Премьеры. Первый Вариант

Надежда Хисметова
 Рубрика «Премьеры»

Любовь — ловушка для короля

Всё в спектакле потрясло: и подход режиссёра-постановщика Дмитрия Юмашева к теме, и декоративное оформление спектакля художником-постановщиком лауреатом Национальной премии «Золотая маска» Дмитрием Аксёновым, и костюмы и световое решение в спектакле и необычное начало и потрясающий конец и музыка. Главное, музыка невероятно слитая с пластикой каждого движения, каждого слова в спектакле. Прекрасный перевод с болгарского Э. Макаровой. Восхищает всё и красота мужчин актёров, одетых в невероятно говорящие, порой даже кричащие в своей слитности с образом костюмы. А игра актёров. Как играли наши актёры! Я даже боялась в какой-то момент, что заслуженный артист РФ Михаил Петров  умрёт по-настоящему на сцене... Каков был Полоний! Редюк удивил меня в лучшем смысле этого слова: такого Полония редко встретишь даже в спектакле «Гамлет». Умна и трагична Офелия. Беззащитны Гертруда и Клавдий. Они действительно в Ловушке!.. Так в чём же ловушка для короля?.. Ловушкой для короля всегда, видимо, является любовь... Любовь губит короля Клавдия, совершившего ради неё преступления!
Невольно вспоминаешь текст весёлой незатейливой песенки: «Всё могут короли, всё могут короли, но только по любви, но только любви не может поженить ни один король...»
Видимо, что искренне, преданно, открыто в этом мире могут любить немногие. Любовь — это огромная недоступная для многих роскошь! Она даруется только свободным духом людям, которым открыта неведомая и недоступная многим истина...
И если для короля Клавдия и принца Гамлета, постоянно решающих: «Быть или не быть...», любовь как наказание, ведущая к смерти их прежних возлюбленных, то для свободного Великого бродячего актёра она является самой жизнью, средством самовыражения в жизни и спасения своей души и чести. Только ради спасения своей любимой женщины она может отречься от своих высоких идеалов. Свободные духом актёры, как и скоморохи древней Руси, выше власти и выше смерти. Потому что своим творчеством, независимым и великим, они утверждают: «Быть на земле любви, а, значит и жизни...»
Так хорошо удалось передать на сцене заслуженной артистки РФ Ирине Янко и Юрию Морозову растерянность перед любовью и жизнью, что зрителям ясно до финала пьесы, что конец их жизни трагичен....
И как величественны народный артист РФ Алексей Дуров и Оксана Романова, когда они исполняют роли короля и королевы в пьесе «Убийство Гонзаго»...
Очень убедителен в роли палача Сергей Кондратенко: палачи при любой власти необходимы, им и не надо менять своей сущности...
А кто пишет историю человечества? Ну обычно такие люди как Горацио: очень умные, очень дипломатичные, очень хваткие, очень беспринципные, а, главное, никогда не потопляемые. Напишут ли они правду? Некоторые напишут, а некоторые нет... Горацио написал! Всему миру известна трагедия Гамлета...
И кто же в финале похоронен со всеми почестями? Принц Гамлет... Почему? Он ведь так и не ответил на вопрос: «Быть или не быть?»
Наверное, почести он заслужил не за свои сомнения, а за поиски любви, истины и справедливости. Он защищал честь любимой матери и отца. Он защищал честь королевства. Хотя хорошо знал, как наш Великий Чехов, что «правда восторжествует! Но это — неправда...»
Недялко Йорданов утверждает: «Для человека никогда не имеет значения сколько он прожил, важно сколько ему осталось...» Сколько лет осталось в реальной земной жизни, в памяти людей или в вечности?.. Это каждый из зрителей решит сам для себя!

7.03.2011

От дураков и опасных дорог бывают неприятности не только в России...

