Гинненес Грушей потрясен!!!

Надежда Хисметова
СОРОК ЛЕТ ГРУШИНСКИМ ФЕСТИВАЛЯМ!!!

ЕЩЕ НЕ ЛЕГЕНДА О ВАЛЕРИИ ГРУШИНЕ…

«Ты считал, что, кедры, словно люди,
Только нет у них хороших и плохих.
Ты считал, что кедры тоже любят,
Понимают песни и стихи».

(Борис Есипов. «Маленькая баллада
о большом  человеке»)

В 1967 году студент Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин, имевший опыт туристических путешествий высшей категории сложности, закончив пятый курс радиотехнического факультета после месячных армейских сборов, ушел с друзьями в ничего из себя не представлявший в спортивном отношении водный поход – средняя плотовая «двоечка» на нижнее течение реки Уды, что в Восточных Саянах. На метеостанции Хадома, спасая детей, оказавшихся в ледяной воде после переворота моторной лодки, сам Валерий выбраться на берег не смог. Куйбышевские туристы искали его больше месяца. Не нашли. Гибель основателя знаменитого трио «Поющие Бобры» буквально потрясла институт, где Грушин был всеобщим любимцем. Он на студенческих вечерах и туристских слетах щедро делился со слушателями привезенными с далеких маршрутов песнями, рассказывал о походах и новых местах. Смириться с тем, что этого больше не будет, казалось невозможным.  И тогда, чтобы гитара Грушина и его песни остались с нами родился фестиваль, бессменным организатором и руководителем которого является Борис Кейльман из Самарского политехнического.

ТАК ВЕЛИКО ПРИЗНАНИЕ, НО ОЧЕНЬ СЛОЖЕН ПУТЬ…

Первый фестиваль-слет имени Грушина состоялся через год после гибели Валерия, осенью 1968 года в Жигулях, в Каменной Чаше в районе кордона «Колоды». И он удался. Собралось около 600 человек. Второй слет проходил уже на ставшем потом традиционном месте, на Мастрюковских озерах, собрав около 2,5 тыс. участников из 10 городов. Гора стала зрительным залом, а сценой плот, превратившийся уже на 3-ем в огромную плавучую гитару.
Римская цифра I перед названием появилась во время закрытия фестиваля. С середины 70-х что-то неумолимо менялось в грушинских фестивалях. Фестиваль вытягивало на «уровень» поющее жюри – выдающиеся барды, не участвующие ни в каких конкурсах. Слет, делавшийся туристскими руками и проводившийся в условиях туристского лагеря, по духу своему все дальше и дальше отходил от туризма. Однако это не мешало ему набирать популярность.
В 1980 году сделали шаги к возрождению духа туристского  праздника, духа первых фестивалей: установить на поляне несколько озвученных эстрад, где бы безостановочно шли внеконкурсные программы ведущих авторов, в том числе членов жюри и делегатов клубов песни страны. На этих же эстрадах был задуман и конкурс. А ночной концерт на «Гитаре» стал «звездно»-лауреатским. Провести столь массовый фестиваль на «пионерском» уровне организации нельзя… Руководство думало долго, но за месяц до начала тринадцатого (по иронии судьбы) фестиваля запретило его пока на один год по официальной версии из-за московской Олимпиады. Реакция на запрет была бурной и однозначной – фестиваль нужен! А ответная реакция властей почти семь лет – фестиваль состоится в 19… году. Предлагались альтернативы «Грушинскому», но они лопались. Лишь зажженные Грушинским фестивалем фестивали-огоньки, ярко горевшие в Челябинске и Норильске, оставляли надежду на возрождение.  И оно состоялось. Тринадцатый фестиваль был приурочен в 1986 году к празднованию 400-летия города Куйбышева. Но на туристский фестиваль обрушились проблемы Афгана, Чернобыля и колбасы по талонам и трудности из-за первых успехов кооперативного движения, учинившего над участниками Грушинского-88 разбой среди белого дня. Но солдат из Семипалатинска В. Созданин в письме к оргкомитету четко сформулировал свою позицию, совпавшую с позицией большинства сторонников Грушинского: «…Вам кажется, что фестивалю лучше быть более интимным, для более узкого круга, так что ж… Но этого уже нельзя сделать при теперешней, не бойтесь этого слова , популярности фестиваля туристской песни имени Валерия Грушина, да и где можно так почувствовать атмосферу духовной близости и дружбы, как не у его костров?! Он нужен. Он необходим не только как место встречи старых друзей и новых песен, как пропагандист настоящего туризма, но и как воспитатель «случайных людей» (есть и такие). Наш фестиваль – это родство душ, силой доброты и веселья воспитывающий лучшие чувства – доброе отношение к природе и друг к другу».

