Светоносный ангел над Россией

Елена Грислис
                К 700- летию Сергия Радонежского.


                "Те семь веков прошедших - миг для Бога.
                На пУстыни ж сияет Лавры  Дом,
                Что  взрос в ансамбль не с княжьего порога,
                А силою, поправшею  содом".            

                Е.Грислис.


               
                В  истории России, её русской православной церкви есть имена деятелей, которые  по своему значению так далеко выходили за пределы своего времени и так глубоко своим благотворным действием захватили жизнь дальнейших поколений, что в сознании потомков постепенно спадало все временное и местное, а сами дела их из исторического факта становились практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Таково имя преподобного отца нашего Сергия - игумена Радонежского чудотворца, посвятившего жизнь свою выполнению миссии нравственного возрождения русского народа.



                1.  НА ПУТИ К  СВЕТУ
         

           Преподобный Сергий родился на Руси в 14 веке в селе Варницы, под Ростовом.   Причём, точная дата рождения Варфоломея Кирилловича неизвестна: на основании некоторых источников называют 3 мая  1314 года.  Отец его, боярин Кирилл, служил сначала у ростовского князя, а потом перешел на службу к Ивану Даниловичу Калите. Семья, несмотря на аристократическое происхождение,  жила под гнётом ордынцев, их постоянных поборов. Мальчик с детства видел страдания своих родителей и окружающих.

            Варфоломей с младенчества был отмечен Божьей благодатью. Об этом свидетельствовали следующие знаки. Незадолго до рождения мать Варфоломея Мария была в церкви на воскресном богослужении. Трижды, в самые важные моменты литургии, младенец прокричал. В  первый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные» дни недели – среду и пятницу.

          Была в жизни Варфоломея и встреча с человеком, перевернувшим всю его жизнь.  В семь лет он начал учиться грамоте и она давалась ему хуже, чем другим двум  братьям. Согласно житию, как-то мальчик пас коров и к нему подошел старец. Он заговорил с отроком, угостил кусочком просфоры. Тот пожаловался дедушке, что плохо понимает письменную грамоту. Старик утешил его, благословил и проводил до дома.  К изумлению всех, ребенок  взял в руки Псалтырь и стал ясно и громко его читать.  Допускается, что видение было связано с образом  святителя Николая,  которого почитали в русских семьях.

               И возможно, что именно после этого случая у  отрока появилась тяга к жизни согласно заповедям Евангелия.  Варфоломей уклонялся от детских игр, шуток, смеха и пустословия,  исполнял все посты, и вообще старался  вести  аскетичный образ жизни.  Нрав имел, по описаниям, кроткий и смиренный, а молился со слезами умиления.

             Ещё при жизни родителей,  юноша  просил их отпустить его в монастырь.  Он жаждал доли отшельника, погружённого в молитвы.

                Пустынножительство -затворничество в Боге-               
                Уход от мира в колыбель-юдоль,
                Где места нет насилью и тревоге,
                А с Небом разговор разделит боль.

                В 1328 году родители Варфоломея, доведенные до нищеты, вынуждены были переселилиться из Ростова в небольшой подмосковный городок Радонеж. Там они скончались в 1337 г. и были похоронены в Хотьковском монастыре. И вот после смерти родителей он раздаёт большую часть своего имущества бедным и вместе со старшим братом Стефаном селится среди глухого леса в  десяти верстах от Хотьковского монастыря в уединенном месте.

                Стремясь от юности к монашеству святому,
                Боярский сын брёл в Радонежский бор
                Воссоздавать былой Руси основу –
                Храм Троицы, венчающий Собор.

 Братья устроили себе сначала шалаш, а потом бревенчатую келью, возле которой поставили небольшую церковь.  С  благословения митрополита Феогноста, она была  во Имя Пресвятой Троицы  освещена.   

              Такое  название было смелым и новым решением, даже более… ОБНОВЛЕНИЕМ.  Почему?  Образ Троицы служил в  эпоху средневековья на Руси символом любви и единения.  Это так, но самого  праздника  Святой Троицы в календаре Восточной церкви не было.  Троицын День(восьмое воскресенье после Пасхи)  не  содержался  ни в Уставе, ни в богослужебных текстах.  Сергий же, вопреки установившейся традиции, называет свой монастырь не в честь установленного праздника, а в честь самой Троицы прославляемого  Бога-Отца, Сына и Святого Духа.  Этим он  определял и подчёркивал: христиане поклоняются не просто единому  Богу, но Богу, единому в Троице. До этого на Руси подобных храмов и монастырей почти не было. После Сергия они появляются повсеместно.

