Урок четвертый

Алексей Филиппов 3
                Урок четвертый


                Учитель :


Сегодняшнее занятие будет посвящено линейному выстраиванию композиции, идею которой вы нашли на маленьких эскизах. Вы сделаете эскиз форматом 10х10, то есть, в два раза меньше итогового.
Сначала нужно начертить очень ровный квадрат и провести в нем его силовые линии – это его диагонали и серединные линии. Затем на его сторонах отметить точки середин и середин середин, то есть – его силовые точки. Работать нужно предельно жестко, пользуясь линейкой и наточенным как игла карандашом 2н. Карандаш во время работы постоянно подтачивается.
После, нужно очень легко, линиями как паутинки, набросать просто, от руки, ваши формы, стараясь лучше перенести с маленького предыдущего эскиза отношения заполненных и пустых мест.
Вообще: при переносе рисунка на большой формат лучше мыслить пустотами, вы переносите как-бы формы пустых пространств. Подвигайте ваши формы «от глаза», определяя и конкретизируя следующие моменты: так как у вас противопостовляемая композиция, найдите получше отношение самой крупной формы в сцеплении и самой малой формы автономной так, чтобы между ними было самое большое межпредметное расстояние; обратите внимание на то, чтобы большая форма образовала вокруг себя взаимоподчиненные по массам переферии, чтобы минимальное расстояние от точек и линий этой формы было соразмерным величине самой формы, одним словом, чтобы форма не притягивалась к одной из сторон квадрата. Положение маленькой автономной формы также очень важно. Следите за тем, чтобы она оставалась автономной относительно большого сцепления форм, но не отваливалась от него и не притягивалась к нему, ее боковые переферии так же важны, она не должна притягиваться к сторонам формата.
Что же касается форм в сцеплении: следите за тем, чтобы места со сложными пересечениями чередовались с простыми.
После этого ваша работа будет готова к выстраиванию, узакониванию.Основным принципом линейного выстраивания композиции будет принцип силовых сопряжений.
Глаз человека так устроен, что он разбегается по реальной линии и некоторое время визуально продолжает ее в пространстве. Эти невидимые, прочерченные в пространстве глазом зрителя линии  называются силовыми. Древние китайцы называли их линиями силы и придавали им большее значение, чем линиям видимым. Используя такие линии, вы будете выстраивать свою композицию. В вашей работе  не должно быть линий, которые вы не смогли бы оправдать на основе силовых сопряжений. В идеальном варианте, в пространстве вашего квадрата линии ваших форм должны быть закрученными друг на друга силовыми линиями, то есть, в данном случае – продолжениями сторон ваших геометрических форм. Особенно важно, чтобы линии форм, находящихся в левой верхней части формата были сопряжены силовыми линиями с линиями или точками форм, находящихся в правой его части; линии форм, находящихся в правой верхней части – с линиями и точками форм, находящихся в нижней левой его части. Этот композиционный икс должен лежать в основе вашей работы.

Первую выстраиваемую форму можно «зацепить» только опираясь на силовые точки самого формата. Все силовые точки формата, а это точки середины сторон, точки середины середин, точки середины середины середин и , также вершины квадрата, можно соединять линиями. Вы можете выбрать любую фигуру и найти ее стороны на силовых линиях, соединяющих силовые точки квадрата. Конечно, ваши фигуры при этом  будут немного двигаться относительно первоначального замысла, но верьте больше силовым сопряжениям, на которых вы строите.
Построенная на силовых точках формата форма даст уже свои силовые линии: продолжения ее сторон и соединения ее вершин.
Вторую выстраиваемую вами форму, находящуюся, естественно, в противопо-ложной части формата, вы уже выстраиваете, опираясь частично на силовые линии первой построенной фигуры, частично – на силовые точки формата. Вторая, выстроенная таким образом фигура, даст свои силовые линии – продолжения ее сторон и линии, продолжающие соединения ее вершин. Кроме того: линии, находящиеся на соединении вершин этих двух уже выстроенных форм, можно так же использовать как силовые.
Третья выстраиваемая форма должна находиться так же в диагонально противоположной части квадрата. Для ее построения у вас уже будет большее количество силовых линий от уже выстроенных вами ранее форм. Уже только лишь в крайнем случае стоит прибегать к силовым точкам самого формата, выстраивая следующие фигуры. Чем дальше вы двигаетесь в подобном построении, тем больше реальных силовых линий у вас появляется для новых форм.
В формах окружностей ищутся точки их центров, которые должны быть образованы пересечением двух или трех силовых линий, прибежавших из противоположных частей формата.
Работа ведется строго по линейке тонкими ясными линиями, которые вы прочерчиваете активно, не скрывая вашего построения. Они же помогут вам при переносе на большой формат, размером 20х20.
Когда вы выстроите вашу композицию в большом формате, можно будет стереть линии построения  и подкорректировать некоторые линии противоположных переферийных фигур, загоняя их друг на друга по силовым сопряжениям. В итоге композиция ваша должна получиться предельно взвешенной, находящейся в состоянии композиционного покоя. И тогда уже можно будет вернуться  к вашему эскизу 10х10 для определения цветовой раскладки, которую будете делать на следующем занятии. Работайте !

                Ученик выстраивает

Эти сопряжения у вас слишком просты, не делайте сопряжений близлежащих форм, сопрягайте формы, находящиеся далеко друг от друга или, хотя бы – через форму.



                Хор:


               
Любая линия есть воля
Творца. В произведении двумерном
Случайных линий нет, они как времена
Коротки, длинны, спокойны и порывисты
Но те – цари из них, которые ведут
Глаз к новым линиям и точкам
Они – невидимы. Их паутина
Двумерный космос держит весь