МЫ – ЛИДЕРЫ НА «ГРУШЕ»!!!

В 1976 году в Ульяновске прошло первое официальное заседание «Клуба самодеятельной песни». Главными участниками клуба стали туристы-энтузиасты. А в 1979 году в «Клуб авторской песни» пришел Ирек Гатауллин, став его бессменным руководителем. Первые концерты авторской песни в Ульяновске связаны с именами выдающихся бардов страны: Владимира Муравьева, Леонида Сергеева и Валерия Бокова из Казани, Владимира Ланцберга из Саратова; Евгения Клячкина из Ленинграда, - которые стали друзьями клуба на всю жизнь. Городами побратимами клуба являются Самара, Казань, Москва, Питербург, Набережные Челны, Березняки, Челябинск, Екатеринбург и многие другие. И это неслучайно. Уже в 1977 году ансамбль из Ульяновска занимает третье место, а на XVI-ом в 1989 году наш ансамбль «Алфавит» получает знание лауреата. Ансамбль «Додоси» под руководством Додосова - общепризнанный лидер. Он открывает фестиваль песней, посвященной Грушину, на музыку и стихи Б. Есипова «Маленькая баллада о большом человеке». Наш клуб авторской песни один из лучших в России. Самое ценно в его работе: основные члены клуба – дети. Они на «Груше» особо любимы и зрителями и жюри: не ведают страха перед публикой, всегда раскрепощены и откровенны. Песни взрослых, сложные и подчас красивы вокалом, но бывают совершенно лишены смысла. В любой детской авторской песни заложен глубокий смысл, а тема и содержания или злободневная, или общечеловеческая. В клуб приходят больше отличников, эти дети более организованы и у них рано появляется желание самовыражения и поиск взаимопонимания с окружающими. Дети порой не заменимы на «Груше». Одна девочка ставшая лауреаткой на этом фестивале за полчаса до выступления не подошла к «Гитаре». И дети нашли ее, купающейся с мамой на Волге среди стотысячной публики и она успела добежать, выступить, став лауреатом. Поющие дети всегда прекрасно. В Самаре о наших детях один год показали три фильма. Успех фильмов был сногсшибательный!    

КРУПНЕЙШИЙ И ПРЕСТИЖНЕЙШИЙ ДРУЖИТ С ГИНЕССОМ!

