В статье "Лирическая суть коммунизма" (http://www.proza.ru/2014/07/20/962 )мы показали существование семи общественно-формационных матриц. Шесть из них являются этапами исторического становления "здорового человечества", а седьмая "матрица" (или антиматрица) является матрицей пост-эксплуататорской , то есть, тем , что принято называть в марксизме коммунизмом.
Этот коммунизм - есть формация с личностным дискурсом, который в свою очередь создается таким институтом как поэзия-искусство.
То есть, мы имеем семь формаций (6+1) определяемых следующими семиотическим носителями: Язык (1), Миф-традиция (2), Ритуал (3), Религия-метафизика (4), Наука-Рационализм (5), Технологии (6), Лирика-Искусство (7).
Это естественная топология эволюцию общества во времени.
Точно такую естественно предположить и для пространства.
Таковая легко обнаруживается при рассмотрении ойкумены с учетом её историко-культурных особенностей.
1. Африка (но по некоторым соображениям, может быть, Латинская Америка а не Африка) - Язык (то первобытность, с чем-либо в минимальной мере относительно изначального языка, как тотально доминирующего института дикого общества)
2. Индия - Миф. Культура Индии самый выраженный традициональный регион. Регион в котором письменность зафикисровала самые архаичные представления, традиции и т.д. Мифологию мы, конечно, находим повсюду, но именно вы Индии она представлена широко, детально и во множестве текстов. Многие институт традиционной культуры существуют до сих пор. Индуизм религия миллиона богов. И так далее.
3. Дальний Восток (Китай) - ритуал. Ритуал объединяет общество без философской программы. Можно сказать это культура алгоритмов. На этой основе построены И-цзин, Фень-шуй, кун-фу, иероглифика, которая восходит к повторяемой комбинации черт, Ритуал принципиально оторван от реальности, культура ритуала выглядит как изоляционистская. В силу того, что ритуал символичен и не содержит сложного содержания, в качестве компенсации развивается медитация ( творческое додумывание), как это произошло в культуре школы чань-буддизма и идеологи даосизма.
4. Ближний Восток - Религиозная метафизика. Здесь появились писания всех монотеистических религий: Тора, Новый Завет, Коран. Именно здесь возникла религиозная метафизика. Моисей, Христос, Муххамад. И все прочие библейские пророки. Египетские пирамиды не являются первобытным культом, так как строения явно принадлежат специфической государственной цивилизации, в которой большую роль играла образованная каста жрецов, обслуживающая фараонов и даже управляющая фараонами. Папирусы. Пирамиды принципиально религиозные сооружения. Но главное в этом регионе и по сей день - писания авраамических религий.
5. Европа - место, где родились науки, логика, математика, университеты, научные заведения, физика, химия, биология, политэкономия, социология. Все вузы мира преподают по сути европейскую науку.
6. Северная Америка - технологии. Это очевидно. Здесь родились небоскребы, заводы с конвейером, автомобилестроение. Америка не так сильна в науках, так что всегда экспортирует ученых со всего мира. Но технологически - это бесспорно самое энергичное место на планете.
7. Россия (Евразия) - литература-искусство. Только в России существует культ художественной литературы. Здесь сказано:
"Пушкин наше всё".
Романист Лев Толстой породил толстовство.
Максим Горький превзошёл своего старшего современника в популярности.
Только в России существует Союз Писателей и так называемые "толстые литературные журналы".
Толстой, Достоевский, Чехов, Горький, Маяковский - идолы мировой литературы.
В России происходил так называемый ликбез.
Россию долгое время называли самой читающей страной в мире.
Русский язык возник и бытует на месте прародины индоевропейских языков.
Ленин называл себя литератором, называл Льва Толстого "зеркалом русской революцию", вел свою революционную родословную от Герцена и Чернышевского. .
Стихи молодого Сталина вошли в антологию грузинской поэзии. Сталин при этом называл себя "русским человеком грузинской национальности".
Маяковский писал: "Я русский бы выучил только за то , что им разговаривал Ленин".
Миниатюра Тургенева (один абзац) "Русский язык" вошла в хрестоматийный канон, наряду с многостраничными рассказами и романами.
Сфера искусства дает похожую картину. Большой театр, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шестакович.
Живопись: передвижники, русский авангард (Малевич, Кандинский, Шагал), сезоны Советское кино от "Броненосца Потемкина" до советского кино 60-х-70-х, которое смотрят до сих пор, как говорится "до дыр". Очень часто политические движения и эксцессы, связывались с литературными фигурами. "Доктор Живаго" Пастернака, Солженицын, Бродский, Лимонов.
Перелом в перестроечной и пост-перестроечной катастрофической депрессии России произошел в связи с борьбой юго-восточных украинцев за русский язык против насильственной украинизации.
Иногда возникает представления, что русский язык в сравнении с другими славянскими языками боле модрнизирован, но это не так. Русский литературный язык единственный из литературных славянских языков сложился на основе именно старославянского (церковно-славянского) языка и вобрал в себя большую часть лингвистических явления старославянского.
Аналогов подобного почти религиозного отношения к языку и литературе как в России нигде в мире не существует.
Литература и искусство, как мы показали в статье "Лирическая суть коммунизма", функционально служат рождению и развитию личности. Само это "строительство личности" в виде педагогики, такой как педагогика Макаренко, и других особенностей русской системы образования также является спецификой русского сегмента ойкумены. Руси свойственен пафос стремления к обучению:
"Учение - свет, неучение - тьма".
Знаменитые "студенты" Петра Первого, его потешные полки и его собственное обучение корабельному ремеслу в Голландии.
Легендарный Михайло Ломоносов, пришедший из Холмогор пешком в Москву поступать в Университет.
Два самых знаменитых изречения Ленина: "Учиться, учиться и учиться", "Усвоить все знания, выработанные человечеством".
Система воспитания в советское время представляла широкую сеть: ясли, детский сад, школа, внешкольные кружки, секции, пионер лагеря, дворовые клубы, дома пионеров. После школы - техникумы, вузы.
Учреждения культуры, театры, кинотеатры, телевидение, радио, - всё "рекламировало" развитую, высоконравственную, героическую личность.
Путин ведёт себя также как гуру, как учитель. Его речь литературна, остроумна, его язык богат цитатами из классиков и свидетельствует о его знании русской и советской литературы в той довольно широкой мере, которая была присуща для советских людей с высшим образованием (включая Ленина и Сталина). Идеология выступлений Путина на международной арене вращается вокруг "нравственного превосходства" России, то есть, опять же определенного качества личности.
Примат личностной ментальности помогал и помогает русским преодолевать техническое и экономическое отставание, так как в конечном счете решение задачи зависит от личностных установок: желания, упорства, установки на непобедимость русского волевого характера.
Несколько лет назад Госдума России по инициативе КПРФ учредила день Русского языка, совпадающий с днем рождения Пушкина.
В современной России культ художественной литературы сохраняется, несмотря на западническую политику либеральной олигархии, вездесущий Голливуд по ТВ и т.п..
-
ещё по теме: http://www.proza.ru/2014/08/26/1112