Осенняя песня скворца

Геннадий Рудягин
Осень к человеку приходит не по верхушкам пожелтевших берёз и не по синему небу; не из сентября-октября. Осень приходит к человеку из собственной души. От сознания своей ненужности людям... Майора ВВС  Андрея Бурилова в сорок лет списали со службы. По состоянию здоровья – стал хуже слышать. Он, военный ас, командир эскадрильи, пережил это как клиническую смерть... Вначале и жить не хотелось. Особенно после того, как навсегда распрощался с истребителем, на котором летал...

В спешке, с трудом, через посредников, обменял свою приличную двухкомнатную квартиру c импортной мебелью в городе Северный на однокомнатную «хрущёвку» в средней полосе России, налегке переехал, и вдруг обнаружил, что у него никого и ничего нет. Никого и ничего.

Кроме, разве что, старенькой одинокой соседки по лестничной площадке Элеоноры Михайловны и осенних скворцов за окном. Андрей полюбил их слушать – и соседку с её неумолчным щебетом, и печальных скворцов с их последними песнями.

Скворцы высвистывались перед дальней дорогой, а Элеонора Михайловна с воодушевлением вводила Андрея в курс всех дел.

Скворцы жаловались на скорую разлуку, а Элеонора Михайловна радовалась встрече с новым соседом и с удовольствием рассказывала о прежней соседке.
 
- Здесь, где теперь находитесь вы, жила некая Люси Загваздина, - говорила она. – Девица оторви и брось! Я рада, что больше не услышу отголосков этого вертепа за тонкой стеной... Я думаю, что она отсюда просто сбежала! Компании, компании и, извините, всё новые и новые мужчины! Здесь выйти замуж у неё не было никаких перспектив, поэтому и упорхнула туда, где много одиноких военных!.. А где ваша девица?.. Я не так сказала... Простите, жена? Она есть, она будет, приедет?

И смотрела на Андрея из-под увеличительных стёкол очков с материнской надеждой.

Но у Андрея таковой не было. То есть, была, но когда-то. Мамина дочка, она, по настоятельному совету заботливой матери, отказалась уехать из столицы со своим тогда мужем-старлеем в северные снег и метели. Не пожелала.

Хорошенькая, она вышла замуж за папиного преуспевающего коллегу. Затерялась где-то в беззаботной жизни, утонула «в шелках».

Вот и это ещё усугубляло чувство осени. Цивильным людям этого не понять – они не рискуют каждый день своей жизнью. Они не ведают, как важно после очередного полёта прижаться щекой к любимому лицу. Дома. Или на пороге квартиры. Или просто на своих крепких любящих руках...

И по этой же причине осенью сквозило и из васильковых раненых глаз сорокалетнего отставного майора...

И поэтому же на эти вопросы старенькой Элеоноры Михайловны Андрей не отвечал.

- Давайте, не будем об этом, - говорил он любопытной старушке.

И та соглашалась:

- Ну нет, так и нет. Не надо так волноваться... Вам хорошо бы теперь купить холодильник, диван и что-то наподобие люстры. Сразу станет жить веселее. Если хотите, я вам всей душой помогу – вам же город наш ещё совсем не знаком. А я знаю кучу полезных советов!
 
И жизнь, хочешь, не хочешь, текла. И эти одинокие соседи становились всё дружней и внимательнее друг к другу. И однажды Элеонора Михайловна явилась к Андрею с первым письмом от своей бывшей соседки.

- Я ничего не понимаю! – сказала она, выглядывая из-под запылённых блинной мукою очков. – Эта чёртова Люси прислала мне красивую открытку! Мне! Которой... Которая терпеть её не могла! И вы только послушайте, что она пишет!.. «Милая Элеонора Михайловна!»... Как вам это нравится?.. «Милая Элеонора Михайловна! Вот я и в далёких краях. Здесь давно уже заснеженно и – чисто-чисто! По утрам идёт снежок, а вечерами пуржит. Здесь живут мужественные добрые люди, но среди них нет вас. Пишите мне! Целую. Ваша Люси»

Элеонора Михайловна долго, поверх запылённых блинной мукою очков, смотрела на Андрея.

- Ну что ж, - сказал Андрей. – Всё верно. Там уже давно зима.

Элеонора Михайловна кивнула.

- Разве я спорю? – сказала она. – Я вас спрашиваю: может ей там совсем плохо? Может, я к ней была несправедлива? Может быть, я была неправа?

