Сражение на пасеке

Зоя Слотина
 Люди и пчелы. Мы разные,  во многом  отличаемся друг от друга  будто живём не в одном измерении, а в параллельных мирах.  Мало того, что мы отличаемся внешне и физиологически, у нас разные  сроки жизни. 
Человек может прожить сто лет и считает, что срок его жизни невелик, что жизнь проходит быстро, что он многое не успевает сделать, понять, увидеть.  Человек любит жизнь,  хотя не всегда  может  удачно ей распорядиться. Он не умеет беречь себя и надеется, что после смерти тела его личность не исчезнет совсем, что его душа живёт вечно.
 Срок жизни пчелы зависит от её функций в семье и времени её рождения. Рабочая пчела, рождённая весной и летом живёт в среднем один месяц иногда два. Заботы о потомстве и полевые работы быстро изнашивают её организм.  Пчела, рождённая осенью живёт пять месяцев, потому что её основное назначение греть гнездо,  дожить  до появления весеннего расплода и выкормить его. Матка живёт полноценной жизнью два года. Трутни могут жить  долго, а умирают лишь потому, что их убивают пчёлы.
 Давно известно, что импульс жизни в зародышах  пчёл и людей достаточен для того, чтобы развивающиеся из них существа могли прожить значительно больше, по крайней мере в разы
больше, если их не выводят из строя условия жизни. Этим мы схожи и ещё нас объединяет то, что мы живые существа  и соседствуем на одной планете, не являясь пищей друг друга.
  Мы очень давно к обоюдной выгоде дружим семьями, часто  хорошо  понимаем  друг друга  и активно обмениваемся  товарами и услугами.

Я потомок пчеловодов, думаю, что наша дружба с пчелой корнями уходит  в самую далёкую древность. Во всяком случае  я знаю точно, что лет  двести назад  в своё имение  князь Вяземский  из Башкирии, страны бортников, привёз моего пра- пра- прадеда пчеловода.  Тот   разводил  пчёл и радовал княжескую семью таким полезным продуктом, как мёд.
С той поры все, в ком текла  капля крови моего далёкого пращура, как только прикоснутся,  даже случайно, к пчеле, так и потянутся к ней с серьёзными дружескими намерениями. Среди моих родственников очень много хороших пчеловодов.
Мой отец сразу, как вышел на пенсию, увлёкся пчеловодством, книги об этом деле усердно   читал, хотя душа его всю жизнь тянулась к железу. Он работал кузнецом, и всегда был убеждённым горожанином. Своих приобретённых впервые пчёл он вывез, как на дачу, на хуторок, около которого совхоз посеял гречиху и подсолнухи на семена.  Сам расположился в доме хозяйки, а пасека на её огороде, благо дом и все угодья хозяйки были далеко от других  усадеб.
 
 Зацвела  гречиха. Погода, как по заказу, самая благоприятная  для основного  мёдосбора, а мама в тот месяц немного приболела, и меня с мужем родители позвали  помочь откачать  мёд. Для нас это заманчивое приключение и мы с радостью согласились.
В назначенный день  мы явились на пасеку рано утром, но крестьяне начинают работать ещё раньше. Оказалось, что вблизи пасеки, где не вытоптана  трава, привязан полугодовалый бычок. Я инстинктивно  боюсь рогатых животных  и сильно озаботилась этим фактом.  По этой причине  я поинтересовалась  у хозяйки усадьбы, где расположилась пасека:
-Тётя Настя, а бык не бросится на меня? У меня сарафан с красными цветами.
-Не боись. Он смирный. Уже неделю сват его здесь держит. Никому никакого беспокойства.  А вот тебе с голыми руками и голой шеей к пчеле лучше не соваться.
-А я её не боюсь. Меня пчела не трогает. Когда я была маленькой, я на дедушкиной пасеке целыми днями около ульев сидела.  Играла и спала тоже рядом.
-Но  ты всё же мою кофту с длинными рукавами одень, а то сгоришь на солнце. Да сетку не забудь,  пчела на глаза бросается.  У тебя и ноги голые, ну да ничего. В горнице будешь крышечки срезать да медогонку крутить. Тут работы всем до утра.

Отбор мёда - ответственный и трудоёмкий процесс. Проводят  его  днём в сухую погоду, когда вся лётная пчела отсутствует, собирая нектар в поле, а в  ульях постоянно находится  только  часть молодой пчелы, занятой  уходом за расплодом,  переработкой нектара в мёд и охраной гнезда.  Но так как в это время в гнёздах скапливается много мёда,  пчела ведёт себя особенно бдительно и агрессивно.

