Поездка в Берлин -3

Ирене Крекер
Встреча с сыном на вокзале Берлина состоялась. Покупаем проездные билеты, гарантирующие проезд на всех видах транспорта в течение суток. И вот сначала на трамвае, потом на метро добираемся до его дома.

Улицы запружены машинами. Его "Гольф- 4" стоит в гараже и используется хозяином лишь по необходимости. Как выясняется:  любимое транспортное средство сына в настоящее время - велосипед.  Он может его оставлять в любой части города: на работе, у метро, у магазинов, на велосипедных стоянках...

За почти четыре года его жизни в Берлине -  мы у него в гостях впервые.
Квартира просторная: три комнаты с двумя санузлами и двумя террасами... Сын переехал сюда недавно. Квартира приобретена в личную собственность до начала строительства. Теперь выплачиваются кредиты. В столице, как и везде, ничего не даётся в готовом виде, не падает с небес на голову, даже в виде подарка за необычайное старание и терпение.

Дизайн комнат поражает своей простотой и практичностью. Прежде всего бросается в глаза идеальная чистота. После плотного ужина, приготовленного руками специалиста, повара-диетолога, которым является наш сын, отправляемся в центр города.
 
В эту поездку по обоюдному согласию мы отдаём себя в руки сына. Его глазами, через призму его видения, хотим взглянуть на столицу государства немецкого, впитать в себя его дух, почувствовать дыхание бурлящего потока жизни.  Мы ведь из глубинки, из провинциального маленького города Кенцингена, правда,  тоже с большим историческим прошлым.

На сегодня сыном запланировано посещение рейхстага.
 
Оказывается, времена изменились, а интересы остались, даже у молодёжи совпадают с нашими.  Для посещения Бундестага, расположенного в здании рейхстага,  нужно  подавать теперь предварительную заявку через интернет, что сын и сделал заблаговременно. Нас там принимают сегодня в  девять часов вечера.
 
Всё  здесь теперь иначе, чем семь лет назад. Уже нет той длинной очереди, в которой мы в ту памятную зиму провели несколько часов на морозе. На входе  по-прежнему проверка паспортов, вернее, пропускают в помещение по предъявлении документа, подтверждающего личность, а досмотр вещей  происходит как и прежде... Проверяющие, правда, более вежливы и внимательны.
 
Затем мы оснащаемся аудиогидом, который в течение двадцати минут на десяти языках мира рассказывает о здании рейхстага и окружающей его местности, о парламенте, истории создания и восстановления этих помещений. Кстати, для детей аудиогид особенный: они получают информацию только на немецком языке.

Наше внимание привлекает купол-крыша здания. На нижнем этаже - круговая выставка фотографий и комментарий к ней. Многое осталось здесь так, как было во времена первого посещения...
 
Проходим мимо экспонатов по кругу, читаем комментарии под фотографиями, подробнее знакомимся с  историческими деятелями, думаем, рассуждаем... проникаемся духом исторического прошлого, но настоящее не отпускает, не даёт надолго уходить из него.
 
Мне показалось сегодня, что события Второй мировой войны отодвинуты  течением времени в глубь истории.

Молодёжь, заполняющая  помещение, приходит сюда, думается, больше для ознакомления с работой Бундестага. Здесь шумно, сама жизнь, мирная, многоликая и разноголосая, проходит перед глазами...
 
Поднимаемся по винтообразной лестнице-дорожке наверх к куполу.  Диаметр его сорок метров. С высоты сорока семи метров мы видим панораму Берлина.
   
Экскурсии в здание рейхстага проводятся ежедневно с восьми утра до двадцати четырёх часов полуночи.  Мы  сегодня - полуночники.

