Судьба с Ван Гогом

Надежда Дмитриева-Бон
                Винсент Ван Гог. "Ночная терраса кафе". 1887 г.
                Масло, холст. 81 x 65,5 см.
                Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

   



     В  нормальной  жизни  женщины,  ну  так  скажем  среднестатистической,  коей  была  я,  очень 
трудно  найти  четыре  часа  в  день  для  чтения.  Домашнее  хозяйство,  если  его  вести  с  умом  и 
любовью,  оно  занимает  большое  количество  времени  и  сил,  это  становится  любимым  хобби. 
Но  когда  я  после  долгих  размышлений  согласилась  с  предложением  перейти  на  работу  в  Москву 
к  Наде  на  фирму,   то  открылась  для  меня  новая  временная  возможность,  в  которую  можно 
было  разместить  чтение  книг. 

      Моя  дорога  на  работу,  которая  до  этого  занимала  в  оба  конца  меньше  часа, 
превратилась  во  многочасовой  марафон,  он  стал  варьироваться  от  4  до  5  часов. 
И  моим  прекрасным  спутником  стало  чтение,  которое  помогало  преодолевать  дорогу  и  радовало 
меня  возможностью  познания.  Но  кроме  этого,  наступивший  период  в  моей  жизни  наполнился 
огромными  испытаниями,  и  я  стала  читать  биографические  книги  и  романы,  написанные 
на  автобиографических  фактах,  дабы  как-то  понять  происхождение  неудач  и  потерь  в  жизни. 

      Этими  книгами  стали  романы  Анри  Перрюшо,  посвящённые  жизни  известных  французских 
художников  и  романы  Ирвинга Стоуна. 
Роман  «Жажда  жизни»  И.Стоуна  о  великом  французском  художнике  голландского  происхождения 
Винсенте  Ван  Гоге,  стал  любимым   в  череде  его  прекрасных  романов. 
Меня  просто  потряс  трагизм  человеческой  судьбы  и  гений его художественного  дара. 
И  получается  вопрос  не  в  том,  что  человек  читает,  читают  многие  люди.  Вопрос  в  том, 
что  для  меня,  она  стала  просто  спасением  в  тяжёлое  время  моей  жизни. 
Я,  как  и  любой  человек,  попавший  в  серьёзное  испытание,  искала  себе  опору. 
У  меня  всегда  была  рядом  Надя,  много  душевных  и  преданных  друзей,  но  никто  из  них 
мне  не  помог  так,  как  прочитанная  в  романе  судьба  художника. 

     Я  давно  интересовалась  живописью  Ван  Гога,  его  полотна  всегда  притягивали  моё  внимание. 
Но  когда  жизнь  шла  размеренно  с  долей  доброго  счастья,  то  так  уж  устроен  человек, 
что  трагедия  чужой  и  когда-то  давно  прошедшей  судьбы,  она  мало  что  тебе,  сегодняшнему 
и  счастливому,  может  сказать.  А  вот  когда  земля  стала  уходить  из-под  моих  ног,  то 
спасительным  образом,  пережитый  трагизм  великого  человека,  заставил  меня  взглянуть  на  свою 
жизнь  никак  на  трагедию,  а  как  на  испытание,  которое  надо  достойно  пройти. 

       Я  поняла,  что  нашла  друга,  я  нашла  у  него  ответы  на  свои  вопросы. 
Потом  я  прочитала  огромную  переписку  Винсента  с  братом  Тео.  Читая  её,  я  была  погружена 
в  тяжёлую  жизнь  прекрасного  человека,  щедро  наделенного  талантом  художника  и  мыслителя. 


      Редкий  союз  двух  братьев! 
Их  любовь  была,  великим  служением  друг  для  друга.  Их  многолетние,  ставшие  смыслом  жизни 
отношения,  позволили  Тео  поддерживать  жизнь  и  талант  брата.  Он  присылал  деньги  на 
жизнь  Винсенту,  в  замен  картин,  которые  не  продавались.  Тео  не  получая  деньги  от  продаж, 
ежемесячно  посылал  брату  на  жизненный  минимум,  он  отрывал  их  от  собственной  семьи 
не  раз  и  не  два,  а  целую  жизнь.  И  как,  же  это  невыносимо  быть,   не  оценённым, 
быть  лишённым  заслуженного  признания.  Иметь  элементарные  средства  жить  за  счёт  своего 
таланта  и  мастерства. 

