Вверх тормашками в Небывалию. Детский театр

Сергей Бурлаченко
                новогодняя сказка для детей


СТАРЫЙ ГОД.
НОВЫЙ ГОД (мальчик).
НОВЫЙ ГОД.
СНЕГУРОЧКА.
НЕЛЬДА.
НЕЛЮДИМ.
НЕВИДИМ.
НЕВЕЖА.

               
















                КАРТИНА ПЕРВАЯ      

 На сцене большие часы-куранты. Стрелки показывают «11». Входят СТАРЫЙ ГОД и НОВЫЙ ГОД (мальчик). Часы отбивают время. СТАРЫЙ ГОД и НОВЫЙ ГОД идут к часам.

СТАРЫЙ ГОД. Ничего не поделаешь, моё время подходит к концу.
НОВЫЙ ГОД. А как время ходит?
СТАРЫЙ ГОД. По-разному. Для взрослых быстро, а для маленьких тянется       
                медленно, словно ангина или грипп.
НОВЫЙ ГОД (указывает на часы). Время ходит здесь?
СТАРЫЙ ГОД. Осторожнее! Новый Год никогда не прикасается к часам, пока
            не явится Снегурочка и часы не пробьют двенадцать раз. 
НОВЫЙ ГОД. А потом?
СТАРЫЙ ГОД. Я, Старый Год, навсегда расстанусь с вами, а ты, малыш,
            вступишь во владение временем.
НОВЫЙ ГОД. Как грустно!
СТАРЫЙ ГОД. Запомни, малыш: на свете нет ничего скучнее однообразия.
            Прекрасно, что после дождя всегда светит солнце,      
            ночь сменяется днём, после весны наступает лето, а на смену
            Старому Году приходит Новый. Это жизнь, это настоящий
            праздник.

                За сценой громко и торжественно гремят фанфары.

НОВЫЙ ГОД. Что случилось?
СТАРЫЙ ГОД. Не пугайся, малыш. Близится твоё время. К нам спешит
            долгожданная Снегурочка. Согласно праздничному
            церемониалу, я, Старый Год, должен встретить нашу гостью.
            Будь здесь и не вздумай прикасаться к стрелкам часов – 
            случится непоправимое! (Уходит.)
НОВЫЙ ГОД. Снегурочка, Снегурочка! Сколько крику вокруг этих девчонок.
           (Рассматривает часы.) Случится непоправимое… Но раз
           случится – значит, что-то изменится. А раз изменится – будет
           что-то новое. А новое – это всегда праздник. Попробуем!

           Протягивает руку к циферблату, трогает стрелки. Грохот,          треск,  вспышки. Стрелки часов крутятся с сумасшедшей
быстротой.

НОВЫЙ ГОД. Эй, эй! Остановитесь!

   Часы падают и разбиваются. Страшный взрыв. И вот уже на               
   месте маленького проказника стоит высокий юноша. Это
   НОВЫЙ ГОД вырос за несколько секунд. НОВЫЙ ГОД (юноша)
   оглядывается вокруг и осматривает себя. .

НОВЫЙ ГОД (юноша). Ничего себе праздничек! Я думал, весь мир развалился
                на кусочки. А руки-то, руки! Длинные какие-то, словно
                ноги!.. А ноги  и того хуже. (Ощупывает себя.) Нет, это не
                я. Я был такой маленький, такой хорошенький. (Склоняется над
                сломанными часами.) Может, подкрутить чего-нибудь
                обратно? Роется в обломках механизма.) Тут не больно чего
                подкрутишь. Пружинки какие-то, колёсики… (Кричит.) Не хочу
                быть взрослым! Не хочу! Помогите! По-мо-ги-те!

                Вбегает СТАРЫЙ ГОД.

СТАРЫЙ ГОД. Беда! Ужасное колдовство! (Замечает подросший НОВЫЙ ГОД.) Я сплю
            или схожу с ума?
НОВЫЙ ГОД. Помогите! Хочу быть маленьким!
СТАРЫЙ ГОД (видит сломанные часы). Часы!.. Твоя работа, несчастный?
НОВЫЙ ГОД. Нет, нет! Они сами. Я ничего здесь не трогал! (Пытается убежать.)
СТАРЫЙ ГОД (ловит проказника). Стой! Что здесь произошло? Прекрати
           хныкать и отвечай!
НОВЫЙ ГОД. Хочу быть маленьким!
СТАРЫЙ ГОД. А ремня не хочешь?
НОВЫЙ ГОД (угрожающе). Чего-чего?
СТАРЫЙ ГОД. Ты подходил к часам? Трогал их?
НОВЫЙ ГОД. Ха! Что я, часов не видел?
СТАРЫЙ ГОД. Отвечай или… или так и останешься взрослым.
НОВЫЙ ГОД (испугавшись). Ну, немножечко подходил… Немножечко потрогал… Они
          немножечко упали и совсем чуть-чуть, самую капельку разбились… Я
          думал, весь мир развалился, а всего-навсего сломались часы. Сейчас
          приедет Снегурочка, и всё будет по-прежнему. Я стану опять маленьким,
          а ты пойдешь отдыхать. Вот!
СТАРЫЙ ГОД. Снегурочка не приедет.
НОВЫЙ ГОД. Пусть только попробует! Я ей такого задам!
СТАРЫЙ ГОД. Снегурочка исчезла. Вместе с волшебным цветком
            подснежником. Неужели ты не понимаешь, что ты натворил?      
            Благодаря твоим проказам время убежало вперёд и застряло в
            стране Небывалии.
НОВЫЙ ГОД. В стране Небывалии?
СТАРЫЙ ГОД. О, это ужасная страна! Страшный ураган подхватил               
            Снегурочку и унёс на своих крыльях в эту коварную страну.
НОВЫЙ ГОД. Как грустно…
СТАРЫЙ ГОД. Но ещё не всё потеряно. Я покажу тебе дорогу в Небывалию.
            Ты отыщешь Снегурочку, вы вернётесь вместе обратно, а
            подснежник поможет нам починить часы и вернуть праздник.
НОВЫЙ ГОД. Как же я узнаю её, если никогда не видел?
СТАРЫЙ ГОД. Запомни: маленькая девочка с волшебным цветком.
НОВЫЙ ГОД. Да? Здорово ты всё придумал. Сразу видно, что ты взрослый, а
           я маленький.
СТАРЫЙ ГОД. Трус!
НОВЫЙ ГОД (мрачно). Я не трус. Я просто ещё маленький.
СТАРЫЙ ГОД. Но уже научился делать большие глупости… Ты куда?
НОВЫЙ ГОД (с вызовом). В Небывалию, куда ж ещё!
СТАРЫЙ ГОД. Подожди! Во-первых, ты не знаешь, как туда попасть. Во-
            вторых, это очень опасное путешествие. В-третьих, я должен
            произнести волшебное заклинание, чтобы помочь тебе.
НОВЫЙ ГОД. В-четвёртых, я вообще сейчас никуда не пойду!
СТАРЫЙ ГОД. Хорошо, хорошо! Удачи тебе, малыш!
            
