Фестиваль Золотая Маска в Ульяновске

Надежда Хисметова
Фестиваль «Золотая Маска» в Ульяновске

Культурная программа Третьего Международного форума «Культура нового поколения», проходившая со 2 по 28 сентября 2013 года в Ульяновске, открылась спектаклями, которые представил в ульяновских театрах со 2 по 10 сентября Фестиваль «Золотая Маска». Среди них постановки московских театров: «Дядя Ваня» Театра имени Евгения Вахтангова и «Волки и овцы» театра «Мастерская П.Н. Фоменко», спектакли «Мирлифлор» Танцевальной компании «Диалог Данс» и «Медведь» Театра кукол из Костромы, «Каштанка» Екатеринбургского театра юного зрителя.
«Золотая Маска» - высшая профессиональная театральная награда России, которая была учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, современный танец, оперетта и мюзикл, театр кукол. Благодаря партнёрам и при поддержке Правительства Ульяновской области удалось установить доступные цены билетов на спектакли фестиваля.
Я посмотрела три спектакля фестиваля «Золотая Маска».

«Дядя Ваня» Римаса Туминаса это спектакль о хороших, но очень закомплексованных и очень разных по своей сущности людей, которым практически ничего хорошего не светит в будущем. Они очень терпеливы. Но порой их терпению приходит конец, и они совершают поступки из рук вон плохие. Кажется даже невероятным, что каждый из героев, кроме всё хорошо проанализировавшего в длинных дорогах по пути к своим больным врача Михаила Львовича Астрова и понявшего, что всё лучшее уже в прошлом, да старой няня Марины (актрисы Людмилы Максаковой), вдруг начинают откалывать такие коленца...
Все герои чеховской пьесы вынуждены жить под одной крышей, имея разные привычки, желания и возможности. Всё это так напомнило мне нашу жизнь в перестроечные времена, когда с людьми отдавшими все силы на благо страны стали чудить, делая немыслимые над ними эксперименты, лишив их самого необходимого, работы, как средств к существованию, надежды на светлое будущее детей, а главное веры в завтрашний день. О старости почти никто тогда и не думал, надеясь, что не доживёт до неё, что со многими и случилось. Монолог дядя Вани о бездарно растраченной жизни может сказать каждый, если обращаться не к профессору в отставке, а к любимой стране: «О, я обманут! Я обожал этого профессора, этого подагрика, я работал на него как вол! Я и Соня выжимали из имения последние соки; Мы точно кулаки, торговали постным маслом, горохом, творогом, сами не доедали куска, чтобы из грошей и копеек собирать тысячи и посылать ему. Я гордился им и его наукой, я жил, я дышал им! Всё, что он писал и изрекал, казалось мне гениальным... Боже, а теперь? Вот он в отставке, теперь виден весь итог его жизни: после него не остаётся ни одной страницы труда, он совершенно неизвестен, он ничто! Мыльный пузырь! И я обманут... — вижу, — глупо обманут...»
У Астрова своя психология и философия: «Обыкновенно, я напиваюсь так один раз в месяц. Когда бываю в таком состоянии, то становлюсь нахальным и наглым до крайности. Мне тогда всё нипочём! Я берусь за самые трудные операции и делаю их прекрасно; я рисую самые широкие планы будущего; в это время я уже не кажусь себе чудаком и верю, что приношу человечеству громадную пользу... громадную! И в это время у меня своя собственная философская система, и все вы, братцы, представляетесь мне букашками... микробами».
Почему же мужчины так разоткровенничались? Потому что они напились! А отчего они напились? В доме появилась красивая молодая женщина 27 лет, жена престарелого профессора Елена Андреевна. И, если по словам Достоевского: «Красота должна спасти мир!», то здесь она, наоборот, нарушила привычный быт и уклад жизни. Мужчины начали пить, философствовать, соблазнять Елену Андреевну, а дядя Ваня даже взялся за оружие.
