Броня и снаряд - Примечания

Игорь Абросимов
Рис. 12. Тяжелый танк КВ-2, вооруженный 152-мм гаубицей.


Игорь АБРОСИМОВ

        БРОНЯ И СНАРЯД: ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ПЕРВЫХ ЭТАПАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ



             Начало очерка -  http://www.proza.ru/2014/07/18/1578


Примечания

[I-1] Сплошной бронебойный снаряд не имеет внутри взрывчатого вещества. После пробития брони поражающий эффект обеспечивается осколками снаряда, разогретыми до высокой температуры, и осколками брони. Снаряд отличается низким заброневым воздействием.

[I-2] Каморный бронебойный снаряд имеет в задней части полость (камору) с разрывным зарядом, например, из тротила, и донный взрыватель. После пробития брони, снаряд взрывается, поражая экипаж и оборудование танка. Отличаясь существенно более высоким заброневым действием, он может иметь сниженную бронепробиваемость по причине уменьшения прочности и массы снаряда ввиду наличия каморы.

[I-3] Подкалиберный бронебойный снаряд состоит из двух частей - бронебойного сердечника и поддона, выполненного из мягкой стали по калибру пушки. Задачей поддона является разгон снаряда в канале ствола. При попадании снаряда в цель, поддон сминается, а тяжелый и твердый остроголовый сердечник из вольфрамового или металлокерамического сплава пробивает броню. Снаряд обеспечивает поражение цели обломками сердечника и осколками брони, разогретыми до высоких температур. Подкалиберные снаряды обладают значительно меньшей массой, разгоняются лучше, что, наряду с твердым сердечником, определяет высокую бронепробиваемость. Из-за сравнительно небольшой массы скорость снаряда с расстоянием быстро теряется, отчего бронепробиваемость падает.

[I-4] По штатной структуре накануне войны в 1941 г. стрелковая дивизия Красной Армии состояла из трех стрелковых полков (в каждом - три стрелковых батальона, пушечная батарея, противотанковая батарея, минометная батарея, саперная рота, рота ПВО, рота связи, взвод пешей разведки, взвод конной разведки, химический взвод ранцевых огнеметов, санитарная рота), легкого артиллерийского полка, гаубичного артиллерийского полка, противотанкового артиллерийского дивизиона, зенитного артиллерийского дивизиона, разведывательного батальона, саперного батальона, батальона связи, автотранспортного батальона, химической роты, медсанбата, подразделений боевого и тылового обеспечения. На вооружении дивизии состояло 10 299 винтовок, карабинов и самозарядных винтовок, 1204 пистолет-пулеметов, 392 ручных пулеметов, 166 станковых пулеметов, 24 зенитных счетверенных станковых пулеметов, 9 зенитных 12,7-мм пулеметов, 54 противотанковые 45-мм пушки, 18 полковых 76-мм пушек и 16 дивизионных 76-мм пушек, 32 легкие 122-мм гаубицы, 12 тяжелых 152-мм гаубиц, 84 ротных 50-мм минометов, 54 батальонных 82-мм минометов, 12 полковых 120-мм минометов, 30 огнеметов, 8 - 37мм и 4 - 76-мм зенитных орудий, 16 малых танков Т-40 (Т-37, Т-38), 13 бронеавтомобилей, 153 радиостанции, 451 грузовая автомашина, 88 специальных автомашин, 99 тягачей и тракторов, более 3000 лошадей. Численность личного состава 14483 чел., в т.ч. 1196 комначсостава.