Андрей захлопнул дверцу холодильника, который только-что установил и проверил его работу.

- Вы ждёте от меня какого-то ответа? – спросил он, с улыбкой глядя на старушку в запылённых мукою очках.

- Да.

- А какого ответа вы ждёте?

- Скажите мне, что я была несправедлива.

- Этого сказать я не могу.

- Почему?

- Потому что вам постоянно не давали покоя её разгулы.

- Но это же совсем не так! К одиннадцати ночи все расходились, и здесь устанавливалась тишина!

- Ну... потому, что эти компании...

- О чём вы говорите? Приходили её подруги!

- Значит, вас, вполне справедливо, раздражали её всё новые и новые мужчины.

- Клевета! Эти мужчины были порядочными мужьями её многочисленных подруг!

Андрей поскрёб рукою в затылке.

- Чего вам надо, Элеонора Михайловна? – спросил он.

- Я хочу, чтобы вы сказали мне хоть что-нибудь вразумительное.

Андрей снял с неё и протёр запыленные блинной мукою очки:

- Вы этого очень хотите?
 
- Я вас об этом прошу!

- Вы - зануда! – рассмеялся Андрей.

- Вот! – поправила на переносице чистые очки Элеонора Михайловна. – Теперь вы понимаете, в чём дело?

- Нет.

- Андрей, я хочу у вас что-то спросить, как у сына... Андрей, вам будет жалко, если я проплачу все свои старые глаза? В эти длинные ночи. Вам будет жалко меня? Такому высокому и красивому человеку. Вам будет жалко меня?

Андрей обнял её за щуплые плечи, привлёк к своей груди.

- Ну что вы, Элеонора Михайловна? Что вы?.. Отныне я не позволю ни единой слезинке бороздить ваши милые щёки.

- Правда?

- Клянусь!

- Андрей, привезите сюда бедную Люси. Она одинока. Я хочу подарить ей свою квартиру. У меня наследников нет – она будет единственной... А там она пропадёт... Привезите её – вы же знаете те места и прежнюю квартиру свою. Мой цветок в том морозе погибнет!

Андрею ехать туда не хотелось. Не хотелось вновь услышать гул родных истребителей, не хотелось видеть дорогие лица занятых делом сослуживцев...

- Нет, - отказался он. – Не могу.

Элеонора Михайловна согласно кивнула, но одним этим визитом не ограничилась. Она приходила каждый вечер – то с румяными блинчиками на блюдце, то с чашкой горячего молока, то с фаршированной рыбой на тарелке... И всё говорила и говорила о хорошей Люси. Читала и читала её всё новые письма.

Андрей безуспешно отмахивался.

- Почему? – удивлялась Элеонора Михайловна, глядя на него поверх своих увеличительных очков. – Это же Жизнь! Почему вы не хотите слушать то, что я вам от всей души хочу прочитать?

- Потому, - отвечал Андрей, - что, если много читаешь чужого, сам себе становишься чужим.

Этого старушка понимать не хотела.

- Я вам прочту только одну строчку, - обещала она. И читала длинные, с бытовыми подробностями и c восклицаниями неинтересные для Андрея письма от этой чёртовой Люси.

О нежелании Андрея выполнить её просьбу о спасении дорогого «цветка» Элеонора Михайловна больше не упоминала...

Только однажды, уже уходя к себе, она вдруг обернулась, спросила:

- Скажите, Андрей, а в армии клятвы дают?

Не ожидавший подвоха Андрей, как всегда, улыбнулся:

- В армии, Элеонора Михайловна, принимают присягу.

- Разве это не одно и то же?

- В принципе, – да.
 
- А если военный человек нарушит эту... при... клятву?

- Его строго наказывают.

- А если я вам принесу полный стакан своих слёз, это вам что-нибудь скажет?.. Это будет для вас наказанием?..

Когда Андрей добрался до бывшей своей квартиры в Северном, снежный ветер всё ещё ухал и выл.

Поднялся по знакомым ступенькам на третий этаж. Надавил на знакомую кнопку звонка. Подождал. И ещё несколько раз надавил...

Дверь открыла хорошенькая очень уставшая женщина.

И Андрей, при виде её, задохнулся.

- Люда? – выдохнул он. – Мамина дочка? Ты-ы?!

- О-ох! – сказала очень уставшая хорошенькая женщина... и разрыдалась.