Смотритель метеостанции

Леонард Зиновьев
Пьеса в трёх актах


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Иван Петрович, смотритель метеостанции
Приборы
Домик
Чайник
Стакан
Газеты
Журналы
Сборники сканвордов
Радиоприёмник
Телефон
Часы с кукушкой
Метеостанция
Ружьё
Паша, сын Ивана Петровича


Акт первый

Зима. Заснеженный загородный пейзаж. Территория метеостанции. Открывается дверь домика смотрителя, и оттуда выходит человек в ушанке, в тулупе, в валенках, и с огромной тетрадью под мышкой. Это смотритель метеостанции Иван  Петрович. Обведя взором окрестности, он потягивается, говорит «Иэх!» и бодро бежит к шкафу с оборудованием, проваливаясь в глубокий снег.

ИВАН ПЕТРОВИЧ (Весело напевает на бегу). А снег давно не чищен, ляляля, ляляля. А мне всё по колено. Или ещё по какую часть тела, ляляля, ляляля.

Открывает шкаф с оборудованием.

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Здравствуйте, приборы!

ПРИБОРЫ (Разноголосым хором). И тебе здравствовать и мордавствовать!

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Дорогие приборы! Можно, я сниму ваши показания?

ПРИБОРЫ (Хором). Моооожно! Мы приборы допотопные, уже давно ни хрена не показываем!

Иван Петрович дыша на руки, чтобы не зябли, быстро переписывает показания в тетрадь. Закрывает шкаф.

ПРИБОРЫ. До свидания, Иван Петрович!

ИВАН ПЕТРОВИЧ. И вам оставаться в пределах среднеквадратичной погрешности! (Поворачивается к зрительному залу). Вот так и живём!

Возвращается в домик.


Акт второй

Домик смотрителя метеостанции. Внутри – нехитрая обстановка: стол, кровать, и стул. На стене висит ружье. Входит Иван Петрович.

ИВАН ПЕТРОВИЧ (Снимает ушанку и тулуп). Я – весёлый метеоролог. Я сошёл с ума. Давно, прочно и всерьёз. Ко мне редко кто заглядывает в гости, вот я и разговариваю с предметами. А они разговаривают со мной. (Косится на ружьё). Вот только ружьишко у меня всегда молчит! (Обращается к домику) Здравствуй, избушка!   

ДОМИК. Здравствуй, Иван Петрович! Давненько не виделись! Целых три минуты!!!

На столе стоят старый электрочайник, стакан в подстаканнике, радиоприёмник, и стационарный телефон. Рядом лежат газеты, журналы, и сборники сканвордов.

ЧАЙНИК. Петрович! Выпей чаю!

СТАКАН. Да, выпей!

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Ну, если вы так настаиваете… (Усаживаясь за стол. Наливает себе чаю). Не работа, а, как говорит мой сынуля, «сплошной позитив»!

Внезапно его взгляд падает на ружьё. Иван Петрович морщится и переводит глаза на стол.

ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, И СБОРНИК СКАНВОРДОВ (Наперебой). Иван Петрович! У меня самый интересный кроссворд! Нет, у меня! Нет, у меня! А у меня – скандворды! Всё равно тебе нехрен делать. Поразгадывай нас!

РАДИОПРИЁМНИК: Передаём прогноза погоды…

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Э, нет! Делу – время, потехе – час! Сначала я показания приборов в город передам!!!

Открывает тетрадь. Набирает номер телефона.

ТЕЛЕФОН. Говори правду, старый!

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Да кому она нужна, правда. (Поглядывая на ружьё). Алё! Это областная телерадиовещательная компания? А это Иван Петрович с метеостанции Искривлённые Сараи. Записывайте погоду на завтра, первое февраля: ночью плюс двадцать, днём до плюс тридцати, тропические ливни с грозами, атмосферное давление – семьсот пятьдесят миллилитров ртутного столба, ветер южный. (Кладёт трубку. Потирает руки). Пускай они сами там разгребаются, как хотят, хехехе! Всё равно у меня приборы допотопные, не показывают ни хрена!!! (Поворачивается к газетам, журналам, и сканвордам). Кто там просил себя разгадать? (Берёт наугад одну из книжек со сканвордами). Таааак…. «Прибор для измерения влажность воздуха». Раз, два, три, пять, девять букв… Гигрометр, это мы знаем. (Вписывает в клеточки).