Если в России наличие дураков и опасных трасс является национальным бедствием, то во Франции на  эти неприятности смотрят сквозь пальцы... А наличие дураков в некоторых компаниях рассматривается как необычное развлечение. Каждый член этой компании по средам на встречу приводит придурка. И начинается необычное соревнование: чей дурак окажется самым забавным — победитель получает приз. Самое удивительное заключается в том, что придурков разыскивают и приводят на это странное состязание вполне респектабельные и неглупые люди. Если российский человек опасается дураков, то во Франции их специально разыскивают и даже, благодаря их глупости, пополняют содержимое своих кошельков. Но иногда эти умники сами оказываются в дураках... О том, как это иногда происходит, можно посмотреть на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова в спектакле, поставленном по пьесе французского драматурга Франсиса Вебера заслуженным работником культуры РФ, димитровградским режиссёром Владимиром Казанджаном. Премьера спектакля состоялась 14 октября 2011 года. И хотя первое действие комедии несколько затянуто, но актёрские работы блистательны. Первый премьерный день, а артисты не играют, а живут на сцене. Так естественны и не принуждёны их движения, остроумны и легки шутки и реплики. И так симпатичен придурок в исполнении Виталия Злобина... Пьяная нимфоманка  актрисы Екатерины Поздышевой не вызывает ни отвращения, ни раздражения. Зрительный зал сочувствует искренне несчастной женщине, которую главный герой Пьер Брошан (актёр Сергей Кондратенко) просто-напросто использует, при этом постоянно унижая. Она такая красивая, непосредственная, искренняя, а Рошар обращается с ней, как с последней дрянью. Зрители и даже приглашённый Рошаром дурак понимают в начале первого действия, что мужчина не имеет права на такое обращение с женщиной, и, конечно, интуитивно настраиваются против преуспевающего умницы-издателя и отдают свои симпатии придурку Франсуа. Пусть Франсуа Пиньон нелеп, очень самоуверен, но он лишён цинизма и пренебрежения по отношению к окружающим людям. Пьер Брошан недооценивает опасность небрежного отношения к близкому окружению... В результате неуважительного поведения с близкими людьми и благодаря человеку-катастрофе, зацикленному на конструировании из спичек всевозможных сооружений в виде мостов и башен, и с которым вынужден провести вечер, он сам оказывается в дураках: ссорится с женой, с налоговым инспектором, с любовницей и начинает потихоньку понимать, что он — не самый умный в Париже человек. Буквально за несколько часов он разочаровывается и в себе, и в своём образе жизни, и в своём образе мыслей... В результате он остаётся один на один с дураком, которого совсем недавно хотел унизить и использовать, как предмет посмешища для увеселения странной компании. Но самое удивительное: Франсуа — единственный, кто не бросил его в трудную минуту. Именно придурок смог найти самые точные и правильные слова для разговора с покинувшей Пьера женой, которая попала сначала в аварию, а затем в госпиталь. Он искренне хочет помочь Пьеру помириться с женой Кристиной (актриса Оксана Романова), понимая, как дорога она Брошану. Всё у Пьера Брошана рухнуло в один момент: его разбил радикулит, рухнули прекрасные семейные отношения. Он теряет уважение к себе и близок уже к самоубийству... Но его искреннее раскаяние возвращает к нему симпатии зрительного зала и, возможно, вернёт ему хорошее отношение людей. Пьяный, расстроенный и выбитый из калии нормальной жизни обрушившимися на него неприятностями он становится милым, обаятельным и красивым человеком, способным искренне любить и крепко дружить. Вроде события, происходящие на сцене, печальны, но, несмотря на это, на протяжении всего спектакля очень много смеются и актёры, и зрители.
Смеются и дурак Франсуа, и оказавшийся в очень затруднительном положении Пьер Брошан, и покинутый Кристиной, ушедшей к Брошану, Лёблан (заслуженный артист РФ Виктор Чукин), и налоговый инспектор Шёваль (артист Денис Бухалов), и даже брошенная Брошаном Марлен. Смеются очень искренне и заразительно друг над другом, над собой и, вообще, над тем положением, в которое попадает каждый из них по очереди. Даже иронически посмеивается над записью автоответчика в телефоне Пиньона доктор Аршамбо (актёр Юрий Морозов). Смеются даже тогда, когда другим персонажам просто-напросто хочется плакать...
В спектакле очень мало музыки. Наверное, это необходимо, чтобы не заглушать смех...
А ещё необходимо отметить, что в спектакле очень много красоты: красивые женщины, красивые картины на стенах, красивые респектабельные мужчины. Даже придурок Франсуа — очень симпатичный внешне тип. И появляется надежда, что красота, юмор и ирония спасут всех действующих на сцене героев и нас, зрителей, с ними заодно тоже, от ударов судьбы.

