Остров Кий. Никоновские храмы

Тина Гай 2
Русское зодчество середины семнадцатого века тесно связано с именем Никона. Никоновско-алексеевская церковная реформа коснулась не только книг, песнопений и богослужения, но и архитектуры.


Идея царя и патриарха сводилась к тому, что надо возвращаться от русской православной традиции к «древлеправославной» - греческой и палестинской.


В глазах Никона и Алексея Михайловича именно она была исконно-православной, а русская традиция, как отступившая от этих образцов, была, по их мнению,  порченной.


Основанием для таких выводов был, однако, вовсе не вопрос «Что более православно: греческое или русское?», а политические мотивы:


Алексей Михайлович всерьез рассматривал вариант освобождения православных народов от турецкого ига и поставления себя на царствование всех православных стран, подобно императору Константину.


Патриарх Никон при этом становился православным патриархом не только Руси, но и всего православного мира, каким некогда был патриарх Константинопольский. Но для этого надо было все привести к единому – греческому – образцу: и книги, и богослужение, и архитектуру. Так царь и патриарх, засучив рукава, стали, каждый по-своему, воплощать задуманное в жизнь.


Начал Никон с запрета на строительство шатровых храмов, которые были главным достижением русского зодчества. Предписывалось впредь строить только одно-, трех- и пятиглавые  храмы, как было принято в  греко-палестинских землях. Запрет вступил в силу с 1652 года, сразу после восшествия  Никона на патриарший престол.

 
Образцами нового «древлеправославного» стиля стали три монастыря, три архитектурных памятника могуществу патриарха: Валдайский, Кийский и Ново-Иерусалимский. Но в 1658 году  патриаршество Никона закончилось, закончились и архитектурные нововведения.


Все три устроенных им монастыря были в личной собственности патриарха, не относившихся к патриаршей кафедре. Самым аскетичным и привлекательным с точки зрения монашеской жизни является Кийский монастырь.


В нем наиболее четко отражены, с одной стороны, архитектурные северные традиции в духе Соловецкого монастыря, а с другой, присутствует греческий «древлеправославный» стиль.

 
Кийский монастырь становится не только  памятником прошлой монашеской жизни Никона, но и политическим центром событий вокруг утверждения новообрядческой церкви в противовес старообрядческой. К моменту строительства Кийского монастыря  уже набирала силу книжная справа и церковная реформа.


Мягко говоря,  не все восприняли нововведения патриарха, если точнее – почти никто. В числе сопротивляющихся оказалась и братия Соловецкой обители, которая устроила бунт против реформы, став  оплотом старообрядцев. 


Кийский монастырь превратился для  Никона в опору подавления старообрядческого бунта, противостоя Соловецкому монастырю во всех отношениях: убранством, численностью монашествующих, количеством святынь и богатством.

 
Остров Кий был некогда открыт Никоном. Когда он решил уйти из Соловков из-за разногласий с настоятелем, то отправился на материк через Белое море.  Но попал в шторм и чудом, упованием на силу Креста, выбрался на берег – каменистый и безлюдный остров. 


Выбравшись, он с удивлением воскликнул: «Кий (чей) сей остров?» Так и закрепилось за  островом название – Кий. Здесь Никон поставил большой поклонный Крест в память о чудном спасении и двинулся дальше.


Когда через тринадцать лет перевозили мощи святителя Филиппа из Соловков в Москву, Никон опять остановился на Кий-острове и с удивлением обнаружил, что  тот крест стоит невредим. Рассказывали даже, что, благодаря  кресту, многие из попадавших в шторм спасались. Тогда он и дал обет - построить на этом месте монастырь.

 
Кийский монастырь был вдохновлен также и идеологической программой патриарха: его архитектура во многом напоминает архитектуру Преображенского собора Соловецкого монастыря, поскольку  обитель стала для Никона символом стойкости игумена Филиппа (Колычева), не склонившегося перед Иваном Грозным, что служило обоснованием первенства «священства» перед «царством», которое отстаивал Никон.