         Само строительство было очень тяжёлым. Стефан, не выдержав тяжелой жизни отшельника, через некоторое время покинул своего брата и ушел в Москву. Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Это был первый шаг к обретению им личной духовной СВОБОДЫ, за которую вслед за ним будет сражаться вся Святая Русь.


                2. СЕРГИЙ   И ЕГО ОБИТЕЛЬ.


                Претерпевая искушения и страхования бесовские,   Сергий Радонежский восходил от силы в силу.   Житие описывает   твёрдость и смирение,  с которыми  он переносил стужу, голод, жажду, изнурительную тяжелую работу.  Кроме хлеба, который время от времени приносил ему из Радонежа младший брат Петр, у Сергия не было другой пищи. «Приходили к преподобному звери лесные, и птицы небесные прилетали к нему». Зимними ночами подходили к келье стаи голодных волков, иногда медведь, с которым инок делился пищей.

         Доставалось Сергию и от бесов,  часто принимавших образ страшных зверей и отвратительных гадов, чтобы устрашить подвижника. Однажды, когда он молился, они вломились к нему прямо в церковь, но вынуждены были отступить перед его верой и твердостью.

             Прошло всего 2-3 года, и о юном пустыннике заговорили как в Радонеже, так и в соседних селеньях. Один за другим жители стали приходить к нему ради духовного совета. Много различных чудес происходило благодаря молитвам подвижника. Ещё при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным.

            Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. Слепые  прозревали, хромые шли, прокаженные очищались,  глухие слышали – словом,  все с верой приходящие к Святому, какими бы они ни страдали недугами, получали телесное здоровье и нравственное очищение. Господь даровал своему угоднику чародейственную силу. Очень многие видели необычайный пламень, исходящий из руки Преподобного, и окружающий его огонь.

        А  потом нашлись желающие разделить его подвиг. Сергий сначала не соглашался принимать их, но, тронутый их мольбами, решил отказаться от своего уединения. Этому решению предшествовало видение: все небо над лаврой заполнили голуби, и был к нему голос с небес: «Как много птиц в небе над монастырем, так много будет твоих учеников».   Так сложилась небольшая община, рост которой Сергий сначала ограничивал «апостольским числом» - двенадцать. И  вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков.


                3. МОНАШЕСКОЕ  ОБЩЕЖИТИЕ.


           Однако, со временем всякие ограничения были отменены. Пришельцы построили себе кельи, обнесли обитель высоким тыном и стали жить, во всем подражая своему настоятелю.  Сергий  Радонежский учил их своему взгляду на мир. Он очень был требователен к людям, которые нарушали закон. Он говорил: «Как же мы не страшимся  отбирать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло. Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает навсегда. И в будущем души их ждет мучение. Никогда не притесняйте сирот".

            Все свободное от молитвы время монахи проводили в постоянном труде, причем Сергий работал больше всех: он своими руками построил несколько келий, рубил и колол для всех дрова, молол в ручных жерновах, пек хлеб, варил пищу, кроил и шил одежду и приносил воду.   По словам Епифания, Сергий служил братии как купленный раб, всячески стараясь облегчить их трудную жизнь. Несмотря на воздержание в пище он был очень силен и необычайно вынослив.

              Однако такая жизнь не могла продолжаться долго. Когда число монахов умножилось, возникла нужда как-то организовывать их жизнь. В 1354 г. живший в Переяславле-Залесском  епикоп Волынский Афанасий по поручению митрополита Алексия ставил Сергия в ИГУМЕНЫ (настоятели) и одновременно рукоположил его в сан священника. Но и после этого он продолжал учить не столь словом, сколько своим примером.

                Со временем он стал известен другим инокам, искавшим его руководства В последующие годы обитель расширилась и приняла вид вполне благоустроенного монастыря.
               
                Всё началось с церквушечки сосновой,
                В которой плотник принял свой постриг.
                И люди шли к молельнику за словом...
                Так в благодати монастырь возник.