Мне хорошо здесь среди близких и незнакомых людей. Спокойно на душе, некогда размышлять, впитываю в себя всё, что вижу, слышу, наблюдаю... Возвращаюсь на реалистические рельсы. Продолжаю учительским взглядом осматривать с высоты зал заседаний. В нём проходит постоянная работа Бундестага.  В дневное время можно наблюдать за происходящим с высоты стеклянного купола. Для политиков, желающих участвовать в работе, создан свой полуэтаж, находящийся на уровне зала пленарных заседаний.
 
Для посетителей рейхстага, а их до трёх миллионов в год, наряду с обзорной экскурсией проводятся другие, посвящённые архитектуре или искусству.

Примерно через час мы выходим из здания и вливаемся в поток туристов, медленно идущих в направлении звуков музыки...

На реке Шпрее, в пятистах метрах от здания Бундестага,  на большом экране  демонстрируется документальный фильм, посвящённый теме объединения Германии в единое государство. Завораживает прекрасное музыкальное сопровождение.

Прогулка по ночному Берлину продолжается. Туристов море. Одеты все просто. На улице тепло. Поражает движение транспорта. Улицы наводнены машинами. Повсюду снуют велосипедисты. Создаётся впечатление, что люди здесь не спят, а всю ночь проводят на улице, сидя за столиками, наслаждаясь общением и вдыхая аромат столицы.
 
Проходим по улице Унтер-ден-Линден мимо хорошо охраняемых  английского и американского посольств. Здание русского посольства поражает размерами... но охрана не впечатляет, или где-нибудь завуалирована.

Двухчасовая пешеходная прогулка по центру помогает ощутить дух столицы.  Домой возвращаемся на трамвае. Везде многолюдье. Жизнь даже ночью бьёт ключом.

Уже далеко за полночь. Нет сил на обсуждение увиденного. Завтра будет новый день. Нужно набраться сил, чтобы получить сполна новые ощущения  от знакомства с городом, который невозможно с одного раза постичь, понять и запомнить...

Второй день.

Проснулись рано. Несмотря на опущенные жалюзи, свет заполняет комнату. Ещё шесть часов утра, а не спится.  Душа рвётся наружу: почему мы ещё здесь, в стенах квартиры? Пора завоёвывать Берлин, но сначала завтрак. Запах кофе уже распространяется по квартире. Пора вставать.

Приняв душ, прохожу в комнату, разделённую стеклянной стеной от встроенной кухни и уголка для столовой.  Обстановка  поражает светлыми тонами: светло-бежевый диван с многочисленными подушками, своеобразный низкий стол на металлических ножках, встроенный камин у левой от меня стены комнаты... - всё располагает к раздумьям.
 
Тишина, покой... Располагаюсь на диване. Напротив  меня модерный телевизор с большим экраном. Представляю себе, как тут бывает уютно по вечерам  и в зимние  дни, когда темнеет раньше, чем обычно. Стеклянная перегородка отделяет комнату от террасы. Везде цветы в глиняных горшках. У сына лёгкая рука. Цветы ухожены. Всё  в комнате говорит об основательности хозяина, его принципах, основанных на порядке и стабильности.

Позавтракав, отправляемся в город. Знакомство с Берлином продолжается.

Сегодня по плану прогулка на  пароходе по реке Шпрее. Экскурсия продолжительностью в четыре часа. Погода нам благоволит. Экскурсовод на протяжении всего времени знакомит  с достопримечательностями города.
 
Совсем неплохая идея - знакомиться с городом, не напрягаясь физически. Наслаждаясь лучами солнца,  мы плывём среди свежего воздуха и первозданной природы, загорая на палубе парохода. К тому же на протяжении всей поездки предлагаются освежительные напитки... Общение с сыном продолжается. В последние годы - это такая редкость.

Сын комментирует увиденное. Мы проезжаем мимо зданий Министерства железнодорожного транспорта, государственного предприятия, в котором он работает диетологом, получаем подробные сведения об этом предприятии, погружаемся в мир его трудовой деятельности. Мы гордимся сыном, его успехами, достигнутыми благодаря его собственным стараниям и труду.