Грамоту на строительство монастыря царь выдал немедленно, как только Никон обратился к нему с такой просьбой, рассказав историю своего чудесного спасения и данного обета. Но остров был совершенно непригодным для жизни. Грамота царя гласит:


«Остров пуст, и ничьих никаких угодий на нем нет, и быть тут жилецким людям нельзя, потому что на том месте все камень голой... и мнози на том острове от морского потопления спасаются».


Никон оказался  настоящим скопидомом в отношении приобретения материальных благ в свою собственность, используя для этого всю  неограниченную власть и  служебное положение. Для строительства Кийского монастыря он обращается ко всем священникам и православным с просьбой пожертвовать, кто чем может. Отказать ему никто не смел, боясь опалы.


Своей властью Никон приписывает Кийскому монастырю множество обителей и сел других областей, лишая архиепископов существенной части их доходов. В свою очередь царь не только дает грамоту на строительство монастыря, но и жертвует огромную сумму - 6000 рублей.


Патриарх становится  инициатором всех архитектурных решений обители, строительство возглавил его архитектор Аверкий Мокеев.  Строительство монастырского  собора началось в 1657 году. К концу  года был сооружен первый монастырский храм – Воздвиженский, в котором поместили кипарисовый крест, заказанный лично патриархом в Палестине - таких же размеров, как и крест Спасителя.


В него были вложены около трехсот  частиц мощей мучеников и святых угодников, а сам Крест - украшен драгоценными камнями, серебром и золотом. В этом же году был назначен архимандрит монастыря, хотя по статусу он не имел  на это право, но отказать патриарху никто не решался. Никон сам набирал иноков и в таком количестве, в каком считал нужным.

 
О братии и крестьянах, приписанных к монастырю, он заботился как настоящий и рачительный хозяин. За три года монастырь превратился в один из самых богатых и благоустроенных, хотя на острове совершенно не было земли и все возводилось на голом камне. Существует легенда, что каждый монах, вступающий в монастырь, привозил с собой мешок земли, чтобы устроить хотя бы небольшой огородик.


Для строительства  использовались гранитные глыбы, коих на острове очень много. В центре ансамбля возвышается Воздвиженский собор, представляющий собой четырехгранный куб, который венчается огромным куполом на восьмигранном барабане, напоминая архитектуру Соловецкого монастыря. Первоначально собор был пятиглавым, но в настоящее время из-за многочисленных пожаров и перестроек сохранился только один купол.


На восьмигранном барабане были также застекленные прорези, но во избежание тяги во время многочисленных пожаров их заложили кирпичом. Поэтому собор, хоть и оставляет впечатление величественного строения, но в своем первоначальном виде он был и выше, и краше.


Стены монастыря стоят очень близко друг к другу, т.к. остров очень маленький и строили все очень компактно. Кроме Воздвиженского собора в монастырский ансамбль входят двухэтажный братский корпус, первый этаж которого предназначен для хозяйственных нужд, надкладезная часовня Происхождения Честных древ по образцу староиерусалимских водоемов, вода в котором, по преданию, найдена самим Никоном.

 
Рядом с братским корпусом – трапезная, напоминающая крепость, по образцу Соловецкой. В ее стену замурован  крест, на котором надпись о дне освящения храма. У трапезной с другой стороны находится  церковь Рождества Богородицы, в нижней части которой - церковь Рождества Христова.


Тут же - колокольня, на которой когда-то было девять колоколов. Правда от нее осталась только нижняя часть. К колокольне  пристроена часовня-усыпальница настоятелей.


Освящен монастырь самим патриархом в 1660 году, спустя два года после оставления им патриаршей кафедры. Монастырь после Никона постепенно пришел в упадок, особенно во времена Екатерины II, которая стала активно бороться с монастырскими владениями.

 
В настоящее время монастырь восстанавливается, но очень медленно. В советские времена здесь был организован дом отдыха, который и сегодня пользуется большой популярностью, поскольку на острове много  источников и есть целебное озеро, в котором нельзя купаться,но можно только обливаться его водой. Его благоустроили монахи еще тогда, когда монастырь был действующим.

 
Но главную жемчужину Кий-острова составляет  северная природа неописуемой красоты. Остров во время отливов становится материком из множества отдельных островков, по которым можно путешествовать. Народу здесь немного и можно легко пребывать уединении.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/russkoe-zodchestvo/