 Разбросанные в беспорядке кельи были собраны в правильный  четырёхугольник и расположены вокруг церкви. Прежняя Троицкая церковь стала тесной. Её разобрали и поставили на ее место другую, гораздо более просторную. Позже (примерно в 1372 г.) в Троицком монастыре был введен Общежительный Устав. Он был очень строг: монахам запрещалось иметь личную собственность, и каждый отныне должен был трудиться на благо монастыря. Учреждены были  должности келаря, духовника, экклесиарха.

               Новым было для России монашеское общежитие.  И не все иноки желали подчиняться правилам.  Радонежская братия стала выражать недовольство руководством Сергия. Возмущался и брат Стефан, вернувшийся к Сергию. Тогда преподобный ушел из лавры и основал на реке Киржач новую обитель. Но согласие не восстановилось в Радонеже. Некоторые из монахов стали уходить к Сергию. И тут оставшиеся через митрополита Алексия просили Сергия вернуться в Радонеж. Преподобный возвратился, и с тех пор мир в обители больше не нарушался.

           С этого времени, по свидетельству сподвижников Сергия, стали совершаться новые чудеса. Так, например, после горячей молитвы игумена вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды (до этого братии с немалым трудом приходилось доставлять воду издалека). Затем, благодаря молитвам святого, случилось несколько чудесных исцелений. С умножением числа посетителей благосостояние монастыря стало поправляться. Но сам Сергий никогда не имел пристрастий к земным вещам, всё раздавал братии или беднякам. До самой смерти он носил сшитую им самим ветхую одежду из сермяжной ткани и простой овечьей шерсти. Между тем известность его распространилась далеко за пределы Радонежа. Даже патриарх Константинопольский знал о Троицком игумене и отправлял к нему свои послания.

              И стоит сказать о главном. Начинала оживать и строиться РУССКАЯ  ЖИЗНЬ,  казалось бы  «выжженная» ордынцами. Она была суровая и бедная.  Монахи нуждались в пище, одежде, вине для литургии, воске для свеч, елее для лампад... Да и книг-то они не имели: взамен пергамента для книг употребляли бересту. Но они имели на вооружении главное - СВОБОДУ. С годами местность вокруг монастыря становилась все более заселенной. Вслед за монахами пришло в эти места много крестьян-переселенцев, которые быстро вырубили леса, распахали поля. Затем мимо монастыря была проложена дорога в северные города. ОБИТЕЛЬ СЕРГИЕВА  как бы вдруг выросла из дремучих лесов  и стала   РУССКИМ МИРОМ.



                4. ДУХОВНЫЙ ЗАЩИТНИК РУСИ.


              Сергий Радонежский – идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики великого князя Дмитрия Донского. Сергию не раз приходилось покидать Радонеж и совершать миротворческие походы, с тем чтобы вразумить князей и заставить их прекратить гибельные для страны усобицы. Чувствуя огромную духовную ответственность за все, что происходило на Руси, великий старец всеми доступными ему средствами стремился утвердить правду Евангелия перед лицом жестокого мира.

             Следуя заветам древних христианских подвижников, он никогда не садился на коня и пешком, порой с риском для жизни, среди войн и мировых поветрий, ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Рязань, Тверь. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега), уговаривая их подчиняться великому князю московскому,  благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Донского. 

         Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета). Но самое основное - он предсказал победу князю Димитрию, на которую тот никак не надеялся.
           Но Сергий Радонежский предвидел не только победу, но и ВОЗРОЖДЕНИЕ РУСИ ОТ ОРДЫНСКОГО ИГА.  Благословив московского князя и его войско на битву с Мамаем, он послал с ним на поле Куликово этих двух монахов, один из которых – Пересвет -  и начал битву схваткой с ордынским мурзой Челубеем. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Более того, Сергий не только молился с братией, но видел само сражение и безошибочно называл имена погибших за освобождение земли русской. Погибших воинов сразу же отпевали. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига.

            Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается великим защитником русским.  Так, Сергий Радонежский появлялся не раз среди защитников своей обители  в критические для нее моменты, когда поляки вместе с тушинцами в 1608-1610 годах 16 месяцев осаждали Лавру, но так и не смогли её взять.  В Смутное же время, когда судьба православия и России висела на волоске, Сергий Радонежский трижды в видениях являлся к Козьме Минину, нижегородскому гражданину, подвигая того не мешкая собирать народное ополчение для изгнания врагов. А  еще раньше, в пору покорения  Иоанном Грозным Казани, и русскому царю помогал небесный воитель в окончательном  освобождении своей земли от татарского ига.