Мы понимаем, что Берлин стал ему близок и соответствует представлениям о городе  мечты. Несколько раз пытаюсь говорить о дальнейших намерениях и понимаю, что лучше того, что имеет, он не желает. Мы рады за него, спокойны за будущее...

Проехав по реке и её каналам, получив такое количество информации, которое сразу не переваришь, возвращаемся в так называемый порт, то есть в  пункт отправления парохода.

Солнечной энергией  напитались достаточно. Пришла пора пообедать. На этот раз  решили совместить его с ужином в легендарном ресторане "Пастернак", посетить который я стремилась с того момента, как сын подарил нам с мужем на сорокалетний юбилей супружеской жизни билеты-приглашения в это заведение.

Ресторан оказался небольшим, чрезвычайно уютным, напомнившим литературные  салоны девятнадцатого века. В самом помещении обстановка, напоминающая  начало двадцатого столетия: рояль, фотографии на стенах, подсвечники, круглые столы со скатертями - всё способствует воспоминаниям о поэте-писателе Борисе Леонидовиче Пастернаке, лауреате Нобелевской премии, судьба которого сложилась неординарно.

Сын удивлён, что я знаю его биографию, а я ввожу моих родных мужчин в атмосферу того времени, когда Борис Пастернак не имел возможности получить премию, вынужден был отказаться от неё и через два года умер, в общем-то, непризнанным российской общественностью...

Сейчас, конечно, автора романа "Доктор Живаго", впоследствии  переведённого на восемнадцать языков мира, знает каждый. Всем известно, что его знаменитое произведение стало возможно  прочесть в России лишь в конце восьмидесятых годов двадцатого  века, когда писатель был реабилитирован на родине. Тогда же его наследнику-сыну  была вручена  премия  отца...

Литературное прошлое приходит на смену настоящему. Последнее напоминает о прошлом.
 
Мы возвращаемся домой по ночному Берлину мимо еврейской синагоги. Я вспоминаю, что родители и сёстры Пастернака эмигрировали  в  Германию через несколько лет  после Октябрьской революции семнадцатого года. Мать была человеком, сведущим в искусстве, музыке. Она ввела сына в её прекрасный мир. Увлечение музыкой сменилось интересом к философии, но и это не удержало  мысль Пастернака. Пройдя через суровые годы войны, он становится поэтом, впоследствии мастером прозы. Он остаётся на родине, какие бы препоны ни готовила ему судьба.
 
Я благодарна сыну за подаренный тёплый вечер воспоминаний...

Вернувшись домой,  ещё долго думаю о превратностях судьбы. Ведь рок не обошёл и нас своей неординарностью... Что нас занесло так далеко на чужбину? Почему мы уехали из родных сердцу мест?  Куда несёт нас ветер странствий?
 
Унесённые ветром разбросаны мы по странам и континентам. Что ожидает наших детей впереди? Смогут ли они выстоять схватку со временем, их породившим?

С этими мыслями я уснула в ту ночь под завывание ветра, исполнявшего только ему известную мелодию, и еле слышимый стук дождя по оконным стёклам, напоминающий о естественном ходе жизненных событий.

Чем же удивит нас наш повзрослевший  сын завтра...  Какие открытия ожидают  нас ещё впереди...

Всё-таки интересная штука жизнь. Человек сам распоряжается своими возможностями, идя путём, который он сам выбирает, попадая в определённые жизненные обстоятельства.
 
Наша поездка в Берлин явилась тому свидетельством. Это ещё одно мгновение счастья, подаренное судьбой, которое мы позволили себе принять от неё, в противном случае эта поездка бы просто не состоялась, особенно в это смутное в политическом плане время, когда рушатся устои  нравственности, и наш прекрасный мир находится на грани передела власть имущими, и горе входит в каждый дом без стука и предупреждения.

Как жутко и нестабильно в этом мире радости и тревоги на грани реальности и неистребимого в душе стремления к счастью...
 
06.07.14
Берлин