Мы прибыли,  папа сделал последние приготовления к откачке мёда в доме, и мы, получив подробные указания,  двинулись  к первому улью.
Всё делать надо было очень быстро.  Отец открыл улей. В магазине на запечатанных сотах  пчёл  ползают считанные единицы.  Папа стал поочерёдно  доставать  рамки с  мёдом  из магазина .  Муж их принимал, смахивал  пчёл с рамок чистым гусиным крылышком,  время от времени пуская струйку дыма из дымаря  и  быстро ставил  их в плотно закрывающийся  ящик (разноску).  Я стояла рядом открывала и закрывала крышку ящика. Как только  разноска наполнилась, муж схватил её и помчался  в специально оборудованное  помещение в доме. Мы с папой заполнили вторую разноску, я потащила её к дому, а папа остался прикрыть улей. Разноска оказалось тяжёлой, в ней мёда было 16 килограмм. Но муж выскочил и помог мне. Отбор рамок прошёл  гладко, только вокруг потревоженного  улья  стало кружиться  чуть побольше  сторожевых  пчёл.

В дом за нами не прилетела ни одна пчёлка. Пришёл отец и показал, как  горячим ножом срезать  крышечки с сот, как ставить рамки в медогонку и откачивать мёд, работа закипела. В домике резко запахло мёдом и прополисом.
- Рамки, освобожденные от мёда надо как можно быстрее  возвращать на место в магазин, откуда их забирали.  Пчёлы  придут на покалеченную рамку, быстро исправят соты, оставшийся мёд соберут и опять сложат в соты, -  просвящал нас папа.
-Мне жалко пчёлку. Она работала, работала, а мы как воры грабим её, - робко заступилась я за тружениц.
-У нас договор. Зимой я чистил и ремонтировал её домики. Весной я её переселил  в чистые сухие помещения. В течение весны и начала лета я её лечил,  своевременно  аккуратно подставлял рамки с вощиной в гнёзда, способствуя  наращиванию силы семей. При покупке она  едва закрывала  шесть рамок.  Сейчас она занимает двенадцать  гнездовых рамок.  Теперь её очередь работать.
-Но от неё пользы больше. И труда она тратит больше, - не унималась я.
-Ну мы не считаемся, кто больше, кто меньше работает.  Мы нужны друг другу.  Ей без меня, а мне без неё плохо. В этом году нектара в поле много. Это я её подвёз к сокровищу. Она за три дня заполнит весь улей мёдом и что ей делать? Роиться и улетать? Сейчас поздно строить новое гнездо. Поздние рои погибают. А я, освобождая место для нектара,  стимулирую их  работу.  Они мне платят за заботу.  Всем хорошо,-  папа улыбался во весь рот, глядя как я удивлённо таращу глаза и  хлопаю ресницами.
-И как часто мы будем качать мёд? – облизывая сладкие пальцы, поинтересовался муж.
-Какая установится  погода, и как пойдёт работа, трудно сказать. От этого зависит всё. А   гречиха цветёт месяц. Может раза три качать придётся. Потом небольшой отдых и подойдёт пора подсолнуха.
-Какое богачество!- восторженно качала головой довольная тётя Настя.

Мы быстро управились  с работой, сложили облегчённые рамки в разноски и пошли на пасеку. Папа опять снял крышку с улья. Я заглянула внутрь. В магазине было видимо-невидимо пчёл, которые муж разгонял  дымом. Рамки водворили, и крышку аккуратно вернули на место, не придавив ни одного насекомого.  Вдруг резко рванулся на цепи бычок и замычал.
-Валера, быстрей ко мне, - закричал отец   и побежал к привязанной скотине.
-Бегом  разноски в дом, -  скомандывал мне муж, а сам помчался на помощь к тестю.
Несколько пчёл кружилось вокруг  быка, а он размахивал хвостом, рвался с цепи  и мычал. Махать перед носом пчелы нельзя, это её злит, но животные об этом не знают, их пугает жужжание, и они защищаются.
Но и ко мне пристало немало пчёл, я понеслась к дому со всех ног. Хозяйка открыла передо мной дверь и быстро закрыла, но не менее пяти пчёлок ворвались в дом и достали меня. Тётя Настя поймала три пчелы и выпустила их в форточку. Остальные погибли смертью храбрых, наказав меня за разбой. Ужалившая пчела умирает, как комикадзе. Жало пчелы похоже на гарпун. Оно имеет пилообразную форму. В связи с этим оно застревает в коже и вырывается из тела пчелы, приводя её к гибели. С жалом связан мышечный мешочек с ядом, он самостоятельно продолжает выделять яд в течение нескольких минут.  От резкой боли я пискнула, но тётя Настя профессионально удалила жала, и боль прошла. Пчелиное жало надо быстро  удалять сковыривая его ногтем, чтобы меньше яда попало в ранку. 
А на улице развернулось настоящее военное сражение.
-Сынок, вытаскивай кол, а я подержу животину, - пропыхтел  папа повиснув на прочном ошейнике скотины.
Но что такое семдесят пять килограмм  человека  для горы мышц? Бык мотал головой и отцом.Тем временем муж напрягся и вырвал из земли железный кол, с закрепленой на нём цепью,  которой удерживалось животное на пастбище. Бык тоже напрягся и рванул  в неизвестном направлении  с  моим отцом на  шее. Кол выскользнул из рук Валеры, сорвав  кожу с ладоней. А бык  через десяток метров стряхнул с шеи взрослого мужчину.  Пчёлы, почувствовав запах крови с мёдом от ладоней человека,  бросились на обидчика. Валера инстинктивно сжал кулаки и раздавил несколько пчёл.
Что тут началось! Толи умирая пчёлы успели позвать товарищей на помощь, толи запах от раненых ладоней достиг до каждой летающей на пасеке особи,  но только все они устремились к мужу, прихватив с собой помощь из ульев. Тётя Настя, заорав  «не выходи!»,  схватила  ведро воды с  веником и бросилась на улицу помогать мужчинам.  Сдуру помощница окатила холодной водой подбежавшего мужа и мокрая сетка с пчёлами прилипла к лицу. Реакция пчелы была мгновенной и десятки жал влепились в лицо,  целые полчища крылатых воинов набились в карманы брюк,  другие  рвались через носки в штанины  и от ступней щекоча поднимались вверх по ногам, вонзая по дороге отравленные гарпуны. Кроме того, вся мокрая  одежда была облеплена зло жужжащими мстителями.
 На столе стояло неприкрытое блюдо с крышечками и вытекшим мёдом. Нам повезло, целый рой обнаружив  неохраняемый мёд  спланировал  на него, отцепившись от Валеры.  На меня тоже  набросилось несколько заблудившихся особей.  Я схватила какую-то тряпку и начала их бить. Валера яростно  давил пчёл в карманах, а тётя Настя била их мухобойкой на одежде мужа. И все мы орали. Папа  сорвал с лица зятя сетку, с тела  одежду с пчёлами и выбросил всё это в сени. Потом долго  стряхивал с лица и тела  насекомых,  какие видел, и всех давил. Когда жужжание прекратилось, отец  начал вытаскивать  жала из тела зятя, не обращая внимания на свои изжаленные руки.
 