                (Колдует.)
               

                Не в Америку, не в Австралию,
                В никудышное никуда,
                Отправляешься в Небывалию,
                Где никто
                не бывал
                никогда!
               

(Поднимается сильный ветер, унося прощальный крик
  СТАРОГО ГОДА.)
         
               - Запомни: девочка с цветком, который называется 
                «подснежник»!


               Звучит «Песенка про опасное путешествие» (автор Семён Ривкин).
               
               

                КАРТИНА ВТОРАЯ

                Неуютный пейзаж: сумерки, вспыхивают молнии, рокочет          
                гром, моросит дождь. НОВЫЙ ГОД один.

НОВЫЙ ГОД. Весёленькое местечко. Эй, Старый Год, куда ты меня закинул?
           Может, никакая это не Небывалия? Какая-нибудь Дождевалия-
           Поливалия или Громыхалия. Есть тут кто-нибудь живой?

                Появляется фигура в замызганном поварском халате и   
                колпаке. Фигура катит перед собой тележку с
                кастрюлями, тарелками, чашками и прочей кухонной
                утварью.

НОВЫЙ ГОД. Здравствуйте! (Фигура прячется за тележку.)  Не бойтесь! Я
           только хотел узнать, где я? (Осматривает тележку.) Как есть
           хочется… Послушайте, как вас зовут?
НЕЛЮДИМ. Нелюдим. Не иначе как Нелюдим.
НОВЫЙ ГОД. Можно, я съем что-нибудь?
НЕЛЮДИМ (выскочив из-за тележки, протягивает тарелку). Нет! Нельзя!
        Нельзя! Нельзя!
НОВЫЙ ГОД. Ненормальный какой-то.
НЕЛЮДИМ. Нет-нет! Нелюдим! Не иначе как Не-лю-дим!
НОВЫЙ ГОД. Я понял, понял.
НЕЛЮДИМ (всовывает в руки гостя тарелку). Неприятного аппетита!
НОВЫЙ ГОД. Спасибо! (Ест, морщится). Тьфу, невкусно!
НЕЛЮДИМ (восторженно). Неужели? Небывалое счастье!
НОВЫЙ ГОД. Ну хватит, хватит! Скажите лучше, что это за страна?
НЕЛЮДИ (радостно). Небывалия! Не иначе как Небывалия!
НОВЫЙ ГОД. Как мне найти девочку с волшебным цветком?
НЕЛЮДИМ (приплясывая от радости). Не знаю. Нет тут такой. Не видел ни
        за какие коврижки. (Подаёт новую тарелку.) Не откажитесь от
        пудинга!
НОВЫЙ ГОД. Не хочу! (НЕЛЮДИМ суёт ему тарелку.) Не хочу я! 
           (НЕЛЮДИМ напирает.) Вы меня понимаете? Не хочу!               
           (НЕЛЮДИМ упорствует. НОВЫЙ ГОД внезапно
           догадывается.) Да, хочу!
НЕЛЮДИМ (отпрянув, грустно). Несчастье, какое несчастье! (Хочет уйти.)
НОВЫЙ ГОД. Стойте! Я, кажется, понял. В вашей Небывалии всё начинается
           с «НЕ»?
НЕЛЮДИМ. Не иначе. Небывалия, Нелюдим, непогода…
НОВЫЙ ГОД. Понятно, понятно. Давайте знакомиться… То есть… Не будем
           откладывать нашего знакомства. (Протягивает руку.) Новый
           Год!
НЕЛЮДИМ (морщит лоб). Ага! Негодник! (Пожимает протянутую руку.)
НОВЫЙ ГОД. Чего-чего?
НЕЛЮДИМ. Негодник. Неплохое имя.
НОВЫЙ ГОД. Не называйте меня Негодником, пожалуйста!
НЕЛЮДИМ. Тогда будь Негодяем.
НОВЫЙ ГОД. Нет уж, лучше Негодником.
НЕЛЮДИМ. Неповторимо!
НОВЫЙ ГОД. Нелюдим, помоги мне. Я точно знаю, что Снегурочка –
           маленькая девочка, у которой есть волшебный цветок
           подснежник, - живёт в вашей Небывалии.
НЕЛЮДИМ. Не понимаю: цветы, девочки… Нет тут у нас никого, одна
         непогода да неразбериха.
НОВЫЙ ГОД. Не упрямься! Я должен найти эту девочку во что бы то ни стало.
           Если ты мне не поможешь…
НЕЛЮДИМ. Неужели?
НОВЫЙ ГОД. В благодарность я съем всё, что ты тут настряпал.
НЕЛЮДИМ. Невероятно! Но я не знаю никаких Снегурочек. Недалеко отсюда
         живёт Невидим, наш неповторимый портной. Ещё есть Невежа.
         Ужасный грубиян, к нему лучше не ходить ни за какие    
         коврижки! Да ещё Нельда, наша королева. Больше никого.
НОВЫЙ ГОД. Не может быть! Я знаю, что Снегурочка здесь, в Небывалии!
               
                Пауза.

