Искусство и интроекция

Евгений Габелев
Искусство – это когда вам есть о чем поговорить.



 

Искусство – это когда люди что-то делают, потом вы это видите, потом по этому поводу что-то чувствуете, а потом об этом говорите. Главное при этом употреблять слова, за версту выдающие в вас эстета.

 

Когниция, инсталляция, интроекция…



 

ИНСТАЛЛЯЦИЯ

 

Инсталляция – это когда сначала происходит какая-то непонятная фигня, а потом вам говорят, что это была инсталляция.



 

Недавно был я на дне рождения Центра Современного Искусства Арсенал, с коим его и поздравляю... и все чудесно, и открытие новой выставки, о которой я непременно еще расскажу, и еще всякие радости...

 

Как всегда, по давно уже заведенной традиции, ко мне подходили мои старые приятели, и не вполне старые, и даже совсем молодые... и как один сетовали, что вовсе не понимают современного искусства.

 

Сперва я подумал что это инсталляция или даже перфоманс.... но учитывая то, что они делают так каждый раз на протяжении многих лет, я осознал серьезность ситуации... и ответил им непреклонным вопросом.

 

Скажите, о почтенные - вопросил я их - и постарался сделать, чтоб голос мой звучал беспристрастно - а чего ради вы столько лет ходите по всем этим выставкам, коли не понимаете их все равно..?!

 

Еще, совестил я их - как же может быть, чтобы человек умный и рассудительный, к тому же уважаемый русский интеллектуал, много лет подряд смотрел бы на некую вещь, да так нифига и не понял...?!

 

Кроме того, бесконечно странно и даже совсем не концептуально, когда возвышенный интеллигент принимается вести себя как журналист, и ходит по выставкам и презентациям в робкой надежде на фуршет…

 

Сам же при том не ведает и даже не пытается разобраться в предмете, области знания и объекте, ради которого все эти люди  тут собрались… а так, лишь бы потусоваться и потом написать ерунду...

 

Более того, продолжал я, узрев смущение в лицах - как может быть, чтоб человек умный, не поняв что-то, не только не скрыл этого позорного дефекта когнитивной функции и не стыдился как слабости ума...

 

А еще и публично гордился бы этим из года в год…?

 

И когда они нахмурили брови и стали уже всерьез отвечать мне, я сказал им что это была инсталляция.

 

А как вы представляли себе искусство...



 

КОГНИЦИЯ

 

Когниция – это когда вы что-то понимаете. Ну хоть немного.



 

Потом мы перешли к серьезному разговору, так толком и не подравшись… и шутки шутками, но за прошедшие годы мне лично стало безумно интересно, как говорить с людьми о современном искусстве.

 

Потому что извечная жалоба – «я это не понимаю…» - настолько характерна и распространена, и совершенно не привязана ни к интеллектуальному уровню, ни к роду занятий, ни к образовательному цензу…

 

Тогда я стал спрашивать людей, что они собственно имеют в виду под «пониманием»… потомучто не понимать, это должно быть чертовски обидно… ну вот представьте: вы взрослый рассудительный человек, и вдруг…

 

И вдруг вы внезапно против воли оказываетесь в положении беспомощного ребенка, не понимающего тем, для других очевидных, и не способного поддержать разговор о довольно простых с виду вещах…

 

Вследствие этого вы злитесь, испытываете фрустрацию – фрустрация, это острое разочарование, если по-нашему – и вынуждены как-то объяснять это себе, как-то защищаться… и что же вам делать…

 

Лучшее, что в таких случаях делают люди, это обвиняют в своем вдруг возникшем неловком положении других… то есть в нашем случае – все современное искусство и создающих его одаренных авторов.

 

Далее неспособностью поддержать разговор ведет к неловкости, а та в свою очередь переходит во враждебность. И от последующего неоднократного повторения она становится привычной как рефлекс.

 

Потом такой человек, движимый любопытством и естественным желанием разобраться идет на выставку… и испытывает неконтролируемое чувство агрессии. И естественно, он с гневом обвиняет искусство.

 

Как можно допускать такое бесчинство – вопрошает он…

 

Что же до людей искусства, то гения обидеть может всякий, а считать себя гением для художника вполне естественно…

 

И непонимающих просто посылают.



 

ИНТРОЕКЦИЯ

 

Интроекция – это когда с вами случается какая-нибудь фигня, а вы потом всю жизнь думаете, что это непреложный закон бытия.



 

Анализируя корни непонимания, мы будем вынуждены изучать понимание. То есть понять, что означает для современного человека «понять» нечто. Что мы обычно имеем в виду, произнося «я понимаю»…

 

Оказывается, если упростить, существуют два вида понимания. И они диаметрально отличны, и не имеют меж собой почти ничего общего. Есть «понимание» гуманитарное – и «понимание» техническое.

 

«Понять» что-то для технаря – значит научиться взаимодействовать с вещью в реальном мире. Работать с этим. Уметь управлять этим. Смочь починить, разобрать, перепрограммировать, собрать обратно…

 

«Понять» что-то для гуманитария – значит научиться об этом говорить. С собой, в своем внутреннем монологе, или  с другими людьми. То есть, научиться взаимодействовать с этим в мире символическом.

 

«Понять» для нас, если речь не идет о нашей работе, в большинстве случаев означает научиться рассказывать о предмете себе и другим. Говорить, убеждать, строить предположения, вести дискуссию…

 

Таким образом, «понимание» для нас суть другое имя говорения, функционал и способ существования речи. Когниция есть переодетый дискурс. Непонимающий подобен безъязыкому. Он немец, он немой.

 

Способность к развернутому говорению требует в свою очередь знания языка и навыка его использования, то есть в нашем случае, знания концептуального аппарата современного искусства и его истории.

 

Процесс их освоения весьма прост и сходен с освоением всякого нового знания… и тут и возникает тупик. Человек пытается говорить о современном в терминах и концептуальном аппарате классики…

 

И тут у него все падает из рук.

 

То что заучено и усвоено за жизнь, интроецировано как единственно правильный путь рассуждать об искусстве – становится неверным.

 

Вот ведь незадача…



 

Чуть недоглядел, а у него уже и топорик в руках.



 

ИМПЛИКАЦИЯ

 

Импликация – это когда вы послушали да на ус намотали.



 

Так что, не ходите на выставки и не смотрите ничего, забаррикадируйтесь дома и смотрте российское телевидение… или осваивайте новый концептуальный аппарат. А если освоили сами, помогите другим.

 

Заодно, рассказывая другим о современном искусстве, мы сами начинаем лучше понимать его, а со временем и любить… потомучто аппетит приходит во время еды, а любовь возникает когда ей занимаешься.

 

Так что пойдите и займитесь этим с ними. В смысле, поговорите с ними об искусстве. Если вас об этом попросят, разумеется… но только тактично, без зверств…

 

Результат вас удивит.



 

БИФУРКАЦИЯ

 

Бифуркация – это когда вы уже идете и что-то делаете.



 

Что же касается автора этих строк, то он уж не раз писал о сути, истории и концептуальном аппарате современного искусства, и если вы все равно его не читали, либо прочитав не поняли все равно…

 

То идите и перечитайте.