Пятнадцать высказываний

Константин Берёзин
       П е р в о е.   Это особый вопрос: обесценивается ли прошлое? Если прошлое обесценивается потому, что оно прошлое, – то и настоящее оказывается обесцененным: ведь оно тоже скоро станет прошлым. Если какой-то человек говорит, что «прошлого уже не вернуть, и какая разница, каким оно было», – то ведь и настоящее скоро перейдет в разряд «того, что уже не вернуть». Если бы это обесценивание было правдой, то настоящее оказалось бы мимолетным и почти ничего не значащим. Из того, что настоящее имеет ценность, следует, что и прошлое имеет ценность: оно тоже когда-то было настоящим. Настоящее имеет свойства, которых нет у прошлого; например, в настоящем времени человек может выбирать из нескольких вариантов, как именно ему поступить; но и в прошлом у него была такая же возможность вариативности. Поэтому, как мне кажется, неправильно было бы противопоставлять прошлое, настоящее и будущее.

       В т о р о е.   Латинский квартал в Париже назван так потому, что там жили студенты, а они учились на латыни. – «Монмартр» – значит «гора мучеников». – Слово «капелла» происходит от «капо» – «плащ» (тот плащ, половину которого св. Мартин Турский отдал нищему).

       Т р е т ь е.   Н. Д. Тальберг сообщает: «Наказал он < Петр I > дубинкой посланного им учиться за границей В. Н. Татищева, будущего историка, по возвращении вздумавшего вольнодумничать. После наставления, ударив его дубинкой, Петр сказал: "Не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства, пагубного благоустройству, – не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом общества и Церкви".» Тут не уточняется, сильно ли он его побил, и сколько именно раз ударил его дубинкой.

       Ч е т в е р т о е.   Солдаты пудрились и заплетали косички еще при Екатерине II, это дело не при Павле I началось. (На это в 1770-х гг. жаловался кн. Г. А. Потемкин.)

       П я т о е.   В. С. Соловьев высказал мысль, что Россия после событий 1795 г. и 1815 г. спасла значительную часть поляков от онемечивания (которому они подверглись на территории Пруссии). В этом он повторял мысль П. Я. Чаадаева.

       Ш е с т о е.   Фотография дает беспристрастное изображение, а карикатура носит тенденциозную направленность.

       С е д ь м о е.   Рузвельт, вон, тоже был инвалидом, однако несколько раз избирался на президентскую должность.

       В о с ь м о е.   Люди живут и не знают, что есть такое счастье – «Историография истории России до 1917 года» в 2 томах!

       Д е в я т о е.   Если просто сказать младшему: «Нужно вести себя так-то и так-то! То – правильно, а то – неправильно!» – то это будет не очень-то внятно и не очень-то доходчиво. Такое внушение может показаться и необоснованным, и неинтересным. Чтобы до ученика (или до сына, до дочери) дошло, нужно это как-то мотивировать – зачем это нужно? почему так, а не иначе?

       Д е с я т о е.   В 2002 г. студентка естественно-научного факультета ТГПУ им. Л. Н. Толстого К. Матросова провела исследование, целью которого было «определение спектра эмоциональных переживаний студентов 1-го курса факультетов МиИ, ЕНФ, ФРФ». «В каждом случае выяснилось преобладание у студентов гедонистических эмоций – т. е. эмоций, связанных с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте, беззаботности и веселье, а наименее предпочитаемыми оказались коммуникативные – эмоции, связанные с потребностью общаться, делиться мыслями и переживаниями. Почему же коммуникативные эмоции не являются первостепенно значимыми для студентов, связавших свою жизнь с деятельностью учителя? Это очень тревожный сигнал...» См. об этом: Проблемы молодежи глазами студентов: Материалы Всерос. студ. научно-практ. конф. Тула, 2002. Цит. по: Орлов А. А., Агафонова А. С. «Введение в педагогическую деятельность: практикум». 3-е изд., стер. М.: Издат. центр «Академия», 2008. С. 204. – Зачем же в вузах это поощряют? Почему руководство вузов допускает и поощряет проведение большого количества развлекательных мероприятий, конкурсов (танцы, КВН, конкурсы красоты)? Пусть будут какие-то развлекательные мероприятия – но немного.

       О д и н н а д ц а т о е.   Преподаватель Высшей школы экономики Владимир Кантор сообщает такой эпизод из своего опыта. Однажды он произносил лекцию и говорил о «мировом духе» по Гегелю. В аудитории находился один студент, который был явно в подпитии. В конце концов он заснул и захрапел. Преподаватель услышал храп и спросил: «Что это?» Один из студентов ответил: «Это мировой дух заснул в России».

       Д в е н а д ц а т о е.   Сейчас очень много профессий, очень много разных деятельностей. Удивительно, что при таком разнообразии жизни сохраняется много институтов (в широком смысле – «институтов»). Учреждения редко пустеют, редко закрываются. Театры и музеи до сих пор имеют какую-то минимальную популярность, а ведь они могли бы уже позакрываться.

       Т р и н а д ц а т о е.   Вместо того, чтобы тратить огромные средства на военную промышленность и усиление милитаризации, хорошо было бы поддержать строительные компании и ускорить строительство новых домов. Нужно строить как можно больше домов. Они очень нужны по меньшей мере для 5 нужд: 1) для переселения людей из ветхого, аварийного жилья; 2) для переселения людей из тех деревень, которые вымирают и удалены от других населенных пунктов; 3) для переселения людей из некоторых населенных пунктов, находящихся в зоне паводков на Дальнем Востоке, в том случае, если жители на это согласны; 4) для молодых специалистов; 5) для «беженцев из Новороссии».

       Ч е т ы р н а д ц а т о е.   В воскресенье, 29 июня 2014 г., впервые столкнулся с фамилией И. Г. Дройзена (во «Введении в теорию истории» А. Вуллера). А это был серьезный дяденька. «Теория истории» – это почти то же, что «историка». (Это понятие – «историка» – приведено в энциклопедической статье «История» из Брокгауза. А вот в соответствующей статье в Википедии этого понятия нет.)

       П я т н а д ц а т о е.   Кьеркегор говорит: «Чем больше человек способен забыть, тем более суетной становится его жизнь; чем больше он способен запомнить – тем более святой». Действительно. Почему мы подолгу участвуем в интернетных баталиях? Потому что мы забываем, что св. апостол Павел учит: «Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. <…> От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тим. 2:14, 23). Надо об этом помнить.





.