НЕЛДДИМ. Негодник! Нельда – вот кто может тебе помочь. Не буду врать, но
         она всемогуща. Мы все её боимся. Если что ей не по нраву – а ей
         всё не по нраву – тут же попадёшь в немилость и превратишься в
         кусок льда.
НОВЫЙ ГОД. Хороша помощь.
НЕЛЮДИМ (сочувственно). Не расстраивайся. Забудь о своей Снегурочке.
        Давай лучше сварим что-нибудь несъедобное.
НОВЫЙ ГОД. Нет. Идём к Нельде. Лучше стать куском льда, чем не сдержать
           своего обещания. Идём!
НЕЛЮДИМ. Не пойду! Дворец Нельды окружают знаменитые Непроходимые
         Стены. Их можно преодолеть, если я сварю что-нибудь
         невероятно вкусное. Но я, Нелюдим, повар из поваров, никогда
         не позволю себе готовить всякую ерунду.
НОВЫЙ ГОД. Не пойдёшь? (В отчаянье набрасывается на еду и ест, ест, ест…
           до тех пор, пока посуда не остаётся пустой.) Больше ничего
           нет?
НЕЛЮДИМ (в растерянности). Нет!
НОВЫЙ ГОД. Жаль. Никогда ещё не ел такой настоящей невкусной еды.
НЕЛЮДИМ (бросается обниматься). Негодник! Негодный мой! Негодяйчик
        ты мой ненаглядный!
НОВЫЙ ГОД. Идём, не то я расскажу твоим Невеже и Неведиму, что я так
           вкусно поел у тебя…
НЕЛЮДИМ. Ни за какие коврижки!
НОВЫЙ ГОД. Тогда идём. После твоей стряпни мне осталось жить полчаса,
           не больше, так что давай торопиться.
НЕЛЮДИМ. Нельда не посмеет отказать такому неповторимому Негоднику.
         Ни за какие коврижки!

                Берутся за тележку, идут.
               
                Звучит «Песня НЕЛЮДИМА» (автор Семён Ривкин).
               
Не успевает НЕКЛЮДИМ закончить песню, как чей-то ехидный голос его передразнивает:

ГОЛОС. Ни за какие другие штанишки,
       Нет лучше портного, чем Невидим!
НЕЛЮДИМ (возмущённо). Неужели он в самом деле думает, что он – самый
        лучший в Небывалии?
ГОЛОС. Неужели нет? Я Невидим – и меня не видно. А ты – Нелюдим, но при
       этом спокойно шляешься по Небывалии с какими-то незнакомцами!
НОВЫЙ ГОД. Где он? Что ему надо?
НЕЛЮДИМ. Ничего ему не надо. Не перед кем похвастаться, вот и все
         коврижки. Не задерживайся, идём отсюда!

                Дорогу им преграждает фигура в смешной одежде: рукава
                слишком длинны, штанины слишком коротки, на голове – шляпа-
                не шляпа, а вообще чёрт знает что!  Это и есть портной
                НЕВИДИМ.

НЕВИДИМ. Не двигаться! Не то три стежка-две петельки – и всё будет шито-         крыто. Руки вверх, ноги на ширине плеч. Снимаем мерку!

                НЕЛЮДИМ и НОВЫЙ ГОД выполняют приказание. НЕВИДИМ
                суетится вокруг них, потрясая мотком портняжных метров.

 
НОВЫЙ ГОД. Эй, Невидим, послушайте! У нас спешное дело. Мы идём к
           Нельде, чтобы она помогла нам отыскать Снегурочку.               
           Обещаю, что на обратном пути мы к вам заглянем, и вы
           снимите с нас всё, что захотите.
НЕВИДИМ. Нелюдим, кто это?
НЕЛЮДИМ. Негодник.
НЕВИДИМ. Негодник, заруби себе на носу: я - Невидим и потому – невИдим. 
         Особенно для тебя.
НОВЫЙ ГОД. Я бы многое дал, чтобы вас не видеть.
НЕВИДИМ (грозно). Нет, какова наглость? Смотри у меня! Три стежка-две
        петельки – и всё будет шито-крыто.
НЕЛЮДИМ. Не трогай его. Не то пришьёт рукава к штанам, а штаны к
         воротнику – не выберешься ни за какие коврижки.
НОВЫЙ ГОД. Неужели ты его боишься? Смотри, что я сейчас с ним сделаю…
           (Хватает НЕВИДИМА, но тут же отдёргивает руку, словно
           обжёгся.) Ай! (Рассматривает ладони.) Он же весь в иголках!
НЕЛЮДИМ. Не сомневаюсь.
НЕВИДИМ (закончив обмер). Не дышать, не моргать, не икать! Семь раз
        отмерил, ни разу не проверил. Раз-два… (выхватывает из-за
        пазухи тряпки, трясёт ими.) … и шито-крыто!

                Напяливает на НЕЛЮДИМА и НОВЫЙ ГОД только что
                сшитые рубахи. Вид у них настолько комичный, что НОВЫЙ
                ГОД принимается хохотать, подпрыгивая и приседая от
                восторга.

НОВЫЙ ГОД. Ой, не могу! Ой, спасибо! И накормили, и приодели, хоть
           сейчас в огород вместо пугала. Честное слово, таких нелепых
           мастеров не сыскать ни в одной сказочной стране. Ой, умора!
НЕЛЮДИМ. Не нравится мне твоя работа, Невидим.
НЕВИДИМ. Не нравится? А мне нравится. Не бывало такого, чтобы в
         Небывалии люди ходили одетые чёрт знает во что. Не потерплю,
         шито-крыто!
НЕЛЮДИМ. Мало ли чего у нас не бывало. И солнца у нас не бывало, и
         праздников тоже. Варишь, варишь… (задумывается и говорит
         осторожно) всякую дрянь, и сам тому не рад. Эх, от такого-то
         питания и мозги у всех набекрень.
НЕВИДИМ. Не понял, три стежка-две петельки? С чужого голоса поёшь,
         Нелюдим!
НЕЛЮДИМ. Прощай! Некогда нам тут с тобой стежки да петельки считать.
         Пошли, Негодник!
НЕВИДИМ (кричит). Непослушание! Неповиновение! Неуважение! (Мёртвой
        хваткой вцепляется в НЕЛЮДИМА.) Не пущу!
НЕЛЮДИМ (пытается вырваться). Не трогай меня, портнишка липовый!
НЕВИДИМ. Ни один изменник не уходил ещё от Невидима! (Путает
         НЕЛЮДИМА в нитках.) Что, съел?
НЕЛЮДИМ. Негодник, на помощь! На помощь!
НЕГОДНИК. Не могу! (Пробует подступиться к НЕВИДИМУ.) Он весь
          колется!
НЕЛЮДИМ. За нос его хватай, за нос! Там он без иголок!
НЕВИДИМ. Не подходи! Семь раз отрежу – без всякой примерки!