20.10.2011

Особо влюблённый таксист

Заслуженный артист РФ

Пока она умирала...

Пока Кларина Ивановна умирала на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова зрители испытали много приятных моментов: они от души смеялись, восторгались игрой актёров, их красотой, нарядами и необычным сюжетом пьесы.
Премьера лирической комедии «Пока она умирала» по одноимённому произведению Натальи Птушкиной имела, начиная с первого спектакля, необычайный успех. Как контролёр, в зрительном зале я на втором премьерном спектакле заметила зрителей, уже посещавших первый премьерный спектакль. Потом, после спектакля, они сами подходили ко мне и просили поблагодарить актёров, игравших в этой лирической комедии, за праздник, дарованный им, как зрителям.
Спектакль-праздник, подаривший зрительному залу прекрасные образы на сцене, которые несут в себе надежду, радость, а, главное, возможность увидеть счастливых людей в самом безнадёжном и беспомощном состоянии. Все четыре актёра удивительно красивы, очень обаятельны и достоверны. За рампой нам показывают обычную сказку. А мы верим в реальность этих событий. Верим в любовь близких людей: так прекрасны взаимоотношения между матерью Софьей Ивановной (народная артистка России Кларина Ивановна Шадько) и дочерью Татьяной (заслуженная артистка РФ Ирина Леонидовна Янко), что хочется им подражать в жизни. Так красив, благороден, щедр, остроумен, открыт для счастья и вальяжен Игорь (актёр Сергей Анатольевич Кондратенко). В него невозможно не влюбиться... И Татьяна, как любая нормальная женщина, влюбляется в этого очаровашку и доверяет ему свои самые сокровенные тайны. Будь человеком, дари свою любовь близким и ты никогда не стаешь одинок. Господь тебе в любом возрасте поможет найти мужа (жену). Вы всегда можете обрести дочь, красивую, добрую, бесхитростную, непосредственную и такую родную. Жизнь продолжается и может быть очень интересной, если в ней много любви, понимания и заботы об окружающих тебя близких людях. И такая прекрасная девушка, как Дина (актриса Татьяна Прыскина), может стать родной дочерью, если для общения с ней у вас отрыто любящее сердце.

4.04.2012
               
Всё новое — не всегда хорошо забытое старое....

29 апреля 2012 года состоялась премьера спектакля «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» по пьесе Уильяма Шекспира, автор основного перевода Давид Самойлов. Постановка лауреата Государственной премии РФ, лауреата Международной премии К.С. Станиславского, народного артиста РФ Юрия Семёновича Копылова, недавно ушедшего из жизни, а, главное, —  из стен театра. Режиссёр спектакля его сын — Максим Копылов. Какое-то впечатление от спектакля двойственное... Никак не уходит из памяти спектакль Копылова, поставленный им на этой же сцене в 1994 году. Очень сложно перестроиться... Шут — Борис Александров не стирается из памяти. Постоянно перед глазами Валерий Шейман в роли Мальволио и искромётная в движениях, остроумии и красоте Валентина Савостьянова. Но звучит музыка, и с ней сливаются музыкальные певучие, чуть печальные голоса Сергея Чиненова, Оксаны Романовой, Дениса Верягина, возвращающие всё на круги своя. Углубляешь в текст пьесы, вслушиваешься в по-новому звучащие голоса, ощущаешь насколько пьеса стала добрее, свободнее и современнее. И постепенно уходят из памяти прежние, очень совершенные образы; и новое более мощное и напористое звучание пьесы захватывает тебя, и ты уже восхищаешься новой игрой актёров в прежних костюмах.

