МИР БЫЛ БЫ

Тамара Коломоец
 МИР БЫЛ БЫ.......

(НА ФОТО - МОЯ ВНУЧКА САША-СОЛДАТ АРМИИ ОБОРОНЫ ИЗРАИЛЯ)

Хоть бы скорее... Хоть бы скорее бежало время. Может на этот раз перемирие не будет односторонним? Смотрю на часы. До десяти еще тридцать минут и, может, тогда оно наступит. Немного даже расслабилась...

Оказывается, как легко, когда тебе ничто не угрожает. За эти девять дней военного противостояния Израиля террористам из Газы, об опасности узнаёшь по первым её признакам - особом противном звуке. И хотя до перемирия остаются считанные минуты, сирена прозвучала снова.

Топот ног, бегущих жильцов с этажей. Только мне бежать некуда. Не оставлю же мужа больного? Кричу дочке и внучке, приехавшей накануне в отпуск из Армии, чтобы  мчались в бомбоубежище в доме напротив. Внучка, как бывалая уже солдатка, определяет, что ракета не попадёт к нам и успокаивает мать, метнувшуюся к выходу. Дверь открыта. Стою почти на лестничной клетке, как предписывает инструкция, если прятаться некуда, и слышу жутко нарастающий звук где-то над головой...

Никто никуда всё равно не успеет...

Жду, жду, жду... Он же не будет бесконечным.... звук этот Он же закончится наконец...Что-то всё равно случится....За себя мне совсем не боязно, но сердце начинает стучать в невероятном ожидании...

Страшный взрыв, как будто над головой, и я ещё не совсем соображаю, что и в этот  раз нам несказанно повезло. Господи! Спасибо тебе! Спасибо людям, сделавшим  возможность взрывать эти смертоносные ракеты до того, как они должны убить кого-то!

Десять часов утра. Перемирие началось! А когда наступит мир? Мир в Израиле, мир в Украине, где мы прожили много лет, мир, о котором мечтают и ждут, уставшие от бесконечного горя люди.

И я вспомнила одну встречу, встречу в Донбасcе  много лет назад, где сейчас тоже идёт, даже не война, а бойня, опустошающая души родных людей, делающая врагами многие поколения, больше похожая просто на бандитские разборки, в которые  оказался втянутым народ.

Да, я вспомнила эту встречу...Неграмотная женщина, прожившая, как и многие в бывшем Советском Союзе, нелёгкую жизнь, мечтала только о мире. С тех пор прошло немало лет. И я живу уже в другой стране, но мечта о мире остаётся самой заветной, самой нравственной и справедливой моей мечтой - здесь и везде!
 
Прихрамывая, к автобусу спешила старуха. Обе руки её были заняты сумками с чем-то ценным, так как даже палочку, на которую она опиралась обычно без ноши, просто в руках держала. И вдруг послышался неприятный звук разбитого стекла. Это сумка старухи коснулась асфальта.

Еле заметное мокрое пятно стало расплываться, а в дверях автобуса из сумки потекло что-то. Пассажиры с опаской смотрели вслед поднимающейся старухи.
Наши места оказались рядом. Под сумкой, которую она на пол поставила с разбитой банкой, растекалась лужа.

- Выходи, бабка. Ты тут всё мне перепачкала. Не повезу я тебя — спокойно скомандовал водитель..

- Да ехать мне надо, сынок. Очень. Я и билет купила — взмолилась бабка.

- Тогда следы убирай все.

- Выброшу, выброшу всё и уберу — засуетилась старуха, схватив злосчастную свою  сумку, чтобы вынести из автобуса...

Не вошедшие ещё пассажиры, стояли у автобуса и дружно на неё ворчали. Рейс задерживался.

-Дайте, пожалуйста, хоть какую-нибудь тряпку — попросила я водителя.

-Где я тряпку-то возьму ей?-пробурчал он.

-Платочком, платочком вытру всё — волновалась старуха.

