Любовью ко Христу был движим Павел, идя на смерть

Николай Павлович Кормаков
              (По влечению или по внушению Духа Святого?)      

      Есть мнение, что ап.Павел, особенно переживавший о спасении народа еврейского,  отторгнувшего долгожданного ими Мессию, Иисуса Христа, горел желанием любой ценой обратить их ко Христу силой евангельской проповеди. И для этого, не глядя на предупреждения Духа Святого, сообщаемые ему через других людей, стремился прибыть в Иерусалим. «Дух Святой по всем городам свидетельствовал, говоря, что узы и скорби ждут его» (Деян.20:20).  Упорствуя,  однако,  в своем желании, он достиг все-таки Иерусалима. Но всякий,  упорствующий в своем желании вопреки воле Святого Духа, оставляется Духом Святым последствиям собственного упрямства, подвергаясь действиям обстоятельств,  им вызванных, что и произошло с ап.Павлом.

Мнение это ложно.

Сам Господь и Бог, Иисус Христос, выставляет свидетельство делом большим свидетельства словом (Иоан.5:36). А если так, то как мог бы тогда Господь сказать о Савле, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9: 15), когда бы тот не мог бы отречься собственной воли ради воли Божьей, воли Святого Духа?  Выходит Сам Господь ошибся в выборе Своего свидетеля, т.к. Сам избрал его Своим «избранным сосудом»  (Деян.9:15), т.е. избрал его тем, кто всегда способен будет исполнять сказанное Иисусом Христом: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т.е. воли своей), и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24).  Это во-первых.
Во-вторых, именно в свидетельстве делом и заключается смысл происшедшего с ап.Павлом.  Иудеи отвергли Самого Господа Иисуса Христа, отвергли проповедь апостолов. Проповедовать среди них словом было теперь равносильно бессмысленному самоубийству, ибо Сам Господь повелел апостолам: «если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них» (Мк.6:11). 

Были же тогда в Иерусалиме уверовавшие в Иисуса Христа  иудеи, которые продолжали быть ревнителями закона.  Однако «если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21), - гласил Дух Святой устами ап.Павла,  что ранее на  соборе апостолов ап.Петр выразил словами: «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатью Господа Иисуса Христа спасемся (мы, христиане из иудеев), как и они  (христиане из язычников)» (Деян.15:7-11).
Вот именно для того, чтобы открыть глаза уверовавшим во Христа иудеям, «продолжавшими быть ревнителями закона», и послан был ап.Павел, но не с проповедью словом, а с проповедью делом.
Именно дела Отца Небесного, выраженные через судьбу ап.Павла, готового и «умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» (Деян.21:13), свидетельствовали уверовавшим во Христа иудеям, что с ап.Павлом есть Сам Бог, а ап.Павел лишь исполняет Его миссию, в полном соответствии воле Святого Духа.

Не лишним будет показать, как на деле пророчески исполнялись слова ап.Павла, выразившие его желание быть в Иерусалиме, иными словами, как Дух Святой удостоверял, что именно Он управляет ап.Павлом.
 Когда ап.Павел в первый раз прибыл в Ефес, то « вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями. Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился,  а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу» (19:21).  Что действительно и произошло: «Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал Церковь и отошел в Антиохию» (19:22).  Затем побывав в Галатии и Фригии, он снова вернулся в Ефес  (19:1).
Когда же проповедь в Ефесе ап.Павла подходила к концу, «Павел положил в Духе, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, сказав: побывав там, я должен видеть и Рим» (Деян.19:21).  Так это в точности и исполнилось, но уже не силами самого ап.Павла, а силою обстоятельств: ап.Павла арестовали римские власти в Иерусалиме после нападения на него иудеев, позволив ему и находясь в аресте проповедовать словом.  Затем по желанию ап.Павла быть судимым кесарем, его привезли в Рим, где также не возбраняли  ему проповедовать словом. Произнесенное пророчество это подтверждается уже явлением Самого Господа Иисуса Христа ап.Павлу в темнице по аресте его римскими властями. Ночью ему явился Господь и сказал: "Дерзай, Павел, ибо как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме" (Деян.23:11). 
      
