Георгий Береговой. Мечта полёта

Димитрий Крылов
То, что казаки малочисленный как сейчас пишут народ, наконец доказано юридически. А как известно каждый народ имеет своих выдающихся представителей. Многим бы хотелось представить казаков как сословие Российской империи, архаичные ее остатки и не более. Но автору думается, что на проблему стоит посмотреть по другому. Да казак это Воин, но он и пахарь, и торговец, и живописец, и летчик и даже космонавт. Он – сын своего Народа и волен проявить себя на любой выбранной им стезе. Есть такая неизданная книга «Крылья России» ее много лет писал кубанский казак и военный летчик Вячеслав Ткачев. Вся жизнь этого человека – это мечта о небе и жизнь ради исполнения мечты. Если бы не мировой военный пожар и гражданская усобица думается Вячеслав Матвеевич стал бы летчиком гражданским, водил бы воздушные корабли в мирном небе Отчизны. Но не довелось и  не его в том вина.

Поэтому знакомьтесь. Георгий Тимофеевич Береговой. Уроженец Полтавской губернии – родился 15 апреля 1921 года. То, что Полтавщина – земля казачья – это трудно оспорить. А то что Георгий с малых лет тянулся в небо – факт тем более неоспоримый. Учился он в Енакиево в Донбассе (1928 – 1936 гг.) где уже тогда посещал секцию авиамоделирования городской Детской технической станции и в итоге стал сначала инструктором, а затем и руководителем этой секции. Как и практически все сверстники после окончания восьмилетки начал трудовую деятельность – помощником слесаря на Енакиевском металлургическом заводе, но мечта не отпускала и Георгий параллельно посещал местный аэроклуб. После успешного окончания аэроклуба был в 1938 году призван в РККА и естественно стал лётчиком.

Небо оказалось его стихией – за время Великой Отечественной Войны 186 боевых вылетов и как итог – первая Звезда Героя Советского Союза. Естественно и летать и сражаться и командовать нужно учиться. Поэтому до войны была успешно закончена в Ворошиловграде школа военных летчиков имени Пролетариата Донбасса – еще один шаг к исполнению мечты. А потом с 1942 года фронты, вылеты, бои, командование звеном и эскадрильей.

Война как мы все знаем успешно кончилась, но казак Береговой остался на страже неба Родины. Теперь снова курсы и вот он – лётчик-испытатель. Первые МиГи и Сушки, первый гермошлем, испытание реактивного самолета в условиях штопора – суровые реалии службы казака в то время. Но и тут он уже находил время – воспитывал молодое поколение летчиков. Неустанно учился сам, закончив в 1956 Военно-Воздушную Академию, а в 1961 получив звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР» . И Георгий Тимофеевич добился практически невозможного -  по дополнительному набору в 1963 году Береговой попадает в отряд советских космонавтов.
И он не только смело шагнул в небо, но и 26 – 30 октября 1968 года 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд был в космосе, за что был отмечен второй в его жизни Звездой Героя СССР. Попутно казаку покорились сразу несколько рекордов в еще такой короткой истории космонавтики. Георгий Тимофеевич родился раньше всех людей побывавших на орбите Земли. Раньше даже американских астронавтов. И долго, до Льва Дёмина оставался старейшим человеком, ступившим на орбиту планеты, сделав это аж в 47 лет. Вот что значит стремиться к исполнению мечты, во что бы это не стало. И неудивительно, что в 1972 – 1987 годах именно Береговой возглавлял ЦПК – Центр Подготовки Космонавтов и серьёзно занимался наукой в области космонавтики и инженерной психологии, став кандидатом психологических наук.

В 1987 Георгий Тимофеевич вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации, дважды Героем СССР, кавалером  многих отечественных и зарубежных орденов медалей и Золотых Звёзд,  но до последних своих дней казак вел большую общественную деятельность, не умея остаться в стороне. Наверное поэтому сердце наконец не выдержало нагрузок и Береговой 30 июня 1995 года ушел из жизни во время операции на сердце.