Памяти Жореса Алфёрова. Кого мы видели!

Залесская Тамара
     В театральном фойе, в буфете, сидит за столиком лауреат Нобелевской премии Жорес Алфёров. С ним ещё несколько человек его возраста – мужчины академического вида и элегантные дамы.

     Мы стоим неподалёку – будущий искусствовед Дима, пианистка Галя и я – и с любопытством посматриваем на лауреата. Галя трепещет от счастливой неожиданности:

     – Ой! Если бы я знала, я бы купила книгу и подарила ему!

     – Галя, зачем ему книга? Он сам может купить себе всё что угодно, – говорю я.

     – Давай возьмём у него автограф! – волнуется восторженная Галя.

     – А на чём он его напишет? У нас даже программки нет.

     – На книге!

     Я как раз принесла Гале книги. Мы выбираем, кому какую подписывать, и делегируем дипломатичного Диму для переговоров.

     Компания тем временем встала из-за столика и направляется в свою ложу. Дима произносит короткую приветственную речь, и лауреат улыбается. От него приятно пахнет хорошим коньяком. Он охотно расписывается на книгах – не важно, что других авторов.

     Мне хочется как-то обосновать свой интерес к нему:

     – У меня муж – математик... – начинаю я.

     – Я в математике не силён, – признаётся Алфёров.

     – У него завтра день рождения, и я подарю ему ваш автограф! – радостно сообщаю я.

     – Поздравьте мужа от меня, – благосклонно разрешает лауреат.

     Мы довольны, как дети. Алфёров тоже: славы много не бывает.



     Дома рассказываю мужу об этом событии.

     – Кого мы сегодня видели! Жореса Алфёрова! И он дал мне автограф!

     – Ну и что? – говорит он. – Я разговаривал с самим Колмогоровым.

     – Автограф лауреата Нобелевской премии!

     – Но он же физик, – пожимает плечами муж.

     – Какая разница! Такой человек! Он изобрёл мобильные телефоны! – щеголяю я своими познаниями (это мне Галя с Димой сообщили).

     – Так и сказал: «Поздравьте мужа»?

     – Да! Посмотри!

     Я показываю мужу книгу с автографом. Кажется, он доволен.

     Однако Нобелевские лауреаты встречаются не каждый день!


5 июля 2014 года


P.S. «У каждого современного человека в кармане лежит сотовый телефон. Он ездит по навигатору, пользуется Интернетом, расплачивается пластиковой картой. И даже не догадывается, что всё это стало возможным благодаря изобретениям Жореса Алфёрова.

     Гетероструктуры, разработанные Жоресом Алфёровым, применяются в мобильных телефонах — из них состоит сверхвысокочастотный усилитель сигнала, без которого сотовая связь невозможна. А ещё — светодиоды и фотодиоды, освещающие наши дома, используемые в светофорах и фарах автомобилей. Быстрые диоды и быстрые транзисторы, которые нужны в спутниковой радиосвязи — благодаря им работают в том числе GPS и ГЛОНАСС. ИК-порт и технология «Блю рей» — это тоже гетероструктуры. И, наконец, солнечные батареи — от маленьких в детских игрушках до огромных на космических станциях.

     Именно за создание гетероструктур, применяемых в высокочастотных схемах и оптоэлектронике, Алфёров вместе с немцем Гербертом Крёмером и получил в 2000 году Нобелевскую премию по физике».



«Изобретения Алфёрова — на каждом шагу»

«Парламентская газета»

5 марта 2019


____________________________

Фото из интернета