За окном слышен шум автомобильного двигателя.

ЧАСЫ С КУКУШКОЙ. Пора-пора, кукукнутый ты наш!

Иван Петрович Откладывает сканворд. Бежит к окошку. Автомобильный двигатель глохнет.

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Ох, ё-моё! Это ж Пашка приехал!!!

В домик входит сын Ивана Петровича Паша. В руках у него какая-то коробочка.

ПАША. Здорово, бать!

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Здоров, Пашок!

Отец и сын обнимаются.

ПАША. Ну чё, батя! Всё метеорологией занимаешься? Работаешь-работаешь, а заслуженный отдых когда?! Бросал бы уже всё и…

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Э, нет, Пашок! Покуда я жив, я эту станцию не брошу. Я ж тут всю свою жизнь… Ты лучше расскажи, как там в городе дела.

ПАША. Да хорошо. Сплошной позитив. Вот, подарок тебе привёз.

Кладёт коробочку на стол.

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Что там? (Открывает коробку. Достаёт небольшой прибор). Это что? Какой-нибудь ампервольтметр? Тестер для электросетей?

ПАША. Нет, бать. Это портативная метеостанция. 

Иван Петрович меняется в лице. Следует тяжёлая пауза.

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Чего? Это?! Метеостанция???!!!

ПАША (Немного оробев). Ну, да. Сверхточная цифровая метеостанция. Ну, там термометр, барометр, гигрометр, психрометр, датчик дождя, датчик снега, датчик гололедицы, датчик…

Иван Петрович срывает со стены ружьё.

ПАША (Пятясь к двери). Бать, ты чего?

ИВАН ПЕТРОВИЧ (Орёт во всю глотку). Вон, паскудник!!! Вон!!!! Не то застрелю!!!!

ПАША (Бормочет). Батя у меня совсем тронулся…

ИВАН ПЕТРОВИЧ (Орёт). Воооон!!!! И чтобы духу твоего здесь больше не было!!!!!!

Паша выскакивает из избы. Слышно, как на улице заводится и отъезжает машина. Прибор остаётся лежать на столе.

ИВАН ПЕТРОВИЧ (тяжело дыша). Ах, Пашка! Ну и удружил, гад такой! Значит, цифровая метеостанция. Сверхточная. Барометр, термометр…

МЕТЕОСТАНЦИЯ. Аригато!

Иван Петрович тяжело опускается на стул. Сидит с каменным лицом, держа в руках ружьё.


Акт третий

С конца второго акта проходит несколько часов. Иван Петрович сидит в той же позе, держа ружьё.

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Значит, метеостанция. Сверхточная! Ну, Пашка… Эх!... Ну, нет! Мы, метеорологи, просто так не сдаёмся!!!!

Берёт газету. Пишет на полях «В мой смерти прошу никого не винить».

ПРИБОРЫ, ДОМИК, ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, СБОРНИК СКАНВОРДОВ, ЧАЙНИК, СТАКАН, ТЕЛЕФОН, МЕТЕОСТАНЦИЯ. Ну, ты это, Петрович, давай тоже, не поминай лихом!

ИВАН ПЕТРОВИЧ. Вот так вот: знай наших! У нас прогнозы как были кривые, так и будут!!!!! А если их не будет, то и ничего не будет!!!! Вот так!!!!!!!

РУЖЬЁ. Да стреляйся ты уже! Долгие проводы – лишние слёзы!!!

Иван Петрович засовывает стволы себе в рот и взводит курки.

РАДИОПРИЁМНИК (Поёт). У природы нет плохой погоды. Всякая погода – благодать…

Занавес