               
                Пыхтя и толкая друг друга, продолжают возню.
                Никем не замеченная, появляется девушка в тёмном
                плаще с глубоким капюшоном.


ДЕВУШКА. Не много ли шуму, небывальцы?

                НЕЛЮДИМ и НЕВИДИМ замирают и вдруг падают
                ниц. НОВЫЙ ГОД в растерянности смотрит на девушку.

НЕЛЮДИМ и НЕВИДИМ (перебивая друг друга). О, Нельда! Да не померкнет
                в веках неповторимость Вашего небывалого
                величества!
НОВЫЙ ГОД. Нельда?
НЕЛЮДИМ (зловещим шёпотом). На колени, Негодник, если не хочешь
        превратиться в кусок льда.
НЕЛЬДА. Не надо нелепых сцен, небывальцы. Поднимайтесь, здесь очень
        сырая почва. Мне не нужны подданные, страдающие насморком и
        ревматизмом.
НЕВИДИМ. Ваше небывалое величество…
НЕЛЬДА (перебивает). Не надо! Вы не ушиблись?
НЕВИДИМ. Ваше небывалое величество! Невозможно, чтобы всё было шито-
         крыто. Я не могу удержаться от доноса.
НЕЛЬДА. Не помню, кто вы такой? Как вас зовут?
НЕВИДИМ. Я – Невидим, Ваше небывалое величество.
НЕЛЬДА. Тот самый, который невИдим? Припоминаю… Странное что-то
        творится с моей памятью. Сегодня утром вышла из дворца и куда-
        то пошла, а куда и зачем, не помню. Вот, брожу и всё пытаюсь
        вспомнить, но не получается. Теперь уже и обратную дорогу
        позабыла. Похоже, заблудилась. (НОВОМУ ГОДУ.) Не
        припомните, как пройти к Королевскому Дворцу?
НОВЫЙ ГОД. Я там никогда не был.
НЕЛЬДА. А в школе не проходили? В учебнике географии должна быть дорога
        к моему Дворцу… Впрочем, это неважно, потому что я всё равно не
        помню, зачем… зачем… мне нужно туда идти.

                Пауза. Все смотрят друг на друга.

НЕВИДИМ (бормочет). Три стежка-две петельки! С этой Нельдой и я
        позабыл, что собирался сделать.
НЕЛЮДИМ. Ты собирался сделать донос, Невидим.
НЕВИДИМ. Верно. Ваше небывалое величество, донос! До вас вот этот
         (указывает на НЕЛЮДИМА) кричал: «Хватай за нос!» А этот
         (указывает на НОВЫЙ ГОД) занёс на меня поднос и выдрал у
         меня из головы сотню волос! Вот я и донёс до вас донос на нас…
         или на вас… под нос… нет, на нос… Подождите: донос, на вас,
         на нас… А, шито-крыто, совсем запутался!
НЕЛЬДА. Не волнуйтесь и попробуйте ещё раз. Как вас зовут?
НЕВИДИМ. Меня? Не как вас.
НЕЛЬДА. Некаквас? Забавное имя. (Повторяет на разные лады.) Некаквас…
        Некаквас…
НОВЫЙ ГОД (НЕЛЮДИМУ, тихо). Они сошли с ума, точно.
НЕЛЬДА. Точно! Вспомнила! Я сошла сама у мос-точка с дороги и повернула
        налево. Теперь мне надо вернуться к мос-точку и повернуть
        направо. И я опять попаду в свой замок. Спасибо!
НОВЫЙ ГОД (падает перед НЕЛЬДОЙ на колени). Ваше небывалое
          величество! Не уходите. Помогите мне.
НЕЛЬДА. Небывалец, ты простудишься. Как твоё имя?
НЕВИДИМ. Негодник его зовут, Не-год-ник. Он занёс на меня поднос.
НЕЛЬДА. Это хорошо. Ты напомнил мне дорогу во дворец. Проси, чего
        хочешь.
НОВЫЙ ГОД. Выслушайте меня, Ваше небывалое величество! Я был совсем
           маленький и совсем ничего не понимал…
НЕЛЬДА. Это хорошо.
НОВЫЙ ГОД. Может быть. Но я совершил невероятную глупость…
НЕЛЬДА. И это хорошо.
НОВЫЙ ГОД. Не послушав взрослых…
НЕЛЬДА. Хорошо.
НОВЫЙ ГОД. Не подумав как следует…
НЕЛЬДА. Замечательно.
НОВЫЙ ГОД. Я сломал Время и отправил девочку, которую никогда не видел,
           к вам в Небывалию. Теперь я должен найти её во что бы то ни
           стало, иначе в стране, где я живу, не будет ни праздника, ни
           музыки, ни звонкого смеха, и она станет такой же серой и
           унылой, как ваша злополучная Небывалия! Помогите отыскать
           эту девочку! Я знаю только, что она где-то здесь и что зовут её…
           её зовут… её имя… Неужели я позабыл?.. Нет, этого не может
           быть!.. Всё пропало, я не помню её имени!
НЕЛЮДИМ. Нельда, это всё Нельда! С ней что хочешь забудешь, даже своё
         собственное имя!
НЕВИДИМ. Нет, вы слыхали? Небывалия на краю гибели. Неповиновение,
         непослушание, неуважение. С этим пора кончать, три стежка-две
         петельки!
НЕЛЬДА. Небывальцы, не шумите. Вы отвлекаете меня от сути дела. Ведь я
        обещала помочь тебе, не так ли?
НОВЫЙ ГОД (со слезами в голосе). Я позабыл имя этой девочки!
НЕЛЬДА. Не убивайся понапрасну. Сейчас я превращу тебя в кусочек льда, и
        тебе никогда не надо будет ничего вспоминать. Ты не будешь
        огорчаться, не будешь плакать, не будешь мучиться
        воспоминаниями и угрызениями совести. Ты станешь ледяным и
        спокойным, холодным и красивым. Не плачь, я помогу тебе.

                Звучит  «Песня НЕЛЬДЫ» (автор Семён Ривкин).

НЕЛЮДИМ (встаёт между НЕЛЬДОЙ и НОВЫМ ГОДОМ). Ни за какие
        коврижки!
НЕВИДИМ. Спасай Небывалию! (Бросается на НЕЛЮДИМА).

