Искусство – это когда вам есть о чем поговорить.
…
Искусство – это когда люди что-то делают, потом вы это видите, потом по этому поводу что-то чувствуете, а потом об этом говорите. Главное при этом употреблять слова, за версту выдающие в вас эстета.
Когниция, инсталляция, интроекция…
…
ИНСТАЛЛЯЦИЯ
Инсталляция – это когда сначала происходит какая-то непонятная фигня, а потом вам говорят, что это была инсталляция.
…
Недавно был я на дне рождения Центра Современного Искусства Арсенал, с коим его и поздравляю... и все чудесно, и открытие новой выставки, о которой я непременно еще расскажу, и еще всякие радости...
Как всегда, по давно уже заведенной традиции, ко мне подходили мои старые приятели, и не вполне старые, и даже совсем молодые... и как один сетовали, что вовсе не понимают современного искусства.
Сперва я подумал что это инсталляция или даже перфоманс.... но учитывая то, что они делают так каждый раз на протяжении многих лет, я осознал серьезность ситуации... и ответил им непреклонным вопросом.
Скажите, о почтенные - вопросил я их - и постарался сделать, чтоб голос мой звучал беспристрастно - а чего ради вы столько лет ходите по всем этим выставкам, коли не понимаете их все равно..?!
Еще, совестил я их - как же может быть, чтобы человек умный и рассудительный, к тому же уважаемый русский интеллектуал, много лет подряд смотрел бы на некую вещь, да так нифига и не понял...?!
Кроме того, бесконечно странно и даже совсем не концептуально, когда возвышенный интеллигент принимается вести себя как журналист, и ходит по выставкам и презентациям в робкой надежде на фуршет…
Сам же при том не ведает и даже не пытается разобраться в предмете, области знания и объекте, ради которого все эти люди тут собрались… а так, лишь бы потусоваться и потом написать ерунду...
Более того, продолжал я, узрев смущение в лицах - как может быть, чтоб человек умный, не поняв что-то, не только не скрыл этого позорного дефекта когнитивной функции и не стыдился как слабости ума...
А еще и публично гордился бы этим из года в год…?
И когда они нахмурили брови и стали уже всерьез отвечать мне, я сказал им что это была инсталляция.
А как вы представляли себе искусство...
…
КОГНИЦИЯ
Когниция – это когда вы что-то понимаете. Ну хоть немного.
…
Потом мы перешли к серьезному разговору, так толком и не подравшись… и шутки шутками, но за прошедшие годы мне лично стало безумно интересно, как говорить с людьми о современном искусстве.
Потому что извечная жалоба – «я это не понимаю…» - настолько характерна и распространена, и совершенно не привязана ни к интеллектуальному уровню, ни к роду занятий, ни к образовательному цензу…
Тогда я стал спрашивать людей, что они собственно имеют в виду под «пониманием»… потомучто не понимать, это должно быть чертовски обидно… ну вот представьте: вы взрослый рассудительный человек, и вдруг…
И вдруг вы внезапно против воли оказываетесь в положении беспомощного ребенка, не понимающего тем, для других очевидных, и не способного поддержать разговор о довольно простых с виду вещах…
Вследствие этого вы злитесь, испытываете фрустрацию – фрустрация, это острое разочарование, если по-нашему – и вынуждены как-то объяснять это себе, как-то защищаться… и что же вам делать…
Лучшее, что в таких случаях делают люди, это обвиняют в своем вдруг возникшем неловком положении других… то есть в нашем случае – все современное искусство и создающих его одаренных авторов.
Далее неспособностью поддержать разговор ведет к неловкости, а та в свою очередь переходит во враждебность. И от последующего неоднократного повторения она становится привычной как рефлекс.
Потом такой человек, движимый любопытством и естественным желанием разобраться идет на выставку… и испытывает неконтролируемое чувство агрессии. И естественно, он с гневом обвиняет искусство.
Как можно допускать такое бесчинство – вопрошает он…
Что же до людей искусства, то гения обидеть может всякий, а считать себя гением для художника вполне естественно…
И непонимающих просто посылают.
…
ИНТРОЕКЦИЯ
Интроекция – это когда с вами случается какая-нибудь фигня, а вы потом всю жизнь думаете, что это непреложный закон бытия.
…
Анализируя корни непонимания, мы будем вынуждены изучать понимание. То есть понять, что означает для современного человека «понять» нечто. Что мы обычно имеем в виду, произнося «я понимаю»…
Оказывается, если упростить, существуют два вида понимания. И они диаметрально отличны, и не имеют меж собой почти ничего общего. Есть «понимание» гуманитарное – и «понимание» техническое.
«Понять» что-то для технаря – значит научиться взаимодействовать с вещью в реальном мире. Работать с этим. Уметь управлять этим. Смочь починить, разобрать, перепрограммировать, собрать обратно…
«Понять» что-то для гуманитария – значит научиться об этом говорить. С собой, в своем внутреннем монологе, или с другими людьми. То есть, научиться взаимодействовать с этим в мире символическом.
«Понять» для нас, если речь не идет о нашей работе, в большинстве случаев означает научиться рассказывать о предмете себе и другим. Говорить, убеждать, строить предположения, вести дискуссию…
Таким образом, «понимание» для нас суть другое имя говорения, функционал и способ существования речи. Когниция есть переодетый дискурс. Непонимающий подобен безъязыкому. Он немец, он немой.
Способность к развернутому говорению требует в свою очередь знания языка и навыка его использования, то есть в нашем случае, знания концептуального аппарата современного искусства и его истории.
Процесс их освоения весьма прост и сходен с освоением всякого нового знания… и тут и возникает тупик. Человек пытается говорить о современном в терминах и концептуальном аппарате классики…
И тут у него все падает из рук.
То что заучено и усвоено за жизнь, интроецировано как единственно правильный путь рассуждать об искусстве – становится неверным.
Вот ведь незадача…
…
Чуть недоглядел, а у него уже и топорик в руках.
…
ИМПЛИКАЦИЯ
Импликация – это когда вы послушали да на ус намотали.
…
Так что, не ходите на выставки и не смотрите ничего, забаррикадируйтесь дома и смотрте российское телевидение… или осваивайте новый концептуальный аппарат. А если освоили сами, помогите другим.
Заодно, рассказывая другим о современном искусстве, мы сами начинаем лучше понимать его, а со временем и любить… потомучто аппетит приходит во время еды, а любовь возникает когда ей занимаешься.
Так что пойдите и займитесь этим с ними. В смысле, поговорите с ними об искусстве. Если вас об этом попросят, разумеется… но только тактично, без зверств…
Результат вас удивит.
…
БИФУРКАЦИЯ
Бифуркация – это когда вы уже идете и что-то делаете.
…
Что же касается автора этих строк, то он уж не раз писал о сути, истории и концептуальном аппарате современного искусства, и если вы все равно его не читали, либо прочитав не поняли все равно…
То идите и перечитайте.
…