[II-1] Механизированный корпус Красной Армии включал две танковые дивизии (в каждой - два танковых полка и один мотострелковый полк, гаубичный артиллерийский полк, зенитный артиллерийский дивизион, разведывательный батальон, понтонно-мостовой батальон, батальон связи, автотранспортный батальон, медсанбат, а также подразделения тылового обслуживания), моторизованную дивизию (два мотострелковых полка, один танковый полк, гаубичный артиллерийский полк, противотанковый и зенитный артиллерийские дивизионы, разведывательный батальон, инженерный батальон, батальон связи, автотранспортный батальон, медсанбат а также подразделения тылового обслуживания), мотоциклетный полк, корпусные батальон связи и инженерный батальон, авиаэскадрилья. На вооружении соединений корпуса состояли по штатам 1031 танк, в т.ч. 126 КВ, 420 Т-34, 316 БТ-7 (БТ-7М, БТ-5), 152 Т-26 (из них 108 огнеметных танков ОТ-133 на его базе), 17 малых (пулеметных) танков  Т-40 (Т-37, Т-38), 268 бронеавтомобилей БА-10 и БА-20. Артиллерийское вооружение включало 36 тяжелых 152-мм гаубиц, 40 легких 122-мм гаубиц, 8 дивизионных и 16 полковых 76-мм пушек, 36 45-мм противотанковых пушек, 4 76-мм зенитные пушки, 32 37-мм зенитных автомата, 48 82-мм минометов, 138 50-мм минометов. Для перевозки мотострелков, артиллерийской тяги, транспортировки вооружения и грузов предназначалось 5165 автомобилей и 352 трактора. По штатам в корпусе полагалось иметь 36 548 чел. личного состава.

[II-2] Пехотная дивизия Вермахта состояла в 1941 г. из трех пехотных полков (в каждом — три пехотных батальона, рота пехотных орудий, противотанковая рота, саперный взвод), артиллерийского полка (два легких и один тяжелый гаубичный дивизионы), истребительно-противотанкового дивизиона, разведывательного батальона, саперного батальона, батальона связи, служб и подразделений тылового обеспечения. На вооружении дивизии состояло 11500 винтовок и карабинов, 767 пистолет-пулеметов, 434 ручных пулеметов, 142 станковых пулемета, 81 противотанковое ружье, 51 противотанковая 37-мм и 24 50-мм пушек, 20 легких 75-мм и 6 тяжелых 150-мм пехотных орудий, 36 легких 105-мм и 12 тяжелых 150-мм гаубиц, 54 - 82-мм минометов, 18 - 20-мм зенитных автоматов, 16 бронемашин, 930 автомашин, 530 мотоциклов, 62 трактора и тягача, 5375 лошадей. Численность личного состава 16859 чел.

[II-3] Танковая дивизия Вермахта формировалась по различным штатам и состояла из танкового полка (штабная рота, два танковых батальона), двух моторизованных полков (в каждом - три батальона мотопехоты, рота пехотных орудий, противотанковая рота, саперный взвод), артиллерийского полка (два легких и один тяжелый гаубичный дивизионы), истребительно-противотанкового дивизиона, разведывательного батальона, мотоциклетного батальона, саперного батальона, батальона связи, служб и подразделений тылового обеспечения. На вооружении танковой дивизии состояло 162 танка (49 - Pz.II, 77 – Pz.III; 30 – Pz.IV, 6 – Pz.Bef), 37 - 37-мм и 9 - 50-мм противотанковых пушек, 22 легких 75-мм и 4 тяжелых 150-мм пехотных орудий, 24 легких 105-мм и 12 тяжелых 150-мм гаубиц (ряд танковых дивизий имели по 8 150-мм гаубиц и 4 105-мм тяжелые пушки), 36 - 82-мм минометов, 18 - 20-мм зенитных автоматов. Численность личного состава различного штатного состава — от 13, 7 до 16,9 чел.

[II-4] Моторизованные зенитные дивизионы РГК включали две батареи 88-мм зенитных пушек (по четыре Flak18/36/38) и роту 20-мм зенитных автоматов (12 - 18 Flak18/36). На вооружении отдельных моторизованных пушечных дивизионов РВК состояло по 12 тяжелых 105-мм пушек К18.

[II-5] Для повышения мобильности с 1940 г. около 400 Pak36(t) установили на легкобронированные гусеничные лафеты, выполненные на шасси легкого танка Pz.I и легкого французского танка R35. Противотанковые САУ обозначались соответственно Panzerjager I и Panzerjager 35R(f), ими вооружались, в частности, противотанковые дивизионы РГК, по 21 самоходной установке в каждом из восьми дивизионов, сформированных к лету 1941 г.