30.04.2012    

Незабудки

Прекрасный спектакль смотрела сегодня на сцене Ульяновского драматического театра им. И.А. Гончарова по пьесе Людмилы Улицкой. В нём такая историческая достоверность и такие яркие и соответствующие действительности, тому времени образы... Особо сильное впечатление на меня произвела игра народной артистки РФ Зои Михайловны Самсоновой в роли Эсфирь Львовны и Андрея Максимова, сыгравшего парня шестидесятых Витю. Зоя Михайловна похожа на всех моих знакомых женщин евреек шестидесятых годов, многие из них сейчас уже покойные, или уехали за рубеж. Так точен образ, так многогранен, так искренен, симпатичен. Порой мне казалось, что на сцене стоит покойная Софья Борисовна Фрадкина, такая же симпатичная, с постоянной готовностью всем помочь... У меня на глазах даже наворачивались слёзы на глазах от воспоминаний юности. А, глядя на народную артистку РФ Кларину Ивановну Шадько, я вспоминала многим в Ульяновске известную Дору Борисовну Гуринович, мудрую, пережившую ленинградскую блокаду женщину, сохранившую в страшные дни блокады сына Виктора, овдовевшую в годы Великой Отечественной войны и боровшуюся долгие годы за жизнь смертельно больного сына и в СССР, и Израиле, и в США, до сих пор живущую в здравом уме и твёрдой памяти в Нью-Йорке. Многие в СССР в шестидесятые-семидесятые годы негативно относились к евреям, утверждая, что по их вине идёт огромная утечка информации из страны. Но я общалась с простыми людьми еврейской национальности и очень уважала их, за отзывчивость, быструю приспособляемость к любым условиям, редкий оптимизм, умение рисковать. Мои знакомые работали на автозаводе, механическом заводе №1, УЗТС, радиоламповом заводе инженерами, рабочими, начальниками участков, цехов и других подразделений. Среди них были также простые рабочие, лаборанты, учителя, врачи. Я абсолютно уверена, что мои друзья не имели отношения к той утечки информации, в которой обвинялись евреи. Все они были славные, симпатичные, умные, интересные люди. Конечно, в еврейской среде, как и среди людей любой нации есть и хорошие и плохие. Я просто с плохими людьми любой национальности не дружу. В простом народе бытует мнение, что евреи предали Христа... Но почему-то многие забывают о том, что двенадцать апостолов, простых рыбаков, пройдя процесс преображения проповедовали христианство на огромной территории и приняли мученическую смерть за имя Христово. Как это не странно, но, именно, евреи стояли у истоков православия. И наш Андреевский флаг назван в честь первозванного апостола Андрея, который всегда покровительствовал России и помогал ей с небес в сложные исторические моменты. Очень хорошо, что на Ульяновске так хорошо, мудро и поставлен один из главных христианских вопросов: людей надо различать по любви, а не по национальности...
Очень хороши в спектакле молодые актёры! Смотря на Андрея Максимова, я вспоминала свою молодость и ребят — моих сверстников, которые служили в армии по два-три года, имели прекрасную армейскую выправку и при ходьбе чеканили шаг. Они были все, в основном, очень искренними и непосредственными. У них с юности существовали идеалы, почти всем был свойственен романтический настрой, они умели любить и быть верными. Андрей Максимов мне так понравился на премьере, что я купила программу, что в дальнейшем взять у него автограф. Очень хороши костюмы в спектакле. Одежда на актёрах усиливает восприятие их игры и подчёркивает достоверность образа.
Очень милая и хорошая девушка Сонечка (актриса Анна Дулебова), воспитанная простой еврейской женщиной, потерявшей на войне всех близких, она ценит весь тот вклад, который был вложен в её душу простой еврейской женщиной Симой, работавшей обыкновенной учительницей музыке. Видя в каких трудах жила её приёмная мать-еврейка, Сонечка мужественно и самоотверженно вступается за всю еврейскую нацию. Сонечка готова одна растить своего ребёнка, но она никогда не придаст человека, вложившего в неё всю свою душу. Я уверена. Что такие милые люди, как Елизавета Яковлевна, Эсфирь Львовна и Сонечка, понравятся родственникам Вити и вольются в их большую простую семью. Спасибо режиссёру заслуженному деятелю искусств Армении Акопу Казанчяну за праздник, который он мне сегодня подарил. Жаль только, что купленная мной сегодня программка такая радостная, ярко голубая, как июньское небо, а сам спектакль проходит при очень тёмном освещении и в мрачных декорациях. Возможно, это оформление является постоянным напоминанием о том горе и тех потерях, которые пережили эти светлые и удивительно красивые люди. Премьера состояла в очень важный для меня день. Сегодня — День рождения обожаемой мною Зои Михайловны Самсоновой. Спасибо ей персонально за подарок нам в свой день рождения!

3.06.2012