      А  Ван  Гог,  продолжал  жить  в  нищете  и  писал,  писал…,  чтобы  только  после  смерти 
снискать  себе  величие  художника  и  мудреца –  « …существует  искусство,  дающее  утешение  разбитому  сердцу!»
– это  слова  Ван  Гога  из  письма  к  другу,  а  значит  это  ответ  и  для  меня. 
Живопись  стала  для  Винсента  смыслом  его  бытия,  она  вела  его  по  судьбе,  переполненной 
испытаниями  духовными  и  физическими.  Что  только  стоят  эти  слова:
«…нигде  не  чувствовал  себя  таким  чужестранцем,  как  в  моей  семье  и  стране». 

     Эти  строки,  выстраданные  человеком,  остались  нам  в  наследство,  чтобы  сегодня  они  спасали 
тех,  у  кого  разбилось  сердце.  Опубликованные  письма,  эти  интимные  строки  читают  теперь 
многие  люди,  но  всё  равно,  они  принадлежат,  только  двоим  людям  редкого  человеческого 
союза,  где  неразрывно  связанно  родство  крови  и  духа.  Это  уровень  дорогих  ценностей, 
как  чистота  и  высота  духа  человеческого,  которая  случилась  между  прекрасными  людьми, 
судьбы  которых  до  сих  пор  дают  надежды  и  помогают  превозмогать  трудности. 

     Первое  своё  крупное  полотно  «Едоки  картофеля»  Винсент  не  мог  продать  даже  с  помощью 
брата  в  галереи  «Гупиль»,  и  ни  в  какой  другой,  даже  и  мало  известной.  Такое 
испытание,  которое  стало  повторяться  с  каждым  его  полотном.  И  такая  же  сильная  вера 
в  своё  предназначение,  заставляла  его  жить,  но  несогласие  с  действительностью,
уносило  с  каждым  полотном  всё  его  здоровье.  Свои  картины  Ван  Гог  писал  горячо  и  страстно, 
живопись  по  Ван Гогу  –  это  ритм  жизни,  которому  подчинено  всё:  люди,  яблоки,  подсолнухи, 
вспаханные  поля,  виноградники  –  всё  это  живое:  лодки  и  море;  луга  и  птицы;  дома  и  солнце;   
ночное  небо  и  звёзды;  люди  и  ночные  кафе… Всё  это  на  его  полотнах  живёт,  и  умирает… 


     Его  полотна  заставляют  сострадать,  они  учат  нас  любить   не  откладывая.  Он  знал,  что  его 
краскам  было  подвластно  передать  на  полотне  буйство  жизни  и  тут  же,  так  близко,  просто 
ошеломляюще  близко  ощущение  праха,  и  всё  это,  как  единство  ритма  и  скоротечности 
человеческого  бытия.  Поэтому  надо  жить,  и   надо  ценить  дар  с  названием  Жизнь.

     Я  в  Пушкинский  ходила  и  ни  один  раз,  смотреть  только  его   полотна,  я  стала  покупать 
альбомы  Ван  Гога,  его  картины  можно  рассматривать  и  ощущать  радость  выздоровления  духа, 
он  грустен  и  созидателен.  Многие  репродукции  с  полотен  Винсента  Ван  Гога,  я  считаю, 
можно  повесить  в  доме  для  истинного  его  украшения.  Я  долго  выбирала,  и  вот  нашла  чудесно 
выполненную  репродукцию  с  картины  «Ночная терраса кафе»,  и  приобрела  её,  и  радуюсь, 
глядя  на  жизнь,  которая  идёт  и  ночью,  только  чуточку  тише.

ВИНСЕНТ ВАН ГОГ

Ты родился в той семье,
Где устои семьи были очень строги.
И ты, повинуясь традициям клана,
Стал Пастырем в нищих трущобах страны.

Но сердце доброе твоё
Талант великий победил,
И живопись тебя пленила,
На аналой судьбы её сложил.

Писал, неистово, себя сжигая,
Своею кровью пейзажи зажигал.
Из копий угольных рабочий люд,
Ты на полотнах написал.

И шум вокруг, и не понятно,
Зачем такую жизнь писать?..
Так удивительно правдиво
Простой народ в картинах освещать.

Не принял «чистый мир» искусства
Тобой увиденную боль...
Непонятый, непризнанный никем
Опережал своею мыслю всё и всех.

Надеялся измученной душой,
Что все картины создал ты не зря,
И их увидят новые глаза!
Те, что подёрнутся слезою восхищения!

И будут люди благодарны,
Тебе за символы живые,
Подсолнухи, поля, мистраль,
И небо, и кафе Прованса!

И ночи звёздные твои,
И кипарисы в поднебесье,
Оливковые рощи вековые,
И в солнце виноградники твои.

Всё это понимание жизни
И скоротечность бытия…
Но промысел Господний – вечность!
И мы увидим это и сотни лет спустя.