[II-6] В 1939-1940 гг. в Польше и во Франции Вермахтом было захвачено несколько тысяч французских 75-мм полевых пушек обр. 1897 г., на базе которой было создано противотанковое орудие  Недостатком артсистемы стал поршневой затвор, оставшийся от французской пушки, что не давало возможности снабдить его автоматикой и снижало скорострельность до 10 - 12 выстр./мин. Для пушки специально разработали и запустили в производство бронебойный и кумулятивный унитарные выстрелы, а также использовали французскую осколочную гранату. Всего в 1942-1943 гг. изготовлено более 3,7 тыс. пушек.

II-7] Кумулятивный («прожигающий» по терминологии того времени) снаряд предназначен для стрельбы по бронетехнике. Броня пробивается узконаправленной кумулятивной высокоскоростной струей продуктов взрыва, создаваемой зарядом специальной формы. Направленное действие взрыва обеспечивает высокую пробивную силу кумулятивной струи. Ввиду особенностей конструкции, калибр кумулятивных снарядов - 75 мм и выше. В СССР до войны разработка подобных боеприпасов не велась. Повышение бронепробиваемости стремились достичь увеличением калибра пушки и начальной скорости бронебойного снаряда.

[II-8] В начале войны противнику удалось захватить сотни советских дивизионных орудий. Для использования трофеев в качестве полноценных противотанковых артсистем была проведена их глубокая модернизация. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки расположили совместно с прицелом по одну строну от ствола. Казенник расточили под гильзу специально разработанного  унитарного выстрела длиной 716 мм  вместо советской гильзы в 385 мм. Это позволило существенно увеличить массу метательного заряда, что наряду с лучшим качеством пороха и конструкцией бронебойного снаряда значительно повысило мощность и действенность выстрела. Возросшая сила отдачи компенсировалась установкой дульного тормоза. Более мощная Ф-22 обр.1936 г., получившая обозначение Pak 36(r), поступила в войска в 1942 г. Менее мощная, с более коротким стволом УСВ обр.1939 г. обозначалась как Pak 39(r). Основное количество более тяжелых,  габаритных и, соответственно, мощных Pak 36(r) было установлено на легкобронированные самоходные гусеничные лафеты (САУ «Мардер»), что позволило обеспечить необходимую подвижность противотанкового средства. Пушка Pak 39(r) использовалась на полевом лафете. Всего Вермахт получил в 1942-1943 гг. около 1,5 тыс. советских «дивизионок», конверсированных в противотанковые пушки.

[III-1] В Красной Армии предусматривалось деление всего вооружения по техническому состоянию на четыре категории:
1-я категория - новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее требованиям технических условий и годное к использованию по прямому назначению;
2-я категория - находящееся в эксплуатации, исправное и годное к использованию по прямому назначению, а также вооружение, требующее войскового ремонта (текущий ремонт);
3-я категория - требующее ремонта в окружных мастерских (средний ремонт);
4-я категория - требующее ремонта в центральных мастерских и на заводах (капитальный ремонт).
Все бронетанковое вооружение 1-й и 2-й категорий считалось боеспособным. Однако, ввиду хронической недопоставки запасных частей и агрегатов, а также слабости технических служб войсковой ремонт бронетехники, относящейся ко 2-й категории, не проводился в необходимом объеме и своевременно. Даже некоторые новые танки, относящиеся к 1-й категории, но поступившие в войска с рядом заводских дефектов, выявленных на месте, нуждались в ремонте или доработках. Кроме того выработка ресурса многих машин снижала их надежность до недопустимого уровня и приводила к их выходу из строя в ходе выполнения поставленных задач до ввода в бой.