Но и Елена Андреевна вела себя довольно провокационно, она не только блистала красотой. Она выдала тайну сердца Сонечки, боясь, что она может быть соперницей в чувствах к Астрову, тем самым лишила Сонечку возможности хотя бы иногда видеть врача у них в доме. Довела до безобразного поведения дядю Ваню и в конце концов попыталась прыгнуть в постель к Астрову, но слава Богу, тогда протрезвел. Иван Петрович не убил Серебрякова из ружья, Астров не соблазнил Елену Андреевну, чета Серебряковых спокойно покидает дом, все примирились. Иван Петрович Войницкий (актёр Сергей Маковецкий, лауреат премии «Золотая маска» 2011 г. — «Лучшая мужсая роль») попросил у профессора Александра Владимировича Серебрякова (актёр Владимир Симонов, лауреат премии «Золотая Маска» 2011 г. — «Лучшая мужская роль») публичного прощения... Все разъехались, но почему у зрителей печально на душе, хотя все в спектакле помирились, разъехались с друзьями. Домочадцы опять принялись за свои дела. Может быть, мы все сейчас понимаем, что слова Сони в финальном монологе, это и наша стратегия дальнейшей жизни (в тупике не только Россия. А весь земной шар.) и мы мысленно повторяем вместе с Соней печальный монолог: «Мы, дядя Ваня, будем жить. Проживём длинный, длинный ряд дней, долгих вечеров, будем трудиться для других и теперь, и в старости, не зная покоя, а когда наступит наш час, покорно умрём и там за гробом мы скажем, что мы страдали. Что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и мы с тобой, дядя, милый дядя, увидим светлую, прекрасную, изящную жизнь, мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянёмся с умилением, с улыбкой — и отдохнём. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно... (становится перед ним на колени и кладёт голову на его руки; утомлённым голосом.) Мы отдохнём!
Телегин тихо играет на гитаре.
Мы отдохнём! Мы услышим ангелов, мы увидим всё небо в алмазах, мы увидим, как всё зло земное, все наши страдания потонут в милосердии, которое наполнит собою весь мир, и наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою, как ласка. Я верую, верую... (Вытирает ему платком слёзы.) Бедный, бедный дядя Ваня, ты плачешь... (Сквозь слёзы.) Ты не знал в своей жизни радостей, но погоди... Мы отдохнём... (Обнимает его.) Мы отдохнём!
Стучит сторож.
Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.
Мы отдохнём!» 
И жизнь в усадьбе продолжается.
Софья Александровна (Соня) станет, как и прежде, вместе с дядей Ваней аккуратно заниматься хозяйством. Они долго и много будут работать в усадьбе Серебрякова и добросовестно отсылать чете Серебряковых все заработанные деньги.
Войницкая Мария Васильевна будет много читать и ждать новых фотографий от зятя-профессора Серебрякова.
Телегин Илья Ильич, как и прежде, будет большим помощником Сонечки и дяди Вани по поддержанию порядка в усадьбе.
Няня Марина будет хлопотать подле самовара и вязать носки и чулки, согревающие живущих с ней под одной крышей людей.
И, возможно, обитатели усадьбы, загруженные работой и всевозможными заботами, обретут прежний покой в душе и, благодаря душевному покою, станут получать редкие минуты незамысловатого деревенского счастья.
Забудутся маленькие трагедии, пережитые персонажами спектакля «Дядя Ваня». Забудется дерзкая и жёсткая поступь Елены Андреевны. Но никогда не покинут усадьбу флюиды несбывшейся любви, потрясшей сердца Ивана Войницкого, Софьи Александровны, Ильи Ильича Телегина...   

