Крым предлагает царский отдых по смешанным ценам

Юрий Красавин
Крымское побережье предлагает царский отдых по смешанным ценам

Из разряда невероятного

Планируя этой зимой отдых, понял, что после посещения за последние годы более чем десятка самых разных стран и уголков планеты восхитить меня непросто.
Путешественнику с таким стажем наклонной башни или там каменной русалочки у фонтана будет явно недостаточно. Надо, чтобы в месте моего пребывания произошло какое-нибудь невероятное событие.

Удивительным образом мои тайные желания вдруг исполнились. Как известно, совершенно неожиданно весной этого года Крымский полуостров переместился из одной страны в другую, открыв российским туристам новые возможности заглянуть в глубь истории своего государства. А когда весной решено было учредить новую авиакомпанию с перелетом из Москвы в Симферополь, решение было принято: «Лечу в Крым!».

Салон новенького самолета Boeing еще пахнет пластмассой. Не заметил у российского лоу-костера каких-либо дополнительных неудобств по сравнению с зарубежными низкобюджетными авиакомпаниями: такие же требовательные стюарды (попробуй не пристегнись!), не откидывающиеся кресла, питание на борту платное — ну и что? Зато цена приемлемая. Кстати, в самолете были и свободные места. Вспоминая, с каким боем на сайте «Добролета» купил себе авиабилет, удивился беспечности наших граждан. Они даже не удосужились сдать проездные документы обратно, вот как дешево!

Крым почти для каждого россиянина в возрасте — немножко ностальгия. Конечно же, мы были счастливы на его курортах в далекие советские годы. Как там теперь?
В аэропорту города Симферополь меня ждала «девятка» — старенький, с 50-х годов прошлого века троллейбус. Он так и возит прилетающих на целительный полуостров туристов из аэропорта сразу в санаторий. Округлый силуэт с усиками легко узнается по серии почтовых марок СССР, посвященных транспорту.
Но не поехал я на старенькой «девятке» в Симферополь. Путь мой лежал на современной скоростной маршрутке в Севастополь. Как можно пропустить  город-герой в путешествии к самому синему морю?!

Севастопольский рассказ

Нынешний год для Севастополя — время бурных политических и хозяйственных решений. Сменилась государственная принадлежность — должен поменяться и образ мышления у людей. Грядут сентябрьские выборы глав субъектов Федерации, городов и муниципалитетов. Российские законы другие, и по ним крымчанам ещё надо научиться жить и работать. А часть населения в Крыму, как мне показалось, тормозит — до сих пор действует по законам вольницы. В общественном транспорте ни в Севастополе, ни в других городах пассажиров не обилечивают. Просто собирают мелочь в кулачок. Куда стражи порядка смотрят?! Одно хорошо — недорого. Из симферопольского аэропорта в Севастополь — 180, а тут поездка на городском троллейбусе и вовсе 5 рублей. Пока ещё можно кататься по дешевым тарифам, хотя ценники на автозаправках — в 40 и более целковых.

«Ласточкино гнездо» на своём месте

Цены крымчане пока ещё переводят в уме на гривны. Более чем 20-летний период украинизации не может выветриться за пару месяцев. Лишь с 1 июня российский рубль здесь утвердился как единственная валюта. Продавая пучок петрушки или килограмм творога на рынке, торговец обязательно проследит, чтобы не продешевить по отношению к падающей гривне, а потому получается дороже и дороже. Удивительно, но для приезжающих из России туристов в ценах на молочные продукты, фрукты и овощи нет ничего вкусного. Килограмм творога на рынке — 165, литр молока в магазине — 40, черешня на уличном лотке — 180 рублей. Правда, массандровские вина и водка вдвое дешевле, но это, думается, как и транспорт, — явление временное.

В Крым в советские годы принято было приезжать дикарем. На любом вокзале снуют женщины, предлагающие койки, комнаты, дачки, квартиры, апартаменты, виллы... Эта система действует и сейчас. Без труда нашел в Севастополе приют на три ночи. Однако масштаб цен с тех времен изменился в сотни раз. Запрос начинается от пятисотки. За такую цену, если поторговаться, дикому туристу достанется комната с евроремонтом, плоским телевизором, большим холодильником, умной элекроплиткой и круглосуточным Wi-Fi. Можно, конечно, заказывать в Крыму жилье и через специализированные сайты по подбору гостиниц, но зачем, если в этом сезоне полуостров полупустой? 

