Петля Нестерова

Игорь Теряев 2
               
Звенело совсем  настоящее лето, которое в  Прибалтике  бывает не так уж часто.  Утро,  ещё прохладно – только  22 градуса по «господину  Цельсию». Выглянул из окна своего девятого этажа и невольно залюбовался  стайками стрижей, носящимися передо мной в тени дома.  Их  стремительное с крутыми разворотами («с большими кренами») пилотирование  сразу  осветило в моей голове один из бликов памяти -- маневрирование эскадрильи Ермака  (двенадцать экипажей) над пустыней Сахара (в Египте) на предельно малой высоте.
   
       Место в боевом порядке «колонна разомкнутых пар»  я назначил себе  «ведущим  замыкающей  пары».  После выполнения задания   командир эскадрильи завёл строй  для размыкания  перед посадкой  по одному  (садиться должны были на «узкую посадочную полосу»).  Но над началом полосы ведущий, Николай Семёнович Ермак, дал команду  «Петля!»  и  ввёл самолёт в вертикальную кривую – начало  «Петли Нестерова»  (ранее – «Мёртвая петля»).  Так, пара за парой, с одного и того же места  (над началом посадочной полосы),  каждый ведущий пары начинал выполнять  «Петлю  Нестерова».  Когда подо мной мелькнул торец полосы, и я начал  «загибать  петлю».   Безоблачное африканское небо  слишком щедро поливало наши самолёты  потоками ярчайших лучей солнца.  Даже добротный светофильтр  защитного  шлема  не спасал глаза от излишней яркости, но, невзирая ни на что, своё место (хоть строй и растянулся по «петле Нестерова»)  каждая пара должна была выдерживать точно.
         Восходя к верхней точке петли, я постарался посмотреть на впереди идущие самолёты.  Трудно было охватить взглядом картину  выше себя, но  очерченная самолётами траектория  петли  была выдержана  точно:  на чистейшем голубом  небосводе через  равные дистанции–расстояния  все десять идущих впереди меня  самолётов поблескивали  отражёнными солнечными лучами.  Мои  коллеги,   невзирая на приличные перегрузки (5 – 6 крат),  чётко выдерживали место в строю.   
      
        Гирляндой  из ярко сияющих самолётов  запомнилась мне  наша  петля, которую мы выполнили в память о её авторе,  Петре Николаевиче Нестерове.
       
      
        И опять,  и опять маленькие  пилотяжки-стрижи  перед окнами моего дома  «закладывают крутые виражи».    Наверное, ловят на лету мошек --  добывают суточный рацион.

   На Фото:  Пётр  Николаевич  Нестеров.