Собрав весь запас газет, которые обычно беру в дорогу, отдала я старухе этой. Тут и другие предлагать газеты стали. Их раскладывали всюду, где разлилось масло. Масло лампадное оказалось это. У старухи оно буквально текло с рук. Наконец всё улажено.

Пассажиры, сначала ворчавшие, теперь сочувственно и доброжелательно взирали на  расстроенную и испуганную старуху, милостиво получившую право на поездку.
Она долго сидела молча, видимо, переваривая случившееся.

-Дай, Бог, людЯм( с ударением на последний слог) здоровья, а Вам подавно. Помощь оказали..Спасибо — завела разговор она.

-А что водитель поругал, дак поругать надо. Это ничего, хоть штраф не взял. Денег нету.

-А масло лампадное, оно, дак масло не жалко, жалко людей добрых. Побеспокоила. Никогда в стекло не буду брать его.

Помолчав, она продолжила:
-И откуда Вас Бог послал? Помогли всё.

И опять, как бывало не раз, захотелось запомнить этот немудрённый, простой и  искренний разговор. Открыв записную книжку, я делала быстрые короткие заметки.
А старухе, вдруг, захотелось рассказать о себе, поделиться, облегчить свою душу.

-Пенсию, вот, не получала я, а недавно подала документы. Они считали, считали и потом девушка дала справочку такую и сказала, что ЛИГУЛЯРНО теперь получать буду. А, когда стала получать, взяла двадцать пять рублей денег и крепдешиновый платочек, поклала всё вместе и понесла девушке этой.

-За что ей-то ?

-Как за что? Из уважения. Ведь она мне справочку дала, посчитала всё. Дай, Бог, ей здоровья! Господи! Теперь, вишь, беду какую наделала с маслом-то...

-Да прошло уже всё. Не волнуйтесь.

-Ой! Ведь это могли и оштрафовать. И откуда Вы взялись и газетки дали!

Иногда она спохватывалась:

-Я Вам ПЕРБИВАЮ. Вы пишите...

-Нет, нет. Вы не мешаете мне. Я слушаю Вас с удовольствием.

Вздохнув горестно, она продолжила:

-Двенадцати лет от матери осталась, как померла. Как мучалась! Потом в колхозе всю жизнь работала. С дочкой и двумя внуками живу сейчас. Квартира маленькая. Сплю на детской кровати, сперва с мальчиком спала, теперь семнадцатый год ему. Трудно жить. Пальто, вот, дворничиха дала, выбросил кто-то. Почистила и ношу теперь. Добрые, добрые люди есть.... А на днях рыбу давали, а с меня купоны не вырвали. И деньги недавно по почте прислали, а от кого — неизвестно. Не написано. На почте сказали, какой-то КОПЕРАТИВ. Что это за КОПЕРАТИВ? И моё фамилиё и мой адрес. Так и не знаю, кто. Ну утку сразу взяли детЯм. Себе - сушки. Это хорошо всё. Мир был бы...

Я вспомнила, что в сумке лежит булочка.
 
-Возьмите. Она свежая. Перекусите. Проголодались, наверное. Ведь с утра из дому.

Некоторое время старуха молчала. Девушка, стоявшая рядом в проходе автобуса, смущённо протянула ей мандаринку с печеньем.

-Спасибо, дай, Бог, тебе здоровья — сказала старуха.
 
-Добрые, добрые люди мне сегодня попадаются. Вот, ведь, девушка молодая, а добрая. Дай, Бог, здоровья её родителям. Старухе мандаринку дала. Теперь будет у меня ужин....

* В первые годы независимости Украины были введены купоны, подтверждающие проживание в стране. Параллельно с оплатой деньгами отрывали (вырывали) купоны на ту же сумму. Без купонов многие продукты не продавались.

На фото- моя внучка САША (2014 год, Израиль)
Октябрь 1993 год.Донецк, Украина .   Коломоец Т. ( Мертц)