                Свалка, шум. НЕЛЬДА и НОВЫЙ ГОД
                смотрят друг на друга.

НЕЛЬДА. Небывальцы! Я позабыла, как превращать в кусок льда. Никто не
        помнит?
НЕЛЮДИМ. Ни за какие коврижки!
НЕВИДИМ. Машите руками! Машите, три стежка-две петельки!
НЕЛЬДА. Не в этом дело. Что-то должно быть у меня в руках… Потеряла,
        наверное… Не везёт мне сегодня… (НОВОМУ ГОДУ.) Не
        огорчайся. Нельда вспомнит своё обещание. Пойду в Королевский
        Дворец… от мосточка направо… наверное, вспомню… (Хочет уйти.)
НОВЫЙ ГОД (кричит). Я вспомнил, вспомнил! Её зовут Снегурочка!

                В воздухе звенит короткая мелодия и детский
                голосок произносит: «Здравствуй, Новый Год!»
                Пауза. Все замирают.

НЕЛЬДА (неуверенно). Я не опоздала? Кони летели, как ветер, мне даже не
       пришлось их подгонять. Я очень волновалась, боялась потерять…
       потерять… Ах! (Быстро уходит.)
НОВЫЙ ГОД. Что с ней?
НЕВИДИМ. Не думай, не такое это простое дело: превращать в кусок льда.
         Хоть бы разок увидеть, как она это делает, шито-крыто!
НЕЛЮДИМ. Никогда не видел и видеть не желаю!
НЕВИДИМ. Не узнаю я тебя, Нелюдим.
НЕЛЮДИМ. А я тебя с этой минуты вообще знать не желаю! Попроси хоть
         корочку хлеба – не дам ни за какие коврижки!
НЕВИДИМ. Не спеши, три стежка-две петельки! Причём тут я? Не
         сомневайся, это всё он, Негодник. Перебаламутил всю
         Небывалию. Нельда – не глупая. Недаром хотела прекратить его
         в кусок льда.
НЕЛЮДИМ. Не умеет она больше ничего, твоя Нельда. Да и в лёд превращать
         вряд ли умеет.
НЕВИДИМ. Нельда не умеет? 
НЕЛЮДИМ. Ты хоть раз видел лёд? Ты хоть знаешь, что это такое? А Нельда,
         думаешь, знает? У нас же нет ничего: ни льда, ни солнца –
         ничего! Откуда она может знать?
НЕВИДИМ. Нельда не знает?
НЕЛЮДИМ. Не знает и не умеет! (Презрительно.) Забыла, видите ли! Как
         будто помнила. Никто у нас тут ничего не умеет и никогда не
         будет уметь. Небывалия, одно слово!
НЕВИДИМ (неуверенно). Неправда.
НЕЛЮДИМ. Ну вот ты, что ты умеешь?
НЕВИДИМ. Я?

                Звучит «Песенка НЕВИДИМА» (автор Семён Ривкин).

НЕЛЮДИМ. Спел?
НЕВИДИМ. Спел.
НЕЛЮДИМ. И не стыдно?

                Пауза.

НЕВИДИМ. Нелюдим! Я сошью для Негодника смирительную рубашку, а ты
         угостишь его ядом… и всё будет шито-крыто!
НЕЛЮДИМ. Это на меня надо надеть смирительную рубашку, а тебя
         угостить ядом.
НЕВИДИМ. Тряпка!
НЕЛЮДИМ. Да я из тебя пюре сделаю!
НОВЫЙ ГОД. Эй вы, хватит! Пусть Нельда превратит меня в кого угодно, но
           Снегурочку я всё равно найду. Кто со мной в Королевский
           Дворец? Испугались? Так я и знал. Не простудитесь,
           небывальцы! (Уходит.)
НЕВИДИМ. Нет, надо было надеть на него смирительную рубашку.
НЕЛЮДИМ. Никаких рубашек! Никаких кусков льда! Ни за какие коврижки!
         (Уходит вслед за НОВЫМ ГОДОМ.)
НЕВИДИМ. Напортачат они там без меня, три-стежка-две петельки! (Уходит
         вслед за НОВЫМ ГОДОМ и НЕЛЮДИМОМ.)

         
                КАРТИНА ТРЕТЬЯ

    
                Звучит «Песенка путешествий» (автор Семён Ривкин).
      
                НОВЫЙ ГОД, НЕЛЮДИМ и НЕВИДИМ подходят к
                стенам Королевского Дворца.
                У самых стен на корточках сидит неопрятно одетый
                человек. Глаза его скрыты за тёмными стёклами очков,
                в ушах торчат комочки ваты, за пазухой – белый цветок.
                Пыхтя и отплёвываясь, он пытается вскрыть замОк,
                висящий на дворцовых воротах.


НЕЛЮДИМ. Права Нельда: неприятный сегодня денёк. Только этого грубияна
         нам не хватало.
НЕВИДИМ. Эй, Невежа, что ты тут делаешь?.. Ничего не слышит. Счастливый
         человек!
НОВЫЙ ГОД. Это и есть Невежа? А что он умеет делать?
НЕВИДИМ. Вообще ничего. Да и незачем ему что-то делать. Он так всё время
         занят, что ему просто некогда заниматься делом. Счастливый
         человек!
НЕВЕЖА. Негодяи! Не было печали – так вот вам замки, засовы, задвижки и
        защёлки… Не подходит! Не влезает! Нечисть железная!
НЕЛЮДИМ. Начинается! Вот кому я бы с удовольствием дал яду!
НОВЫЙ ГОД (подходит к НЕВЕЖЕ и трогает его за плечо). Послушайте!
НЕВЕЖА (отпрыгнув и глядя в другую сторону). Не подходи! Я за себя не
       отвечаю!
НОВЫЙ ГОД. Не кричите так, здесь не глухие.
НЕВЕЖА. Неважно, что и как. Главное – упорство, упорство и упорство. До
        полного упирания в препоны. Ненавижу нежности!
НОВЫЙ ГОД. Да слышали мы, слышали.
НЕВИДИМ. Зато он не слышит. Ничего не видит и не слышит.
         Счастливый человек!
НЕЛЮДИМ. Что ты заладил, как попугай: счастливый, счастливый! Должно
         же хоть кому-нибудь в этой несуразной стране быть хорошо?