Грушинский - сейчас самый представительный и престижный фестиваль в России. Последнее время на огромной поляне, расположенной  в отрогах древних Жигулей, собирается по неофициальным данным до 300 тысяч участников со всего мира. Палаточный город длиной в несколько километров с сотнями тысяч костров, с единственным в мире в своем роде концертным залом, где сцена – плот в форме гитары, причаленной к берегу озера, а аудитория – естественный склон пологой горы, на которой располагаются сотни тысяч зрителей считается уникальным и по нескольким параметрам фестиваль занесен в «Книгу рекордов Гиннеса».
На «Гитаре» Грушинского выступали Ю. Визбор, А. Городницкий, А. Дулов, А. Дольский, Е. Клячкин и В. Туриянский, С. Никитин, В. Берковский, В. Егоров, В. Долина, В. Ланцберг, В. Муравьев, А. Краснопольский, С. Маркевич, В. Минаев, А. Богатырев, В. Баранов, В. Скворцова, Г. Васильев, И. Ченцов, Б. Щеглов, Г. Крылова, Е. Героева, С. Галушкин, Б. Вайханский, Я. Коган, А. Перов, М. Трегер, О. Митяев, Е. Матвеева; ансамбли: «Алфавит», «Додоси», «Поющие бобры», «Жаворонки», «Горизонт», «Трубачи», «Гренада», «Геликтит», «Ветер», «Звездочеты» и многие другие. Председателями жюри являлись А. Городницкий, Б. Берковский, Ю. Визбор, С. Никитин, Т. Никитина, Е. Клячкин, В. Егоров, Б. Вахнюк и другие признанные мастера жанра.
О фестивале написаны книги. Среди них книга «Грушинский», составленная В. Шабановыми изданная в 1990 году «Куйбышевском книжным издательством», материалы которой использовал автор статьи.
Подробнее о последних этапах развития фестиваля я расспросила своего земляка, руководителя «Клуба авторской песни» в Ульяновске, которому в этом году исполняется 30 лет Ирека Гатауллина. И он с задором, удовольствием и предвкушением праздника рассказал нам об этом: 
- «Грушинский» живет и развивается. На 33-ем фестивале готовится обширная программа и наши земляки, организуют и отвечают за очень важный конкурс «Балалайка». 1-ый тур - прослушивание всех желающих до 16 лет. Он самый продолжительный: начинается в четверг в 10 часов и  заканчивается в 17 часов в пятницу. Членом жюри этого конкурса является наша землячка Елена Ушакова. 2-ой тур – лауреаты на конкурс эстрады №1. В нем участвует от 50 до 60 человек, все считаются лауреатами конкурса и получают грамоты и подарки. На этом детская часть конкурса кончается. По результатам 2-го тура выбирают семь номеров для эстрады №3, где дети в субботу в 13 часов участвуют вместе со взрослыми. На заключительном конкурсе выступает «Детский блок», идущий обычно после взрослых. В 16 часов проходит общий конкурс «Имена». Победители проходят на «Большую гитару». В 21 час сбор жюри. А в 22 часа концерт на «Большой гитаре». Дети соревнуются на равных с остальными участниками. Один год из 8 лауреатов четверо были дети. Выступления детей - очень яркие. Например, Настя Помарина, пишущая на русском и укранском языках стихи, энергетикой своего выступления привела всех в потрясающее состояние. Лауреаты особого конкурса народной песни – ансамбль «Веселуха» из Ставрополя, буквально приковали к себе внимание участников XXXII фестиваля. За ними ходили толпами. Очень успешно выступил лауреат 2-го конкурса Глеб Лямин. В прошлом году победил необычной по манере исполнения ансамбль из Кургана - «Интервал». Им за необычность и оригинальность подарили прекрасную цифровую кинокамеру. Неизгладимое впечатление произвел ансамбли: «Додоси» из Ульяновска и «Баумана 33» из Димитровграда. Все авторы и исполнители на «Большой гитаре» очень сильные. О них не скажешь в 3-х словах. Номинаций несколько:
I.   Исполнители: соло, дуэт, ансамбль и другие особые премии для исполнителей;
II.  Чисто авторская песня;
III. Композиторы, поющие на чужие стихи. 
И эта обширная программа звучит под открытым небом и звук не имеет границ. Это очень хорошо. Нельзя петь песни  одинокому человеку в замкнутом пространстве. Что-то напоминает в этом исполнении пение узника. В равно, что испечь торт и съесть одному. Сразу вспоминаешь грустную песенку Александра Перова про кондитера:
Жил был кондитер грустный
На крошке-островке.
Он торт большой и вкусный
Один жевал в тоске.
Здесь бывает много курьезов. Так три года назад ВГТРК решили снять фильм о «Грушенском», но забыли аппаратуру.
На «Груше» всегда вспоминаешь Булата Окуджаву и его слова из песни:
Возьмёмся за руки друзья,
Чтоб не пропасть по одиночке!!
До новой встрече на XXXV-ем «Грушенском»!!!

2008 г.