Юбилей трагедии. Начало Первой мировой войны

Владимир Разумов
Говорят, что народ никогда не ошибается, что народ всегда прав, что мнение народное, как писал "наше всё" в "Борисе Годунове", придавало силу даже мятежному движению Самозванца.  Но столетие со дня начала Первой мировой войны (19 июля, 1августа по новому стилю) заставляет признать, что бывают такие времена, когда сознание народа в своей массе омрачается, подпадает под влияние темных инстинктов. Поведение многочисленных толп народа на улицах столиц и провинциальных городов России в ответ на объявление войны Германией дает основание для таких утверждений.

 Утром 19 июля 1914 года (1 августа по новому стилю) германский посол в России граф Ф. Пурталес явился в Министерство иностранных дел и вручил   министру       С. Сазонову ноту с объявлением войны. В течение нескольких дней
в войну вступили основные европейские государства. Россия воевала в союзе  с  Англией и Францией, к их союзу присоединились постепенно Италия, Румыния, Япония,Китай, США и другие. К союзу Германия  – Австро-Венгрия присоединились Болгария и Турция. Всего в войну были втянуты 38 государств мира с населением в полтора миллиарда человек.

Начавшуюся всемирную бойню народы встретили почти повсеместно с восторгом и воодушевлением. Всеобщее ослепление и непонимание размаха, длительности и последствий происходящих событий поражает.
"Ни один человек на свете, - писал член партии кадетов  Владимир Набоков, - не поверил бы, если бы ему сказали в 1914 году, что тогдашние тринадцатилетние дети окажутся участниками войны, что через четыре года она будет в полном разгаре... "

В Петербурге 20 июля огромные толпы народа приветствовали Николая II, пели гимн "Боже, царя храни".  Такие же настроения преобладали и в Государственной думе. 26 июля 1914 года на экстренном заседании Государственной думы было продемонстрировано "народное единство". Во время торжественно-декларативной части заседания лидеры думских фракций, включая, кстати, представителя фракции трудовиков А.Ф. Керенского призывали сплотиться вокруг царя, забыв "внутренние распри" и"партийные счеты" ради достижения победы в войне. Депутаты единогласно приняли решение о кредитах на военные нужды. Только депутаты социал-демократы  отказались голосовать за военные кредиты и, чтобы энергичнее подчеркнуть свой протест,  они покинули зал заседаний. Вскоре эти депутаты были арестованы по обвинению в "государственной измене".

Для усиления и без того резко обострившихся антинемецких настроений, власти 18 августа 1914 года переименовали столицу государства. Вместо немецкого "Санкт-Петербург" город стал называться по-русски "Петроград".
 
Вместе с тем, тысячи трудящихся, несмотря на репрессии,  выступили против войны. Уже в день ее объявления, 19 июля прекратили работу 27 тысяч рабочих на 21 предприятии Петербурга. Они выходили на улицу под красными знаменами и устраивали антивоенные демонстрации. По некоторым данным, только с 19 июля по 1 августа в 27 губерниях  в ходе волнений и протестов  было убито и ранено 505 мобилизованных  и 106 должностных лиц.

 Все воюющие страны развернули, выражаясь современным языком, беспрецедентную информационную войну. Главным тезисом этой параллельной войны было утверждение, что война идет во имя "обороны Отечества". "Правительство и буржуазия каждой воюющей страны,  – писал В.И. Ленин, – выкидывает миллионы рублей на книги и газеты, сваливая вину на противника, возбуждая в народе бешеную ненависть к неприятелю, не останавливаясь ни перед какой ложью, чтобы представить себя в виде «обороняющейся» стороны, которая подверглась несправедливому нападению".

В России монархисты, эсеры, меньшевики, кадеты, многочисленные беспартийные общественные активисты дружно и с большим эмоциональным подъемом  говорили об освободительном характере войны против варваров-тевтонов, что война приведет к уничтожению милитаризма и торжеству демократии, что это "последняя война на свете", "война против войны" и даже  "война за мир". Кадеты (члены конституционно-демократической партии) выдвинули лозунг: "Война до победного конца!"

В Германии трудящихся пугали "ужасами враждебных нашествий", одурачивали словами о том, что война ведется ради защиты родины, свободы и культуры от славянских диких орд,  ради "освобождения" народов России от  реакционного царизма.
 
При этом тщательно скрывалась правда о  реальных целях войны, которые состояли в том, чтобы осуществить передел мира, захватить колонии, расширить сферы влияния, получить выгоды и привилегии на мировом рынке.

Но как же быстро случилось отрезвление российского общества, и от всеобщего "единения" вокруг Николая II оно прониклось массовым недовольством и даже ненавистью к царизму.

Начиная войну, элиты основных европейских стран рассчитывали на приумножение своих богатств, на расширение власти над другими народами, мечтали прославиться военными победами и войти в историю. Вместо этого европейские деятели остались у разбитого корыта. Выгоды получили другие, прежде всего американские предприниматели.

 Рухнула Германская империя, а республиканская Германия как побежденная страна получила унизительный Версальский мир. Рухнула Австро-Венгерская монархия, развалившаяся на множество мелких самостоятельных, разоренных войной, слабых государств. Распалась Османская империя (султанская Турция).
 
Но особенно пострадала от амбиций своей элиты Россия. Многовековая Российская империя исчезла с карты мира. Обескровленная войной, она распалась под ударами революции. Трехлетняя Гражданская война завершила полное разорение страны. Советская Россия, а  затем Советский Союз начали  совершенно новую историю, совершенно новой страны.

Но всего лишь через 21 год разразилась новая, еще более разрушительная и кровавая Вторая мировая война.

Суровый урок двух мировых войн позволяет думать, что еще одно военное испытание наша страна определенно не выдержит. Скорее всего, это будет  последняя страница ее трагической истории.   
19.07.14