округе и выспрашивала у всех. -"Не видели-ли Юрку?" - Мы естественно ничего ей не говорили. А вот мелюзга, часто выдавала его. И однажды Саня застукала их, когда они целовались. Коршуном подлетела она к Люське и вцепилась ей в волоса. Юрий Сергеевич оттащил тётку, а Люська со слезами убежала прочь. Но на этом дело не кончилось. Саня пришла к Люськиным родителям и при всех ругала Люську самыми последними словами. Осип выслушал её, от материл, как умел и спустил с крыльца. Затем он сказал Люське: -"Вот, что доча, отстань ты от него. Не будет тебе с ним счастья, если сейчас они поносят тебя последними словами. А, что будет дальше?"-

А осенью наш ветхий барак снесли и расселили жильцов по всему городу, кого куда? Многим квартиры давали по месту работы от предприятия, другим давал райисполком. Мы стали взрослыми, обзавелись семьями и потеряли из виду друг друга. А вот с Раей мы не растерялись и дружим всю жизнь, начиная с шестого класса. С тех самых пор, как они приехали жить в наш двор.

Юрия Сергеевича я встретила чисто случайно на улице, лет через двадцать. Помятый, чувствовалось, что выпивает. Мы разговорились. Он так и не женился. Что-то писал, где-то печатался, даже работал в издательстве. Но пил и его попросили оттуда. И сейчас он подрабатывает, где придётся. Мне его стало жаль. Такой перспективный был молодой человек! И так всё закончилось!

        И Люсю я встретила тоже случайно. Оказалось, что мы работали на одном предприятии. Наше КБ разработало прибор, который должны были отправить на выставку. Пришли фотографы, сфотографировали его с разных позиций. Я написала текст для проспекта, описала внешний вид, технические характеристики, преимущество его перед другими аналогичными разработками. Время поджимало, нужно было готовить прибор к отправке, а заводская типография никак не могла напечатать проспект. Начальник послал меня туда разобраться, почему такая задержка? Каково же было моё удивление, когда меня подвели к производственному мастеру, для выяснения обстоятельств. Это была Люся! Мы обрадовались встрече. Быстро нашли общий язык и она обещала мне помочь в этом деле. Договорились в обед встретиться в заводском сквере. Как выяснилось, Люся закончила полиграфическое училище. Удачно вышла замуж. Сына, первенца, она назвала Юрой. Я спросила: -"Муж-то не против этого имени?" -"Он думает"- ответила она. -"Что назвала я сына в честь Юрия Гагарина. Он тогда в космос полетел." - Потом мы встречались ещё. Вспоминали своё детство, юность и конечно же Юрия Сергеевича.   
                июнь 2014г.