Режиссёру Ма Чжен Хун совместно с режиссёром-постановщиком Петром Фоменко удалось создать невероятно лёгкую, почти невесомую, на редкость пластичную и музыкальную комедию, погружённую в шикарные декорации, где живут и строят друг другу козни красивые, одетые в удобные и милые костюмы актёры. Столько иронии, искромётного юмора, легковесного и какого-то текущего движения в спектакле, что веришь: наконец-то, гениальному драматургу Александру Островскому, удалось сочинить историю, где волки сыты и овцы целы. Образы спектакля так текучи, пластичны, легковесны. А интриги так банальны, а нахалы так нахальны! Что испытываешь невероятный восторг и от мастерства, и очень тонкого, почти филигранного подхода к сюжету пьесы и режиссёров, и художников, и актёров. А музыка! Она буквально расслабляет и убаюкивает и зрительный зал, и положительных героев. Но правда, как это нестранно торжествует... Хотя за рампой, честно говоря, и нет правды, а одни изощрённые интриги. Но овцы целы... Хотя актриса Мадлен Джабраилова, исполняющая роль Меропии Давыдовны Мурзавецкой, постоянно испытывает досаду, что никак не может женить своего пьяницу-сына Аполлона Викторовича Мурзавецкого (артист Рустам Юскаев) на богатой красивой молодой вдове Евлампии Николаевне Купавиной (актриса Полина Кутепова), которая страдает от двух серьёзных неприятностей, свалившихся на её голову: смерти мужа и свалившегося на неё наследства, с которым нужно что-то делать, чтобы не потерять его. Её переживания искренни и неподдельны, а вокруг алчная толпа, которая постоянно меняет маски. Наверное, благодаря этим совершенным маскам, которые принимают лица актёров в спектакле и так искусно меняют на протяжении всего представления, жюри фестиваля даёт этому спектаклю премию «Золотая Маска», а зрители получают огромное удовольствие на протяжении всего зрелища. Им надолго заполнится гениальная игра актёров Рустама Юскаева и Галины Тюниной (исполнительницы роли Глафиры Алексеевны), которая по пластике движений была приближена к балетной, а порой напоминала пластику героев советских мультипликационных фильмов 50-х — 60-х годов. А музыка старинных романсов погружала зрителей то в мир грёз, то в быт жестокой реальности. Старинные романсы, а проблемы до того современные: мудрая, а иногда очень хитрая женщина, которая буквально крутит и вертит всеми окружающими её людьми, безуспешно борется с постоянными пьянками единственного сына и никак не может заставить его работать. И актёру Карэну Бадалову (исполнителю роли Василия Ивановичу Беркутову) много нужно было приложить усилий на сцене, чтобы кое-кому открыть глаза, чтобы реально посмотреть на вещи и происходящие вокруг них события. Но волки хорошо знают своё дело и овцы добровольно бросаются в их объятья, отлично сознавая, что им нет пути назад. И в результате невольно восхищаешь хитроумными уловками волков и уже не жалеешь овец, которые сами обманываться рады... Игра артистов на сцене совершенна, образы, созданные ими в спектакле очень ярки и убедительны. И не хочется, чтобы спектакль заканчивался... Почти цирковые трюки бесстрашных актёров, постоянно мелькающий перед глазами гамак, создаёт на сцене состояние неустойчивости, а для установлении баланса и какой-то хотя бы относительной устойчивости: ведь рядом живут волки и овцы. И зрители понимают, что в таком положении не только актёры на сцене, но и мы — зрители в реальной жизни. Что жизнь во все времена была опасной игрой, в которой очень мало откровенных чувств. И так не хочется быть овцой, за которой постоянно охотится волки... Прошло больше века, но в жизни мало что меняется...