                НОВЫЙ ГОД подкрадывается к НЕВЕЖЕ
                и ловко вытаскивает у него из ушей вату.

НЕВЕЖА. Негодяи! Нервы надо беречь, нервы не восстанавливаются.
НОВЫЙ ГОД. Мы хотели бы вам помочь.
НЕВЕЖА. Не слышу! Всё равно ничего не слышу! Темнота, тишина – это
        покой, спокойствие. Шаги, крики, слова: тра-та-та, тру-ту-ту –
        ненавижу!
НОВЫЙ ГОД. Что он несёт?
НЕВЕЖА. Нервы натянуты, как стальные тросы. Механизм на пределе. Ветер
        гудит в проводах: у-у-у! Шестерёнки: шварк-шварк-шварк! Замки
        стерегут стены. Стены стоят, как скалы. Тишина, темнота. Вдруг:
        взрыв, огонь, трах-ба-бах! К-р-р-рак! Всё, резьба сорвана!
НЕВИДИМ (взрывается). Хватит орать! Темнота, тишина… Очки чёрные
        нацепил? Уши ватой законопатил? Чтобы ни свиста в ушах, ни
        соринки в глазах? Хочешь, вот этой самой иглой с нитками и рот
        тебе зашью? Останешься наедине со своими шестерёнками,
        скалами, тросами и нервами. Три стежка-две петельки! Хочешь?
НЕВЕЖА (сникнув). Не надо. Нет больше сил. Нету.
НЕЛЮДИМ. На что нету?
НЕВЕЖА. Ни на что. Устал я, братцы!
НЕЛЮДИМ. Ишь как заговорил: братцы!
НЕВИДИМ. Устал он, видите ли. Ты хоть что-нибудь когда-нибудь делал?
НЕВЕЖА. Не делал, потому и устал. Ни от чего так не устаёшь, как от ничего
        не деланья!

                Звучит «Песенка НЕВЕЖИ» (автор Семён Ривкин).

НЕЛЮДИМ. Жалко его, бездельника.
НЕВИДИМ. Не то слово. Я даже прослезился, шито-крыто!
НОВЫЙ ГОД. Хватит болтать! (Снимает с НЕВЕЖИ очки.) Мы вам поможем.
НЕВЕЖА (испуганно озираясь). Что это?
НЕВИДИМ. Небывалия. Не узнаёшь?
НЕВЕЖА. Вот она какая! (Прочувствованно.) Здравствуй, родина моя!
        (Плачет.)
НЕЛЮДИМ. Не нравится, что ли?
НЕВЕЖА. Я думал, будет хуже.
НОВЫЙ ГОД. Послушайте, Невежа! Нам очень нужно попасть в Королевский
           Дворец. Попробуйте открыть ворота. Клянусь, это занятие
           успокоит ваши нервы.
НЕВЕЖА. А если не получится?
НЕВИДИМ. А-а, три стежка-две петельки! (Кидается к воротам, трясёт замок.)
         Ломаем, разворачиваем!
НЕЛЮДИМ (бросается на подмогу). Бережно надо! Осторожно! Вправо
        крути! Куда ж ты поворачиваешь?
НЕВИДИМ. Никуда не поворачиваю! Потому что не поворачивается!
НЕВЕЖА (тоже кидается помогать). Да не так! Вот так надо! Да не так, а этак!
       Руки оторвать за такую работу!
НЕЛЮДИМ. Ты ещё!.. Иди отдыхай!
НОВЫЙ ГОД. Пропади оно всё пропадом! (В отчаянье с разбегу бьёт кулаком
           в стену. Она со звоном рассыпается.) А!.. Братцы, это же
           обыкновенный лёд!
НЕВИДИМ. Так вот он какой, этот лёд!
НЕЛЮДИМ. Холодный и хрупкий.
НЕВЕЖА. Непроходимые Стены!
НЕЛЮДИМ. Я так и думал, что дело здесь не в Непроходимых стенах, а в
         нашей непроходимой глупости.
НЕВЕЖА. А что там, за стенами?
НОВЫЙ ГОД. Там? Чудеса, которых нигде и никогда ещё не бывало!

         
                КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ

               
                Тронный зал. НЕЛЬДА задумчиво бродит по залу.



НЕЛЬДА (бормочет). Я не опоздала?.. Кони летели, как ветер!.. Мне даже не
      пришлось их подгонять!.. Я очень волновалась, боялась потерять…
      потерять… Нет, кажется, не так!.. Попробую ещё раз… Я не
      опоздала?.. (Видит НОВЫЙ ГОД, НЕЛЮДИМА, НЕВИДИМА и
      НЕВЕЖУ.) Что вам угодно, небывальцы?
НОВЫЙ ГОД. Ваше небывалое величество! Вы отказались помочь мне найти
           Снегурочку. К сожаленью, мне не к кому больше обратиться за
           помощью. Поэтому я и мои друзья снова пришли к вам. Прошу
           вас, не прогоняйте. Не превращайте нас в куски льда! Вы наша
           последняя надежда.
НЕЛЬДА (задумчиво глядя на НЕВЕЖУ, у которого за пазухой торчит
       небольшой белый цветок). Ах, да!.. Куски льда!.. Я помню. Мне
       следовало помочь тебе, но я… (НЕВЕЖЕ.) Послушай, небывалец,
       что это у тебя? (Показывает на цветок.)
НЕВЕЖА (отступая). Не дам! Я впервые почувствовал себя хорошо. Нервы
       пришли в порядок. Не дам!
НЕВИДИМ. Немедленно покажи Её небывалому величеству цветок, не то три
         стежка-две петельки…
НЕЛЬДА. Цветок? Какой цветок?
НОВЫЙ ГОД. Давайте попробуем всё с самого начала, Ваше небывалое
           величество! Пусть Нелюдим приготовит вкусный торт,
           Невидим сошьёт для вас красивое платье, а Невежа…
НЕВЕЖА. Я ничего не умею!
НЕЛЮДИМ. Пусть подарит Её небывалому величеству цветок.
НОВЫЙ ГОД. Ну, хорошо! А Невежа подарит цветок, который… (НЕВЕЖЕ.)
           Кстати, где ты его нашёл?
НЕВЕЖА. На дороге, что ведёт в Королевский Дворец. Слева от мосточка.
НОВЫЙ ГОД (НЕЛЬДЕ). Он преподнесёт вам этот замечательный цветок,
          найденный на дороге, что ведёт к вашему Дворцу.
НЕЛЬДА. Правильно, слева от мосточка. Там я его и потеряла!
НОВЫЙ ГОД. Ну и дела!
НЕВИДИМ (НЕВЕЖЕ). Ты хоть понял, шестерёнка беззубая, чей цветок ты
        нашёл?
НЕВЕЖА. Пусть сначала докажет, что цветок её! Каждый может построить
        себе зАмок, повесить замОк и назваться королевой.
НЕЛЮДИМ. Ты что, спятил, коврижка ты старая?

                НЕЛЮДИМ и НЕВИДИМ хватают
                НЕВЕЖУ и отбирают у него цветок.

НЕЛЮДИМ. Примите ваше сокровище, королева!
НЕВИДИМ. И давайте приступим к делу.
НЕЛЬДА (приняв цветок). Да-да, говорите, говорите…
НОВЫЙ ГОД (не отрывая взгляд от НЕЛЬДЫ, держащей цветок). Ваше
          небывалое величество! Пожалуйста, постарайтесь вспомнить,
          где в Небывалии можно найти девочку с необыкновенным
          цветком, название которого очень похоже на её имя?
НЕЛЬДА (словно эхо). Девочку с необыкновенным цветком…
НЕВИДИМ и НЕЛЮДИМ (глядя на НЕЛЬДУ). Девочку с необыкновенным
                цветком…
НЕВЕЖА (кричит, указывая на НЕЛЬДУ). Да вот же она!
НОВЫЙ ГОД. Снегурочка!

                И сразу цветок начинает светиться, тронный зал
                озаряет яркий свет, звучит музыка.

НЕЛЬДА. Кони летели, как ветер, мне даже не пришлось их подгонять!..
НОВЫЙ ГОД. Снегурочка!
НЕЛЬДА. Вокруг всё было белым-бело, словно крем или мороженое! Это
        называется… Это называется… Снег!
НЕЛЮДИМ. Крем или мороженое!
НЕВИДИМ. Крем! Мороженое! Снег!
НЕЛЬДА. Дальше не помню…
НОВЫЙ ГОД. Снегурочка!
НЕЛЬДА. На мне было платье, такое голубое, сверкающее, Словно хрусталики
        льда под солнцем. Моё любимое платье!
НЕВИДИМ. Платье?
НЕЛЮДИМ. Сверкающее! Голубое! Любимое!
НЕЛЬДА. Я должна была сказать волшебные слова, очень простые… Но я не
        помню!.. Забыла… забыла…
НОВЫЙ ГОД (друзьям). Что вы разинули рты? Нелюдим, ты же мечтал
          приготовить что-нибудь вкусное! Невидим, ты же мечтал сшить
          что-нибудь красивое! Друзья, у нас должно быть много снега
          и великолепное платье. Ну, что же вы стоите?
НЕВИДИМ. Боюсь, не получится без примерки.
НЕЛЮДИМ. Ни за какие коврижки!
НОВЫЙ ГОД. Но тогда королева не вспомнит волшебное заклинание,
           никогда!
НЕЛЬДА (задумчиво). На мне было красивое платье, а вокруг белым-бело…
НОВЫЙ ГОД. Слышите? Ну же!
НЕВИДИМ. Нелюдим!
НЕЛЮДИМ. Невидим!
ВДВОЁМ ХОРОМ. Без примерки торт и платье для Снегурочки скроим!

                НЕЛЮДИМ достаёт чистый белый халат, НЕВИДИМ –
                свои метры и материю голубого цвета – и начинается
                дружная работа. Это настоящий танец., в котором
                участвуют также НОВЫЙ ГОД и НЕВЕЖА. НЕЛЬДА
                дирижирует, руководит работой. Друзья поторапливают
                друг друга.
                И вот всё готово: огромный, пышущий белым кремом торт
                и сверкающее голубое платье.

НОВЫЙ ГОД. Мы сделали всё, как ты сказала. Умоляю, теперь вспомни слова,
           которые должна была сказать. Вспомни, пожалуйста!
           НЕЛЬДА не отвечает.) Почему она молчит?
НЕВЕЖА. Эх, вы, глухота небывальская! Слушать надо уметь.
НОВЫЙ ГОД. Ты слышишь? Что она говорит?
НЕВЕЖА. Здравствуй, Новый Год!
НЕЛЬДА. Здравствуй, Новый Год!

                Под звон колокольчиков НЕЛЬДА и НОВЫЙ ГОД
                исчезают, исчезают платье и торт – и вдруг! –
                перед смущёнными НЕЛЮДИМОМ, НЕВИДИМОМ и НЕВЕЖЕЙ
                появляются маленькая девочка в голубом платье и маленький
                мальчик. Это настоящие СНЕГУРОЧКА и НОВЫЙ ГОД.

 
НОВЫЙ ГОД (МАЛЬЧИК). Снегурочка, я верил, что найду тебя!
СНЕГУРОЧКА. Я так соскучилась по морозу и снегу!
НОВЫЙ ГОД (М.). Сейчас, сейчас! Мы отправимся домой, нас там очень ждут
               – тебя и меня.
СНЕГУРОЧКА. Скорее! Мне здесь ужасно надоело.

                Поднимается сильный ветер и уносит СНЕГУРОЧКУ
                и НОВЫЙ ГОД. НЕЛЮДИМ, НЕВИДИМ и НЕВЕЖА
                пытаются устоять, но ураган уносит их следом за детьми.

НЕВЕЖА (сквозь грохот урагана). Несчастные! Они опять потеряли
        подснежник!

       
                КАРТИНА ПЯТАЯ, которой не могло не быть.

                Комната, в которой прощались СТАРЫЙ ГОД и
                НОВЫЙ ГОД. Рядом с собранными уже часами сидит
                НЕВЕЖА и копается в часовом механизме. Входит СТАРЫЙ
                ГОД.

СТАРЫЙ ГОД. Кто вы такой и что вы тут делаете?
НЕВЕЖА. Жду своих друзей.
СТАРЫЙ ГОД. Я тоже жду своего друга… Вы починили часы? Как вам это
            удалось? Вы часовых дел мастер?
НЕВЕЖА. Я – Невежа. С тех пор, как я покинул Небывалию, у меня всё
        получается само собой.
СТАРЫЙ ГОД. Так вы из Небывалии? Да, но каким образом?
НЕВЕЖА. Вам лучше знать.
СТАРЫЙ ГОД. Странный вы человек. Послушайте, вы не встречали в
            Небывалии…
НЕВЕЖА. Встречал. И жду его с минуты на минуту.

                Вбегают НЕЛЮДИМ и НЕВИДИМ.

НЕЛЮДИМ. Вот он где! А я уже подумал, что не увижу тебя ни за какие
         коврижки.
НЕВИДИМ. Никогда не думал, что буду скучать по тебе, шестерёнка беззубая.

                Видят СТАРЫЙ ГОД и умолкают в растерянности.

НЕЛЮДИМ. Негодник…
НЕВИДИМ. И ты, оказывается, здесь, шито-крыто.
НЕВЕЖА. Да, похож, но это не он. Он ещё не пришёл.
СТАРЫЙ ГОД. Ничего не понимаю. Почему Негодник?
НЕЛЮДЖИМ. Ну, дела!
НЕВИДИМ. А цветок? Ты успел подобрать цветок?

                НЕВЕЖА гордо демонстрирует цветок.

СТАРЫЙ ГОД. Откуда у вас подснежник? Объясните, что случилось? Где мой
            друг Новый Год? Где Снегурочка? Отвечайте немедленно!
НЕВЕЖА. Тихо!.. Слышите?.. Они уже здесь. Все покинули Небывалию, и
        теперь этой страны больше не существует на свете.

                Звучат фанфары. Вбегают СНЕГУРОЧКА и НОВЫЙ ГОД.

СНЕГУРОЧКА. Гляди-ка, нас уже ждут. Давай поспорим, что сейчас ругать
            будут?
НОВЫЙ ГОД. Давай. А на что?
СНЕГУРОЧКА. На миллион эскимо.
НОВЫЙ ГОД.  Миллион? Это же сколько?
СНЕГУРОЧКА. Ерунда ерундовая. Если я выиграю – ты угощаешь всех ребят
            в зале. Если проиграю – то угощаю всех сама.
НОВЫЙ ГОД. Мне не нравится.
СНЕГУРОЧКА. Ну и пожалуйста!
НОВЫЙ ГОД. Давай лучше поспорим…
СНЕГУРОЧКА. На что?
НОВЫЙ ГОД. На поцелуй. Если я выиграю – я тебя поцелую.
СНЕГУРОЧКА. А если проиграешь?
НОВЫЙ ГОД. Вот глупая! Если проиграю – то ты меня.
СНЕГУРОЧКА. Сам ты глупый! Я тебя и так поцелую. Ты ведь спас меня 
            из этой ужасной Небывалии! (Целует.) Нравится?
НОВЫЙ ГОД. О, если б ты знала, кто отправил тебя в Небывалию!..
СНЕГУРОЧКА. Не знаю. А то я бы надрала ему уши.
СТАРЫЙ ГОД (кидается к детям). Мальчик мой! Девочка моя! Новый Год!
            Снегурочка! Вы живы, здроровы и веселы. В какую-то минуту
            я подумал, что больше никогда уже вас не увижу!  И ещё эти
            Не… Не... Не… совсем меня запутали.
НОВЫЙ ГОД. Но ведь эта минута уже прошла, правда?
СТАРЫЙ ГОД. Ты сдержал своё слово, малыш.
НОВЫЙ ГОД. Мне помогли эти Не… Не… Не…
НЕЛЮДИМ, НЕВИДИМ, НЕВЕЖА (хором). Не надо, не надо, не надо!
СНЕГУРОЧКА (чувствуя, что о ней забыли). Мне скучно!
СТАРЫЙ ГОД. Да-да-да, пора начинать праздник! Пора приглашать гостей,
            готовить подарки, зажигать свечи. Мы простимся в час
            веселья, и наше прощание останется для нас самым весёлым и
            радостным воспоминанием.
НОВЫЙ ГОД. Как грустно!
СНЕГУПРОЧКА. Какие же всё-таки скучные эти взрослые! Эй, бежим
             встречать гостей!
НОВЫЙ ГОБД Чур, я первый!

                НОВЫЙ ГОД и СНЕГУРОЧКА убегают.

НЕЛЮДИМ. А я пойду приготовлю самый огромный и самый вкусный торт
         на свете. Чтобы хватило всем-всем, кто придёт к нам на
         праздник.   (Уходит.)
НЕВИДИМ. А я сошью самые яркие и смешные карнавальные костюмы,
         чтобы всем было так весело, что даже потом, во сне, он будут
         улыбаться, вспоминая наш праздник. (Уходит.)
НЕВЕЖА. Пойду присмотрю за временем. Пропадёт время – темнота, глухота.
        Да и детей надо вовремя спать уложить. (Хочет уйти, но
        возвращается.) Чуть не забыл. Возьмите! (Отдаёт цветок
        СТАРОМУ ГОДУ.) Нет ничего опаснее шуток со временем.
        (Уходит.)
СТАРЫЙ ГОД. Все ушли!.. (Смотрит в зрительный зал.) Ах да, извините, вы
            ещё здесь! Действительно, шутки со временем ой как
            плохи!(Часы начинают отбивать 12 ударов, потому что стрелки
            указывают полночь. С каждым ударом часов тускнеет свет на
            сцене и занавес понемногу закрывается.) Какая грустная
            музыка!.. Ровно год назад я был такой же весёлый и
            беззаботный, как эти сорванцы. И тоже не успел как следует
            проститься со Старым Годом. Было так весело, что совсем
            позабыл о своём друге. Но он, наверное, не обиделся… (К
            залу.) А вы провожаете Старый Год? Да?.. Что ж, тогда давайте
            прощаться. Откровенно говоря, я рад, что всё так хорошо
            закончилось! Хотя, с другой стороны, грустно, что этой сказки
            больше  никогда уже не будет. Но, я думаю, обязательно
            родится другая. Ведь сказки живут на свете всегда, лишь бы
            Старый Год по-прежнему сменялся Новым. Но так оно и будет!
            Правда?

            
                Последний, двенадцатый удар часов.
                Занавес.



               
               
                К   О   Н   Е   Ц






                июль 2014, Москва