                Известно, что Сергий Радонежский решительно отклонил предложение престарелого митрополита Алексия выступить в роли кандидата на митрополичий престол.

                Митрополит Московский  АлексИй,
                Постигший всю премудрость дел и слов,
                Решил пред смертью власть отдать, как  кий...
                Тому, в ком Русь  воспряла без оков.

                Но Сергий не желал сего пути.
                Ответил прямо: круг его  очерчен
                Христом и Богородицей - пасти
                Людское стадо РАДОНЕЖЬЕМ  встречным!

             Радонежский подвижник хорошо  понимал, какое огромное значение для всей Руси имела его деятельность по обновлению монашеской жизни. Эту сокровенную духовную работy он мог выполнять с наибольшим успехом только в роли скромного троицкого игумена.               

             Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Одежды новой никогда не надевал, то, что «из  волос и шерсти  овечьей спрядено и соткано», носил. И тот, кто раньше не видел и не знал его, никогда не подумал бы, что это игумен  Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так и случилось однажды, когда пришедший в монастырь поселянин, не поверил,  что перед ним сам игумен. Тот ожидал увидеть пророка, а перед ним стоял невзрачный на вид простолюдин в нищенском рубище. Игумен же обратился к тому также просто: «О  ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того».   В самые тяжкие для общей нашей судьбы моменты в русском сердце слышался его участливый голос: «Не скорби, чадо». Примером свой жизни, высотой своего духа преподобный  Сергий  поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее.               



 
                5. ЗАГАДКА ЭВОЛЮЦИИ
               
               

                Преподобный Сергий Радонежский  признан величайшим подвижником земли русской.  Был основателем Троице-Сергиевой Лавры - духовного центра Православной России и причислен Русской православной церковью к лику Святых. Он свято верил в Возрождение России.  Как справедливо отмечал историк Василий Осипович Ключевский: «Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу».

                Преподобный Сергий Радонежский преставился к Богу (25 сентября) 3 октября 1392 года в Свято-Троицком монастыре, но по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины считается 8 октября. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Через пятьсот лет после смерти Сергия Радонежского В.О.Ключевский так определил его значение для русского народа: "При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение... и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные взгляды преподобного Сергия, положенные в живую душу народа".

       Всемирно известная ясновидящая Ванга, по свидетельству писателя В.М.Сидорова, встречавшегося с ней лично,  считала, что Сергий Радонежский одно из воплощений Того, Кто ведет эволюцию человечества Земли, а именно, является одним из воплощений Космического Учителя Мории (Майтрея).  В этой связи она пророчествовала: «Сейчас вы называетесь союз, а потом будете называться, как при святце Сергии, Русь. Вот эта Русь, старая и новая одновременно, потому что суждено ей пройти через горнило нового, огненного крещения, и должна стать господарем всего мира. Тот, кто был святым Сергием сейчас является самым большим святым. Он водитель всего человечества. О, как он помогает сейчас человечеству! Он превратился в свет, его тело из света». И этому невольно веришь.  Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, называют не итогом чего-то, а предвестием. Когда окаянство в России принялось одолевать, пришли Серафим Саровский, оптинские старцы, Иоанн Кронштадский и вновь указали переправы через потоки лжи и грязи на противоположный берег, где, став на твердую почву, русский человек сможет опять обрести себя в праведных трудах.               

               
            Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту. Митрополит Филарет писал об нём в «Житии Преподобного Сергия»: «О, если бы его увидеть, слыша. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо спокойное святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе – образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты, и не сравнимое ни с чем благоухание  России. Всё - возведенное к предельной легкости, чистоте". Россиян да не оставят  Великие Путеводители, когда обратятся  они к ним за просвещением. И образ великого русского заступника Сергия Радонежского всегда был и будет для нашего народа путеводной звездой. видится, что национальная идея именно в ВЕРЕ и ОСВОБОЖДЕНИИ ДУХОВНОМ от всевластия мирского, откуда и ложь и лицемерие и предательство.

                Прозревшие пойдут в места глухие.
                Их жажда Возрождения зовёт!
                Сам Радонежский будто бы впервые
                С молитвою навстречу им идёт.
 
        А слова преподобного Сергия Радонежского: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...» - и есть Духовное Завещание россиянам, православным христианам!


                18 июля 2014



______________________________

Картина(фото из интернета): Новоскольцев А. Н. «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем».