Театр - древнейшее лекарство для души

Надежда Хисметова
Борис Владимирович Александров - народный артист России, лауреат Государственной премии, лауреат областной премии «Лицедей» за исполнение ролей: Яу в спектакле «Шлюк и Яу» и Генрих IV в  спектакле «Генрих IV»,- лауреат премии в номинации «За выдающееся исполнение» на театральном фестивале в Калуге в 2005 году. За роль Силы Грознова в спектакле «Правда хорошо – а счастье лучше» Александра Островского удостоен звания «Артист России». Выдающих достижений достиг в спектакля: «Монархи», "Иванов", "Последняя лента Креппа", "Очень простая история", "Продавец дождя", "Гамлет", "Дама с собачкой", "Тартюф" и многих других. Женат. Сын Илья. Дочь Мария. Активный физкультурник. Может до изнеможения бегать, играть в волейбол и настольный теннис, отдохнуть и все начать сначала. Занимается йогой.
 
ТЕАТР – ДРЕВНЕЙШЕЕ  ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ

«Любовь есть Бог, а Бог – Любовь!
Все остальное ложь!!!»

Евгений Белянин

Сложно… Нет! Невозможно постичь магию театра!.. Всем известно, что второй реальной жизнью любого человека является театр. Какие только образы и сюжеты ни зарождаются в воображении каждого человека! Как много ему хочется сказать окружающим да всему человечеству, а, главное, самому себе в своих воображаемых спектаклях. Театр – это творческий подход к реальности, дающий участнику действа возможность обобщить и сделать более глубокими переживания на пути от личного духовного опыта к общечеловеческому. Театр – это мистерия чувств художественных образов, помогающих пережить трагедию на сцене и исключить ее из реальной жизни, дающих возможность самоанализа, самокритики без свидетелей. В Древней Греции был построен храм Пелону, царю, врачу и целителю. Как считают современные ученые, Пелон, прежде всего, лечил души людей. При храме до наших дней сохранился огромный театр. В конце цикла оздоровительной программы больные приглашались на просмотр трагедий. Подбирались трагедии с очень сильными переживаниями, сюжеты требовали от зрителей накала страстей, а, главное, сопереживания, сочувствия и одновременно раскаяния в своих проступках и преступлениях. Наибольшее количество исцелённых выходило после просмотра трагедии. Тем больным, которым не помогали молитвы, целебный источник, алтарь жертвоприношения, помогал театр.      
Этим проникновением в сложный мир подсознательного осмысления роли сцены, как исключительного и многогранного восприятия драматургии единым целым, связывающим общим внутренним дыханием и переживанием автора пьесы, режиссера, актера и зрителя, занимается Борис Александров. Поступив в 1971 году в ГИТИС, паренёк из далёкого провинциального Бузулука всей душой окунулся в мир лицедейства. Учась актерскому мастерству, он считал, что важно всё: и искусство владения дыханием и голосом, и пластика движений, но, главное, трепетное отношение к образу, постижение его сути не только умом, но и душой. Необходимо полюбить образ, жить его мыслями, чтобы понять, почему они толкают его на те или иные поступки. И ещё: проникнуть в тайну эпохи, где происходит действие, осознать ее духовные и материальные ценности, сделать их понятными современнику, то есть трансформировать во времени, не изменяя их сути.  Сам Александров считает:
- Театр - древний разноплановый и неуловимый вид искусства. Работая 14 лет со студентами, благодаря их свежему молодому взгляду, поднимаю с ними завесы загадочности и непостижимости каждого рассматриваемого образа новыми путями и порой пугаюсь своего сценического опыта, страшась стать слепым, глухим, бездушным из-за него.  Брук в своей книге «Блуждающая точка» приводит притчу, записанную на манускрипте, в которой Ангелам дано задание узнать у Бога мнение о театре. Бог написал одно слово: «Интерес». Интерес ко всему: к пьесе, автору, эпохе, причине написания той или иной комедии, фарса, мелодрамы, драмы, трагедии. Часто хочется прочувствовать душевное состояние драматурга, в котором он приступил к работе над пьесой. Что его подвигло к написанию той или иной вещи: заказ, сильное душевное переживание, духовный тупик, потрясение от событий, очарование эпохой или личностью? Почему, например, Максим Горький написал второй вариант «Вассы Железновой»? Горький - удивительный автор… Пьесе о потерянном поколении, полной безысходности, он даёт лучезарное название «Дети Солнца». И в тоже время пьесу об обречённых  обитателях ночлежки и явно отрицательных образах (даже Наталью, мечтающую о светлом чувстве, нельзя назвать положительной героиней, не говоря уж о Сатине, утверждающем, что человек выше сытости), но не теряющих надежды на выход из грязи и тупика, он называет «На дне». Вот уже столетие изучением дна Горького занимается много талантливых режиссеров и актёров. Мы со студентами-выпускниками готовимся к премьере этого спектакля. Понятие дна в реальной жизни претерпело столько изменений… Дно Горького с его ночлежкой для многих наших сограждан уже является раем. Они поставлены порой обстоятельствами в такие условия, что уже живыми попадают в ад. Все сейчас отчетливо сознают, что дно Горького имеет под собой ещё более страшное дно, из которого нельзя выбраться даже на дно великого пролетарского писателя. Мы постоянно напоминаем зрителям об этом не горьковском дне освещением сцены на протяжении всего спектакля. В ночлежку попадает солнечный свет снаружи. И в тоже время мы видим, что свет проникает ещё снизу. Этим мы даём понять зрителю, что ниже обитателей ночлежки есть ещё люди. Каким светом озарена их жизнь? Возможно, светом преисподней? Мы пытаемся объяснить зрителю, что ад рядом… Он недалеко и неглубоко. И в то же время, своим спектаклем мы пытаемся каждому дать надежду на духовное возрождение и умоляем: «Спасайте души!»  Русские драматурги начала двадцатого века: Чехов, Горький, Мережковский, -  гениальны! В каждой пьесе ими было поставлено и решено столько социальных, нравственных вопросов, для решения которых другим авторам пришлось написать многочисленные пухлые тома. Например, пьеса «Иванов» сколько проблем поставлено в ней! Проблема лишнего человека, проблема идеалов, семейная проблема, проблема гражданского брака, проблема религиозных разногласий, социальные проблемы становления новых классовых отношений, проблема отцов и детей, проблема ответственности за жизнь человека, за его судьбу, проблема любви и ненависти. Главный герой Иванов в ореоле своего сатанинского обаяния безобразен и привлекателен. Он в ужасе от своего образа жизни. Постоянное самобичевание и самоедством не только сжигает преждевременно его, но увеличивает количество жертв от его безнравственных поступков. Он не мстит своим жертвам за то, что они пошли за ним, не издевается над ними, не унижает, не оскорбляет их. А они и унижены, и обижены. И самое удивительное: как бабочки на огонь летят новые, готовые идти с ним вновь до конца и умереть подле его ног. Иванов не скрывают своих пороков. Он даже выставляет их напоказ. Но это не пугает людей. Молоденькая девушка, наблюдавшая растление и падение Сары, готова после ее смерти стать очередной жертвой и занять место несчастной в любой момент. Что толкает женщин на роковые ошибки? Разрушение основ нравственности, поиск острых ощущений? Прежде всего отсутствие любви, которая придает жизни смысл. Погибающие возле Иванова люди, как нестранно ищут в нём спасения. Как бы не был страшен Иванов, он не равнодушен. И сам ищет любовь и стремится к любви.
Даже отвратительный и лукавый Тартюф прежде всего бьётся за всеобщее обожание и любовь. Он теряет мгновенно голову, когда жена Оргона, его друга, клянется ему в глубоком, буквально сжигающем женщину чувстве. То есть даже для Тартюфа любовь превыше всего. Возможно, в этом сила его магического обаяния! И не известно, что обиднее для него ложь любимой женщины или водворение на долгие годы в тюрьму.
Несчастный император Павел I буквально болен от недостатка любви! Недостаток любви – причина всех несчастий… Каждый человек, возможно неосознанно ищет в окружающем мире понимания, признания или, короче, любви. Чтобы создаваемый образ не получался безликим, и зрители понимали микрокосмос каждого человека, хотя бы на сцене, постоянно работаю, читаю, изучаю чужой опыт. Много почерпнул у Брука, Гротовского, Николая Демидова, который помогал Станиславскому писать главу о подсознательном в театре. Стараюсь при работе быть близким в восприятии образа с режиссёром. Это очень важно! И большое счастье, если образ, воплощаемый на сцене, совпадает по мироощущению с твоим… 
В заключении беседы моя коллега Наталья Ковеленова попросила что-нибудь в записную книжку. Эти слова артист адресует, я думаю, не только ей, но и всем нам:      
«Хочется всегда помнить и верить, что всё в мире есть – Любовь».

25.05.06.