Туристов мало как никогда. В этом особенно можно убедиться, сидя вечерком в Екатерининском сквере в центре Севастополя. Танцующие под гармошку и распевающие русские и украинские песни пожилые люди — это явно не приезжие. И длинные вечерние платья на дамах — тоже не из походной сумки. «Туристы в Севастополе днем, — объяснила мне соседка по лавочке. — А вечером город наш».
А вот людей в морской форме на улицах Севастополя мало. Лишь однажды видел группу курсантов военно-морского училища на экскурсии. В увольнительную служивые теперь ходят в гражданском. Поди разберись, кто этот молодой человек, севший с ногами на скамейку с мороженым: моряк или повеса? Город все больше начинает выглядеть как место отдыха у моря, что невольно задевает и его обитателей. «Мы не курорт, Севастополь — город-герой!» — поправила меня одна из местных экскурсоводов. А ведь говорили мы о яхтах и водных прогулках на катамаранах. Ракетные крейсеры, право, начинают смотреться в бухтах центра Севастополя как что-то экзотичное и лишнее.

Если честно, то однодневный турист в городе воинской славы разрывается: то ли панораму про оборону города следует сперва посмотреть, то ли к руинам древнегреческого Херсонеса отправиться, то ли просто на Хрустальном пляже в центре города полежать. У пирса там, правда, видны нефтяные разводы, на что граждане отдыхающие очень ругаются, но убирать свои полотенца с пляжа не спешат.
Форосские пленники
Греки же основали и поселение Форос на самой южной точке Крымского полуострова. Как было не плениться его красотами! Сегодня Форос — поселок городского типа, что выговаривается с трудом. Судя по неспешному темпу жизни и ярким уличным вывескам, это типичный курортный городок сказочного типа на две тысячи жителей и бессчетное количество приезжающих.  Летом жители города в любой момент готовы покинуть свои квартиры и дома, чтобы уступить благоустроенные метры дикарям. Мне даже услужливо предоставили выбор — однокомнатная квартира у рынка или  дача с видом на море. Хозяйка была готова на всё, в том числе и сбросить цену. Однако турист ей попался крайне избалованный, с фобией на бытовые неудобства и отвращением к пружинным матрасам. Не договорились.

Греческие силуэты в Ялте

У моря настроено современных коттеджей. Там цены за комнату поднимаются до полутора тысяч рублей. Можно, конечно, поселиться и в санатории «Форос», но это 6 тысяч рублей в сутки. После консультаций с агентами и таксистами к вечеру только выбрал оптимальный вариант — рабочее общежитие санатория. И к морю близко, и столовая под боком, и великолепный Кузнецовский дворец с гигантским парком недалеко, а там растут кедры, пинии, кипарисы,  багряник и другие редкие и благородные растения.

Форос — вообще место царское, властное. Бывали здесь и Романовы, и Никита Хрущев, и Михаил Горбачёв... Последний отдыхал на госдаче «Заря», и кончилось это для форосского пленника, как помним, потерей власти и распадом великой страны.

Летом 2014 года входная дверь в санаторий «Форос», в заветные владения власть имущих, снята с петель за ненадобностью — входи всяк страждущий! За неимением имущих, способных платить по 6 тысяч рублей за проживание, пустующую территорию отдали детям.

Живя в одном здании с работниками санатория, кое-что узнал у них. Российской печати у учреждения до сих пор нет. Владелец проживает где-то на просторах Восточной Украины, и ему сейчас не до курорта. Зарплату рабочим несколько месяцев уже не платят, а потому сдача своей комнаты приезжему туристу — для них почти единственный источник существования. На это время бедолаги перебираются в вагончики. При подобном экономическом раскладе санаторий уверенно движется к банкротству. Санация уже идет. «Если хозяин заплатит гривнами, то мы сильно проиграем», — сетуют работники. Впрочем, какого-то уныния при разговорах с ними не почувствовал. Смена страны ощущается ими как явный выигрыш. Уже сегодня дела в санатории идут на поправку. Видно, что в одном месте асфальтовую дорожку подлатали, в другом кусты подстригли и сухостой убрали, а в «райском уголке» даже кувшинки приободрились. Ну а вопросы собственности, как и все денежные, решатся в тиши кабинетов, это неизбежно.

Чудесное спасение

Над Форосом красуется церковь Воскресения Христова. Российский фарфорозаводчик Александр Кузнецов построил её во имя чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе, когда поезд сошел с рельсов, но император не пострадал. Мало кто из туристов знает, но недалеко от церкви, что расположена на высоте 400 метров над уровнем моря, начинается «греческая» тропа. По открывающимся с неё красотам она может посоперничать с ялтинской «царской». Семь потов мигом стекают с туриста, пока он поднимется на вершину Разрыв-горы. Кстати, впервые за время всех-всех путешествий мне удалось немного сбросить лишний вес. Вот и попробуйте теперь разубедить меня в том, что природа Крыма действительно целебная.