Благодарненский уезд. Доклад Леонова. 1919 г

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Реальное училище с 1911 по 1918 годы. Село Благодарное Ставропольской губернии.

С сентября 1913 по февраль 1918 года в этом здании на втором этаже размещалась Благодарненская уездная земская Управа.

Ныне - Благодарненская средняя школа № 1. Г. Благодарный Ставропольского края.

ФОТО из архива Сидорова Николая Ивановича.

***


ДОКЛАД ЛЕОНОВА ПЕТРА ЯКОВЛЕВИЧА, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ БЛАГОДАРНЕНСКОЙ УЕЗДНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ УПРАВЫ.

4 февраля 1919 г.

25-28 января 1918 года в селе Благодарном собрался съезд представителей 43-х сел Благодарненского уезда Ставропольской губернии, который провозгласил в уезде советскую власть и избрал руководящие органы.

В состав Уездной продовольственной управы вошли 5 человек. В том числе: Ф. Я. Кочетов из  села Большая Джалга, В. Дьяченко из села Воздвиженского, Трофим Арсентьевич Опышнянский из села Малые Ягуры, Л. К. Коновалов из села Дербетовского и П. А. Карпенко из села Арзгир.

Возглавил продовольственную управу Ф. Я. Кочетов, который 24 марта 1918 года в связи с реорганизацией уездной власти был назначен комиссаром продовольствия Благодарненского уезда.

Практически через год, в январе 1919 года Добровольческая Армия заняла Благодарненский уезд. Благодарненский уездный исполком, во главе с председателем А. В. Марченко, 23 января покинул пределы уезда, направился в г. Царицын, потом – в г. Саратов, далее – в г. Ставрополь-на-Волге, где и самоликвидировался, как административная управленческая единица советской власти.

***

Восстановленная губернская власть начала вести расследование деятельности Советов на территории Ставропольской губернии за период с января по декабрь 1918 года. Особая ликвидационная комиссия при управлении уполномоченного по продовольствию Ставропольской губернии Д. Д. Старлочанова затребовала доклад досоветской продовольственной комиссии Благодарненской уездной земской управы. Доклад был представлен бывшим председателем Благодарненской уездной земской продовольственной управы Леоновым Петром Яковлевичем.

4 февраля 1919 года П. Я. Леонов писал:
-  В феврале 1918 года, когда большевики везде и всюду, в городах и селах насильственным образом захватывали власть в свои руки, то это ими было сделано и в Благодарненском уезде с уездной Продовольственной управой, председателем которой был я.

В середине февраля большевистская Продовольственная комиссия потребовала от меня сдать ей все денежные суммы, казенное имущество, хлебные продукты, документы и прочее. Я им ответил, что сдам дела, как только получу распоряжение от Губернской Продовольственной управы. Мне заявили, что по декретам большевиков советская власть все берет в руки, в том числе все ценности и имущество уездной продовольственной управы.

Все же мне удалось уговорить большевиков отложить сдачу дел на один день. За это время я послал срочную телеграмму в Губернскую Продовольственную Управу, на которую вскоре получил ответ: «…ничего не сдавать впредь до особого распоряжения». Копия этой телеграммы была получена и большевистской продовольственной комиссией. Но большевики по-прежнему требовали передачи денег и имущества, пригрозили членам управы арестами и преданием революционному трибуналу за саботаж и неподчинение Советской власти.

Большевики настраивали против нас население села Благодарного. Они говорили:
- Члены земской управы не избранники народа, это ставленники буржуазии, которых нужно стереть с лица земли.

Народ поддался на провокации большевистских ораторов. Нам угрожали, а отдельные хулиганы пригрозили убить членов продовольственной управы. Видя такое волнение в народе, мы решили деньги и имущество добровольно передать уездному Совету рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

17-18 февраля 1918 года я передал представителям новой продовольственной управы чековые книжки Благодарненского казначейства на 500 тысяч рублей, наличными 30 тысяч рублей, которые находились в несгораемом шкафу, и ключи от кассы. Как и положено, составили акт на прием-передачу денежных средств. Но большевики во время сдачи и приема дел вели себя вызывающе и не давали выполнять всех необходимых формальностей. Акт подписать мне не дали.

На следующий день выяснилось, что из кассы пропало 12 тысяч рублей. В этом обвинили меня и посадили в тюрьму. Через 7 суток меня выпустили, так как деньги «чудесным образом» нашлись! Пока я сидел в тюремной камере, большевистская Продовольственная комиссия захватила все имущество, никаких актов не составляла, и меня к делам управы уже не подпустила.

В виду сего, как я лично, так и члены Управы были лишены возможности продолжать сдачу дел. А потому, в настоящее время мы не можем доставить Вам отчетность, так как документы все остались в большевистской Продовольственной комиссии.

Где документы находятся сегодня нам неизвестно. Хотя, по моему мнению, некоторые документы и некоторое имущество, можно было бы собрать посредством командирования в село Благодарное и другие села уезда особого Уполномоченного.

Ликвидационная комиссия рассмотрела доклад П. Я. Леонова и сочла нецелесообразным разыскивать документы бывшей Благодарненской земской уездной продовольственной управы, так как перспектив на розыск или возмещение денег, имущества и продовольствия, по причине гражданской войны, не имелось.

17 июля 2014 г.
Г. Благодарный
Авторы: Владимир Пузиков, Василий Соколов.