Спектакль "Мирлифлор"

 Смотрела дважды. Потрясена. Потрясена и мастерством, и ужасом изображаемого на сцене.
Первый раз смотрела только последнюю половину спектакля. Толком не поняла содержание происходящего. Почему-то решила, что действие происходит в каком-то пустом кафе на окраине. Пришли две пары. Когда-то вместе проводившие время. Прошло несколько лет. И вот они снова вместе... Оказывается когда-то обоим мужчина нравилась одна девушка. Но они разделились на пары и перестали встречаться... Девушка, которая нравилась обоим парням в принципе безразлична обоим. Но постоянно живущий с ней партнёр её уже стал раздражать. А, может быть, даже совсем надоел. Но они вместе по привычке. Вторая девушка не нравилась ни одному из них. Ну, один из них постоянно с ней рядом, и у него появились к ней какие-то чувства привязанности и даже мужской собственности к своей партнёрше. Душный южный вечер. Все четверо изрядно выпили у барменской стойки. Они сели за столики и ждут, когда приготовит хозяин кофе им ужин и сели за столики. Хозяин ушёл на кухни. У выпивших людей бурно разыгралось воображение. Они ждут ужин, нахлынули воспоминание, и мысленно представляют всевозможные ситуации. Они начинают наблюдать друг за другом, молить взгляды, отмечать всевозможные жесты, фиксировать мимику лица. Когда взгляды партнёров пересекаются и делать всевозможные выводы и заключения. Возбуждённое воображение ломает их мысли и мозги от когда-то не удовлетворённой страсти. Они страдают, умирают от страсти, ревнуют, убивают мысленно соперников и объекты своих желаний. Истязают, насилуют, ревнуют, убивают, издеваются над трупами. Умирают сами от охватившего их ужаса изощрённых пыток. Наступает миг раскаяния. Они мысленно просят прощения у присутствующих в полутёмной комнате. Начинают их мысленно оживлять. Но вино берёт верх над замутнённым им сознанием. И в пьяном полубреду они совершают то, что сначала делали мысленно.
Когда во второй раз я смотрела этот спектакль я поняла, что при первом просмотре я ничего не поняла. Я поняла уже содержание спектакля совершенно в другом разрезе. Существует одна пара, а другая появляется чисто в воображении существующих в реальной жизни людей. Это их в мыслях существующие возлюбленные и соперники. И воображаемом пространстве появляется такие звериные страсти и инстинкты, которые постепенно убивают в людях чувство привязанности, любви, и в конце концов убивают самих людей, или они сами себя доводят мысленно до самоубийства. Потом сознание пробуждается, люди понимают, что это просто разыгралось воображение... Они успокаиваются, мысленно примиряются с партнёром, начинают жалеть его и даже по-прежнему любить. Но проходит время. и что-то звериное опять пробуждается в них, и страсти до предела накаляются в них. Они теряют веру в будущее, впереди ничего, искривлённое и изуродованное пространство убивает в них всё человеческое, да и в воображаемой паре тоже. Нет ничего вокруг. У жизни нет никаких горизонтов. Наступает в душах мрак и ужас. Как в симфонической программе Сергея Рахманинова «Остров мёртвых». Это — ограниченное  пространство, из которого этим двоим не вырваться... А, может быть, всё это я только придумала. Я чётко поняла во время  второго просмотра в зрительном зале. Что спектакль «Мирлифлор» — это призыв со сцены к людям: «Убивайте в своих сердцах и душах всё звериное, берегите — всё возвышенное человеческое, и несмотря на страдания, вы обретёте полную свободу в душах и станете духовно счастливыми людьми, умеющими усмирять в себе ревность. Гордыню, чувство собственника. И вам откроется прекрасный таинственных мир — духовный рая, где можете погрузится в мир любви, пусть безответной, пусть бесперспективной, но всегда счастливой и созидательной, зовущей к новым неизведанным и загадочным горизонтам, не позволяющим душам при любом кораблекрушении оказаться на диком и необузданном острове мёртвых!»
Второй спектакль я обслуживала, как контролёр. Я видела лица актёров. Представивших нам на сцене весь кошмар человеческих взаимоотношений, когда люди позволяют поселиться в своих сердцах и душах звериным инстинктам. Дала уставшим от сложного и физически, и духовно зрелища просто отойти и прийти в себя. Я была с актёрами в опустевшем после ухода прессы и телевидения зрительном зале минут сорок. В это время я разговаривала с их руководителем, а, возможно, балетмейстером на разных языках. Я говорила по-русски, а она, наверное по-бельгийски или по-французски. Но самое удивительное мы понимали друг друга. Она выразительными жестами и словами рассказывала мне о том. Какая огромная физическая и духовная работа была проделана её и эти четырьмя актёрами. Она говорила мне о том, как она восхищена ими, как влюблена в них. Она дала мне простенькую программку, на которой я попросила её оставить автограф, что она и сделала.
Актёры пришли в себя, поблагодарили меня за внимание и понимание. Я хотела спросить их о чём же спектакль? Посмотрела в их успокоенные, красивые лица, и ничего не стала спрашивать. Когда мы вышли на улицу, я спохватилась и поняла, что теряю возможность взять автографы у этих великих актёров. И уже на улице, видя их уходящих вдаль, окликнула и попросила оставить на память автографы. Они с удовольствием это сделали, написав на бумажке тёплые и милые слова, крепко обняли меня и поцеловали. Я стояла у дверей малой сцены нашего театра и смотрела вслед эти труженикам души и тела, и желала мысленно им огромных успехов на их сложном, тяжёлом поприще: представлять со сцены зрителям работу человеческих душ, такую неустанную и вечную... они по не скрылись из виду поворачивали на ходу головы, и махали мне руками.
По дороге домой в трамвае я прочитала, что Mirliflor — аромат тысячи цветов, старинное латинское слово, второе значение — франт. Что вызвало у меня новые раздумья.
Дома я узнала из программки очень много фактов, которыми я поделюсь с вами, мои дорогие читатели.