 Побоище  закончилось.  Мы стали считать свои потери. У меня заплыл один глаз и верхняя губа висела почти до подбородка. Ноги и руки местами неравномерно увеличились в объёме. Лицо тёти Насти тоже перекосило. Папа выглядел огурцом, на него пчелиный яд особо не действовал. Но с моим мужем дела были очень плохи. Он был густо покрыт синяками от ударов мухобойкой,  всё тело равномерно распухло. Он хрипло и тяжело дышал с  присвистом, пульс зашкаливал - не сосчитать. Сказать по правде, мы тогда здорово струхнули.

Когда сват хозяйки увидел суматоху на её усадьбе, он смекнул в чём дело и помчался за своим быком,  поймал его у деревни  и заодно сказал о случившемся старому опытному  фельдшеру Ивану Кузмичу. Тот поспешил к нам на помощь с тремя бутылками самогона.  Водку во время летних работ в сельских магазинах не продавали. Средь населения в ходу был самогон мутный и вонючий. Чтобы нейтрализовать действие яда, Кузмич заставил мужа выпить гранёный стакан мутного пойла.  Остальная целебная жидкость была вылита на простынь, в которую его завернули. Через час  на местном  грузовике мы прибыли в сельскую больничку, и молодая докторша поставила мужу капельницу, чтобы спасти его от отравления и пчелиным ядом, и алкаголем. 
-Я удивляюсь, как вам удалось не убить его, - в сердцах от нашей бестолковости сказала она. Я пыталась как-то объяснить случай, оправдаться, но меня никто не слушал. Мужа оставили в больнице, меня выгнали.

Мама, узнав про наши приключения, сурово отчитала отца за легкомыслие.
- Они дети! Но ты!!! Как ты мог в такой ответственный момент оставить животное у пасеки! – поднимая глаза в гору через предложение повторяла она.
На меня она не смотрела. Мне было очень стыдно и обидно  считаться несмышлёным ребёнком. Нам и так досталось  больше, чем надо.  Но мама была права, я опростоволосилась.
      
К несчастью, и пасека пострадала. На пасеке всего четыре семьи, а пчёл передавили не менее ведра. Хорошо то, что пчела в основном была в поле. Мы отделались испугом.  А когда через  неделю мы с мужем явились на свою работу после описанного события, я была в относительном порядке.  Сослуживцы косились на мужа. На ногах у него были глубокие галоши, другая обувь не подходила, а бритая голова в шишках  производила странное впечатление, потому что нос по всей длине выдавался далеко вперёд, а глаза под тяжёлыми веками по рыбьи были сбоков от носа. Нам ничего объяснять не хотелось. Что я могла сказать? Что мы воевали с пчёлами?  Слава Богу, к нам с расспросами не приставали.
 
С медом папа не прогорел совсем, но ожидаемого объёма товарного мёда не получилось. У пчелы не хватило времени восстановиться.  Вот так получилась кратковременная, настоящая  война между пчелиными и человеческими семьями. В моей жизни такая война  вспыхнула только однажды,    как всегда, из-за взаимного  и глубочайшего непонимания. Урон с обеих сторон был  невосполним.  С той поры я считаю,  что война самая непродуктивная акция. В ближайшее время ей должна быть найдена альтернатива.