Ап.Павел, направляясь в Иерусалим, говорит, что идет в Иерусалим «ПО ВЛЕЧЕНИЮ Духа, не зная, что' там встретится со мною;  только Дух Святой по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:20-24).
«В Тире … ученики (Иисуса Христа) … ПО ВНУШЕНИЮ Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим» (Деян.21:3-4). «В Птолемаиде … пророк, именем Агав, …  войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.
Когда же мы услышали это, то и мы и тамошние просили, чтобы он не ходил в Иерусалим.
Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса.  Когда же мы не могли уговорить его, то успокоились, сказав: ДА БУДЕТ ВОЛЯ ГОСПОДНЯ!» (Деян.21:10-14).
Вот чем руководствовались ап.Павел и другие христиане: «ДА БУДЕТ ВОЛЯ ГОСПОДНЯ!».
Только лишь стремлением исполнить волю Божью и можно объяснить такое неудержимое стремление ап.Павла идти навстречу смертельным опасностям и даже самой смерти. На память приходят слова книги «Песнь Песней»:  «крепка, как смерть, любовь» (Песнь Песней 8:6) и слова самого апостола Павла о своем возлюбленном Учителе и Господе, Иисусе Христе: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2:6-8).
Вот, где источник действий ап.Павла: в любви, сильнейшей даже от смерти, - в любви к Иисусу Христу, Которого так возлюбил, что почитал высшим благом для себя умереть за Него.
Любовь к Учителю, подражающая любви Самого Учителя!
Нет, не к какому бы то ни было чувству своему был всем сердцем привязан ап.Павел,  и даже не к тому, за что бы отдал и самого себя,  болезнуя за народ свой израильский,  отвергший Христа, как он и сам в том признается  (Рим.9:2-3).  Нет.  Вот, чему полностью отдал свое сердце ап.Павел – любви к Иисусу Христу.

Для чего Дух Святой в Своих откровениях образно показывает иногда человеку, что должно произойти в будущем? Иоанн Златоуст отвечает, что это есть действие Любви Божьей: внутренне подготовить человека к предстоящим событиям. Это первое.
Второе.  Бог никогда не насилует волю человека. Бог всегда предлагает человеку самому сделать выбор. Это же касается и ситуаций, связанных с перенесением страданий.
Дух Святой посылает ап.Павла в Иерусалим, имея на то Свои планы, но чтобы приготовить его, а также научить через него и других многих христиан, предупреждает его о предстоящих ему в Иерусалиме скорбях. Показательно, однако, то, как ап.Павел принимает это.
Ап.Павел был работником у Бога, Его «избранным сосудом». А каковы действия доброго работника у доброго хозяина? – узнать волю хозяина, чего тот желает сделать, и, приложив собственные старания, выполнить то наилучшим возможным способом.
Никакому доброму работнику не придет в голову делать что-либо для хозяина по собственному усмотрению, если намерения своего хозяина ему не известны.  Если таковое верно для жизни временной, материальной, то тем более это должно быть верно для жизни духовной, т.е. в отношениях между работником Бога и Богом.

В чем отличие внушения от влечения?
Внушение есть запрограммированное воздействие на сознание человека с целью исполнения чьей-то воли,  не всегда осознаваемое человеком.
Влечение есть непосредственно ощущаемое человеком воздействие на его сознание, вызывающее у него определенное намерение с целью исполнения  чьей-то воли.
И то и другое есть лишь способы воздействия на сознание человека и хоть они и разнятся, но служат для одного и того же – для исполнения воли того, от кого они исходят.
Слово Божье говорит: «всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф.13:52). Ну а если это верно для книжника, человека  ученого в Святом Писании, то тем более то верно и для каждого человека.
В Иерусалимской общине христиан сильным оставалось мнение об обязательности исполнения закона, как системы определенных правил, что свойственно было ветхозаветному времени.  Трудно человеку, имеющему укорененные в сознании привычки, отделаться от них, полностью устранить их воздействие.

Дух Святой, чтобы научить новообращенных христиан из иудеев (а вслед за ними и нас) тому, что спасение исходит не от исполнения определенных правил, а от благодати, происходящей единственно от Господа Иисуса Христа, и посылает для этого ап.Павла.
Однако в этот раз Дух Святой действует не через проповедь ап.Павла,  как делал Он это среди язычников, но через обстоятельства. Именно действуя теперь через обстоятельства, Дух Святой научает христиан из иудеев через ап.Павла, через его невыразимую любовь к Иисусу Христу, что спасается человек не через исполнение некоторых правил, а лишь благодатью Господа Бога и Спасителя,  Иисуса Христа.  Спасется Благодатью Его,  действующей через добрые движения  сердца человека из любви к Иисусу Христу, если человек добровольно соглашается с ними, т.е. в соответствии с полной свободой воли самого человека. 

Богу нашему слава через Иисуса Христа, Господа нашего.