экзотика

Маргарита Школьниксон-Смишко
Лео может с минуты на минуту появиться в квартире, но внутренне Роза уже с ним рассталась. Её душа уже принадлежит Косте.

                26-03-1907
Дорогой маленький Костик!
Твои письма из Зилленбуха* доставили мне много радости. Также я рада, что у тебя там чудесная погода, на которую ты надеялся; здесь же она оставалась непостоянной и довольно суровой, только сегодня внезапно стало тепло. Хотя погода мне почти безразлична, потому что я ей мало пользуюсь.
В субботу я была с Луизой (Каутской) на «Пиковой даме» Чайковского. Сильная и оригинальная музыка, хотя и временами есть сходство с Вагнером и порой с Моцартом; мне показалась она не из одного слитка, и это мешает больше, чем захватывает; но всё же я  осталась довольна однажды полностью прослушать русскую оперу,  которую до сих пор я слышала лишь изредка и в отрывках.
Недавно мне принесли рукопись нового «социального» романа** Горького, от которого его друзья ожидают «революции» в культуре. Я должна была высказать своё мнение. Должна тебе сказать, что была сильно разочарована; это ярко выраженный «агитационный» роман; в нём я не нашла ни следа таланта и настоящего искусства. Бедный Горький, у него оборвалась  нить его искусства о низах, и он здесь заставляет себя быть социал-демократом!  Роман появится в газете «Вперёд», я его читала на русском.
Парвус, естественно, ещё здесь, но «скоро» уедет; он прочёл мне главу своей работы,*** она будет, конечно, очень интересной и увлекательной, хотя «несимметрична» и не до конца продумана, как и все его нынешние работы...
Вчера мы вместе с Парвусом читали письма Фернандо Кортец кайзеру Карлу о покорении Мексики, сначала было очень интересно, но при длительном чтении ложь и хвастовство плута слишком монотонны. - Я тебе пишу здесь, как можешь заметить, сплошную «экзотику» - об экзотическом я и думаю и чувствую, но не хочу об этом говорить.
Сегодня ночью мои нервы устроили мне большую неприятность. В четыре утра меня разбудил тихий звонок в дверь, я, удивлённая, побежала спросить, кто это — молчание. В большом возбуждении пролежала потом час в кровати, мне стало неуютно в пустой квартире и я подумала: был бы здесь в его комнатке маленький Костя, мне бы было не страшно. Изучает маленький юноша усердно Маркса?..
                Целую тебя много раз
                твоя Роза

Ты заметил, что наши люди из «Вперёд» не имеют даже понятия о значении румынской войны крестьян? А это, конечно, первое большое следствие русской революции, естественно, без разрешения и «постановления» «организации», элементарное всплывание красного призрака в наэлектризованном грозовом воздухе, веющем с востока.

* тогда ещё пригород Штуттгарта, где жила семья Клары Цеткин
** «Мать»
*** «Колониальная политика и её распад»