О создателях спектакля "Мирлифлор"

Постановка и хореография Карин Понтьес, исполнители Мария Качалкова, Иван Евстегнеев, Татьяна Караванова, Евгений Кулагин, музыка Давида Монсо (Франция), свет Павла Беранова (Чехия), ассистент хореографа Эрик Доменегетти (Франция). Прочитала и подумала, как интересно: спектакль, который решает такие серьёзные мировые, даже вселенские пробелы, создан интернациональным коллективом, что спектакль создан в рамках международного проекта «Интераданс» при поддержке Европейского союза, что Компания Диалог Данс дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2011, 2012 годов) в номинации «Лучший спектакль современного танца».
В программе приведено очень много рецензий на спектакль. Я продублирую для читателей последнюю, сделанную Анной Гордеевой, время Новостей. Июнь 2010:
«Мирлифлор» поставила бельгийка Карин Понтьес, здесь нет ссылок к каким-либо реалиям Костромы, России и Брюсселя. Вечная история, вечный взгляд. Две женщины, двое мужчин. Сложные (и скрытые) отношения, внимательные и ревнивые взгляды.
Никаких открытых страстей и столкновений, лишь голова, во время дуэта повёрнутая не к тому, с кем ведёшь диалог. И пластика — глубокая. Звериная. Мягкая. Понтьес сочинила спектакль о вещах внутренних. А не внешних. О том нежном. Опасном. Жаждущим любви звере, что живёт в каждом из людей вне зависимости от гражданства и места прописки».
Так вот о чём спектакль... Но я не стала переписывать статью, прочитав многочисленные рецензии. И приведённая мною в статье рецензия Анны Гордеевой просто очень показалась мне очень близкой по восприятию... Я решила. Что моё первоначальное мне о спектакле тоже имеет право на существование. Как результат многочасовых раздумий...
Сентябрь 2013 года.

Спектакль «Мирлифлор» получил Премию «Золотая Маска» 2011г. - «Лучший спектакль в современном танце». Номинация на Премию «Золотая Маска» — «Лучшая работа Балетмейстера/хореографа»