Урок третий

Алексей Филиппов 3
                Урок третий


                Учитель:

С сегодняшнего дня начнем заниматься композицией. На этом первом витке обучения вы должны сделать два задания с решением разных задач. Группа задач первой композиционной работы сводится к организации плоскости формата, группа задач  второй – к организации пространства формата.
   
    Первая композиция должна состоять из множества форм, на основе трех простых геометрических форм и их производных. Эти формы – треугольник, квадрат и круг. Круги не деформируется, можно использовать их части, треугольники могут быть какими угодно, квадраты могут деформироваться в любого вида и любой протяженности четырехугольники.
В пространстве квадрата 20х20 вы должны создать уравновешенную композицию, используя три вами подобранных  коллера : красный, желтый и синий. Работа выполняется в четыре этапа: первый – эскиз-идея, второй – линейное выстраивание по законам, о которых я буду говорить, третий – цветовой эскиз, четвертый – исполнение в большом формате. Сегодня вам нужно сделать эскиз-идею.

Создавая эскиз, нужно думать о том, что сам формат является пространством, в котором происходит драмматургия заданных форм, пустота его фона - аккомпонирует, стороны его не соприкасаются с точками или линиями фигур. Эта композиция – динамическая, формы не повторяются и не параллелят краям формата, относительно его сторон они находятся как-бы в движении или сдвиге. Статической же композиции свойственна некая мантровость, достигаемая повторением одинаковых форм и одинаковых пустот через определенные отрезки пространства. Тип такой композиции используется чаще в декоративно- прикладном искусстве.
Существуют три основные типа динамической композиции: центровая, очаговая и противопостовляемая. Центровая композиция представляет собой одну большую форму, полученную сцеплением нескольких форм. Очаговая – это когда несколько сцеплений форм находятся в формате, подчиняясь друг другу по массам. И противопостовляемая – это когда большую форму, образованную сцеплением нескольких, уравновешивает в формате одна автономная форма. В вашем случае стоит использовать принципы центровой или противопостовляемой композиций. Очаговая обычно используется для больших форматов.

В формате обязательно должны быть задействованы три типа геометрических фигур: круг или его части, треугольники и четырехугольники, разные по формам, размерам и направлениям. При этом они должны находиться не в одинаковом количестве. Например: ваша композиция может быть построена в основном на треугольниках и четырехугольникх и, при этом использоваться лишь одна окружность и т.д. Главное: чтобы все три типа форм учавствовали в композиции и в различном их количестве.
Принцип контраста здесь очень важен. Среди вашего множества форм должна быть одна, которая по массе подчиняет все остальные, то есть – самая большая. Думайте о том, что вы создаете некий микрокосмос, который, в результате, будет иметь свои законы существования. Должна быть самая малая форма, желательно ее сделать автономной и далекой от центра. Форма, удаляясь от центра формата, набирает вес, и, даже очень маленькая форма, находящаяся далеко от центра может уравновесить большую, живущую рядом с центром формата. Это – первый большой контраст. Группа средних форм также находится в подчинении по массам. Не расставляйте формы в формате, создавайте их сцепления, рисуя их прозрачно, как будто они вырезанны из оргстекла. Сталкивая формы, старайтесь, чтобы одна делила другую в какой-то пропорции, избегайте середины, которую не выносит человеческий глаз. Старайтесь, чтобы большая форма, образованная в вашем формате, находилась как-бы во взвешенном состоянии, не притягиваясь к сторонам формата, нижняя пустота формата должна быть больше, чтобы форма не падала. Расстояния от от крайних линий или точек форм до сторон формата за-висят от величины этих форм: чем больше формы, тем требуется большее минимальное расстояние до краев формата.
Вообще: пустой формат – не уравновешен, он становится уравновешенным, когда к нему прикасается художник.
Вся ваша задача, в конечном итоге- это задача уравновешивания формата. Основные четыре части пустого формата по разному воздействуют на глаз зрителя. Левая верхняя – самая легкая, правая верхняя – немного тяжелее, левая нижняя – еще тяжелее и правая нижняя – самая тяжелая. Поэтому в учебной композиции нагружают левую верхнюю часть формата и облегчают правую нижнюю, таким образом создавая равновесие. Следовательно: в правом нижнем углу формата лучше делать самую большую переферийную пустоту. Старайтесь, чтобы крайние точки фигур вписывались в некий невидимый круг, крайние фигуры в углах формата двигались, параллеля ближним хордам этого круга, возвращая зрителя обратно в формат. Еще одна из задач композиции – не выпустить глаз зрителя из формата и не увести его в бесконечность, картина– это ловушка для глаза, в хорошем смысле.
Любая композиция, музыкльная, литературная или изобразительная всегда начинается с двух движений: одного большого и серии сопротивляющихся. Их трение и создает изначальную эмоциональную и композиционную базу произведения.

В вашем случае, за основное лучше взять диагональное движение, скажем, ваша самая крупная форма может двигаться по диагонали формата или параллелить ей. Группа средних форм, по разному двигаясь, может, в основной своей массе противоречить  этому большому движению, а некоторые из них – параллелить большой форме, подыгрывая.
Избегайте параллельности  линий ваших форм линиям формата, ваши формы должны повиснуть в неком метафизическом пространстве
Сегодня вам необходимо выполнить множество маленьких эскизиков-почеркушек, в которых  вы попытаетесь найти идею своей композиции, их должно быть много, чтобы  было из чего выбирать. Создание идеи – это самая главная и тяжелая часть работы над композицией, в дальнейшем все делает уже техника, законы которой я буду объяснять на следующем занятии.  На  этом этапе создания идеи лучше отключить голову, предоставив руке свободно двигаться. Тогда есть шанс вытащить из подсознания нечто интересное. Голова будет включена уже на втором этапе – этапе выстраивания, узаконивания. Здесь произойдет проверка гаронии алгеброй…Работайте !



                Ученик рисует старательно несколько фигур


Вы слишком логичны, стараетесь расставить в порядке! Не думайте о порядке пока, он будет потом внутри, а сейчас отключите бытовую логику, большая форма не должна ассоциироваться ни с реальной какой-то, ни с абстрактной.



                Хор :


                Кантаты Баха тянут вниз и вверх
                Ни падать не давая ни взлететь
                Как взлет так и паденье в контроле у Творца
                Творец в творце, творение в творцах
                От генерал – мелодии до самой тонкой ноты
                Все множества аккордов вселенную создали
                Во вселенной. И слух Вселенной потрясен
                Созданьем новым