Карина Аручеан-Мусаэлян Алиса Внутри Калейдоскопа

Ирина Аллен
С благодарностью публикую рецензию на мою книгу "ДРУГАЯ БЕЛАЯ".


АЛИСА ВНУТРИ КАЛЕЙДОСКОПА

Сначала я решила просто полистать книгу Ирины Аллен со странным названием «Другая белая». Почему «белая» и почему она «другая»? В последнем абзаце пролога увидела: «Всё началось в прошлом веке»… И уже совсем зацепило: что «всё»? почему «в прошлом веке»? Эти вопросы заставили листать дальше – и обступил огромный шумный мир, детали которого умножали вопросы. И интерес.
Тогда начала читать с первой страницы. Благо день был свободным от дел, закрыла книгу лишь к вечеру, дойдя до последней точки. В полном изумлении от книги и самой себя. Потому что я не люблю женских романов, а этот показался поначалу именно женским. Мечты героини, её метания, любови, подруги и коллеги, работа, случайные знакомства, семья, разные города – Москва, Лондон, затем только Лондон. И вроде всё простенько, узнаваемо, никаких открытий. Вроде бы… Отчего же так увлёк, втянул в себя, и такая полнота чувств соединила  с текстом, куда я погрузилась целиком и прожила там целый день, как случалось, когда подростком забиралась по выходным с ногами в кресло и сутки напролёт читала Золя, Бальзака или «Очарованную душу» Роллана..
И вдруг поняла: бальзаковская «Человеческая комедия» состоит из нескольких томов, «Очарованная душа» Роллана – двухтомник, а тут всего  235 страниц, но диапазон описываемых человеческих персонажей и их историй, включённых в одну большую общую историю, которая за окном, почти тот же.
Как же так удивительно она сумела, эта Ирина Аллен?!

Несколько слов, всего лишь штрихи – и  вот уже выпукло высветились характеры людей, населяющих роман, чьи судьбы проходят вроде бы по касательной к судьбе героини, но создают фон ЖИВОЙ двигающейся вокруг героини жизни, которая ей интересна.
Несколько слов об одном, другом, другой, пара картинок, диалогов – и разворачиваются разные жизненные коллизии с их неповторимыми особенностями, при этом так похожие на многие судьбы и на исудьбу самой героини… Разные люди… одинокие, неустроенные… даже устроенные – всё равно одинокие… и любовь, которой хочется каждому, и осмысленности собственной жизни, и нужности… и разные способы достижения этого.
Напомнило калейдоскоп. Калейдоскоп, внутри которого оказалась героиня, и где всё время меняется рисунок, элементы которого состоят из одних и тех же деталей. И который ещё интересней от разглядывания вблизи столь одинаковых деталей, которые создают столь разные неповторимые узоры.
Их очень любит разглядывать героиня. И заражает этим читателя.
Несколько слов – и вот уже высветилась и ментальность России, откуда родом героиня… и ментальность других стран… и Англии, где в конце концов осела-обустроилась героиня и – как всякая женщина! – сумела обжить-приспособить чужую среду под себя. Не приспособиться к ней, а именно приспособить под себя. Как и чем? Похоже, абсолютной естественностью  поведения, соответствующего не столько среде, сколько природе собственной натуры, – и среда в конце концов была вынуждена  адекватно реагировать, ответить приятием… как природа принимает упавшее в землю зерно.
Героиня – слабая, но такая сильная! «Жизнестойкая», как скажет ей один из собеседников. И видишь, что да. Именно так. Может быть, потому что всегда оставалась собой «в любых предложенных обстоятельствах»?

Чем дольше читала книгу Ирины Аллен, тем всё чаще вспоминала «Очарованную душу» Ромена Роллана. Чем-то главным похожи героини… Чистотой натуры, помыслов. И жаждой любви.
Разные любови проходят через роман. Телефонная любовь… любовь-воображение, которая реальнее реальной… любовь романтическая… любовь чувственная… любовь-родство…

Да. Это женский роман, если можно назвать «женским романом» и книгу Роллана «Очарованная душа». Но поскольку женщины составляют половину человечества, то роман  Ирины Аллен «Другая белая» – для половины человечества. И ещё – для части другой половины, мужской… для той части, которой хочется понять загадочную женскую натуру.

А почему «Другая белая»?
«...Сколько уж раз Марина заполняла анкеты в своей новой стране! Она делала это почти автоматически: имя, фамилия, нет, не была, в террористических акциях не участвовала, к уголовной ответственности не привлекалась... Этническая принадлежность – "белая".  "Белая": британка, из Евросоюза или другая? Уверенно поставила галочку в графе «другая». Получилось: "другая белая". Неожиданно для себя рассмеялась: нашлось-таки для нее верное определение…»

Другая, но такая же, как многие из нас, женщин, – это делает героиню родной, узнаёшь в ней себя, читаешь про себя, просто в иных обстоятельствах. И при этом она другая, особенная, потому что «другая» и особенная каждая из нас. Это делает героиню интересной. И книгу.

  Карина Аручеан (Мусаэлян), член Союза писателей России, лауреат премий Союза журналистов РФ и Московского Союза журналистов.