[III-2] Невосполнимые потери артиллерийского вооружения сделали необходимым в срочном порядке разработать и наладить производство 14,5-мм противотанковых ружей ПТРД (однозарядные) и ПТРС (самозарядные, с 5-ти патронным магазином), а также боеприпасов к ним. Первые ПТРД появились в войсках Западного фронта уже в конце октября 1941 г., 6 декабря в штатный состав стрелковой дивизии была введена рота ПРТ (27 ружей). При попаданиях с близких расстояний (50 - 100 м) в уязвимые места борта, башни и кормы, в ведущее колесо, пушку, смотровые приборы танк возможно было поразить. Однако, заброневое действие пуль было слишком мало и в общем случае машина выводилась из строя только при массированном обстреле и многократных удачных попаданиях. В реальных условиях, когда позиции ПТР, ведущих огонь с предельно близких дистанций, демаскировались облаками пыли и снега, образующимися при стрельбе из-за наличия дульного тормоза, бронебойщики расстреливались пулеметным огнем пехоты, которая сопровождала атакующие танки. Паспортную бронепробиваемость ПТР в 35 - 40 мм на расстоянии 100 м, которая определялась при отстреле в условиях полигона, реализовать в бою удавалось не столь уж часто. Но истребитель танков, который вступал в единоборство с бронетехникой с фугасной ручной гранатой или бутылкой зажигательной смеси имел шанс на успех куда меньший, чем бронебойщик. Настоящего эффекта в противотанковой борьбе могла добиться только артиллерия.

[IV-1] Состав и численность Красной Армии на Западном ТВД в начале военнных действий характеризуются следующими данными:
-  Северный фронт (на базе Ленинградского военного оеруга) — 333,4 тыс. чел., 15 стрелковых дивизий, 4 танковые и 2 моторизованные дивизии, 1 стрелковая бригада, 7,8 тыс. орудий и минометов, 1,5 тыс. танков, 1,6 тыс. самолетов;
-  Северо-Западный фронт (на базе Прибалтийского Особого военного округа) — 341,2 тыс. чел., 19 стрелковых дивизий, 4 танковые и 2 моторизованные дивизии, 1 стрелковая и 3 воздушно-десантные бригады, 6,8 тыс. орудий и минометов, 1,3 тыс. танков, 1,3 тыс. самолетов;
-  Западный фронт (на базе Западного Особого военного округа) - 590,6 тыс. чел., 24 стрелковые и 2 кавалерийские дивизии, 12 танковых и 6 моторизованных дивизий, 3 воздушно-десантные бригады, 13 тыс. орудий и минометов, 2,3 тыс. танков, 2.1 тыс. самолетов;
-  Юго-Западный фронт (на базе Киевского Особого военного округа) — 797,7 тыс. чел., 32 стрелковые и 2 кавалерийские дивизии, 16 танковых и 8 моторизованных дивизий, 3 воздушно-десантные бригады, 13,6 тыс. орудий и минометов, 4,8 тыс. танков, 2.3 тыс. самолетов;
-  9-я отдельная армия (на базе Одесского военного округа) - 297,2 тыс. чел., 7 стрелковых и 2 кавалерийские дивизии, 4 танковые и 2 моторизованные дивизии, 5,6 тыс. орудий и минометов, 0,7 тыс. танков, 1.2 тыс. самолетов.

Итого - 168,5 расчетных дивизий, 2,9 млн. чел. личного состава, 46,8 тыс. орудий и минометов (из них 6,3 тыс. противотанковых орудий и 14,4 тыс. полевых орудий калибром 76 мм и выше), 10,6 тыс. танков, 8,5 тыс. самолетов (из них 3,3 тыс. бомбаровщиков, 4,8 тыс. истебителей, 0,4 тыс. разведчиков).

На стороне противника участие в операции «Барбаросса» приняли 181 пехотная, танковая и моторизованная дивизия, 18 бригад - 190 расчетных дивизий Германии и ее союзников (в т.ч. 129 дивизий Вермахта и войск СС, среди которых 17 танковых и 9,5 моторизованных), 5,5 млн. чел. личного состава, 50 тыс. орудий и минометов (из них 11,9 тыс. противотанковых орудий и 14,3 тыс. полевых орудий калибром 76 мм и выше), 3,7 тыс. танков и штурмовых орудий (без легкобронированных САУ), 5 тыс. самолетов (из них 2,6 тыс. бомбаровщиков, 1,6 тыс. истебителей, 0,8 тыс. разведчиков.

[IV-2] В состав КОВО - Юго-Западного фронта входили:
-  5-я армия:
15-й стрелковый корпус (45-я, 62-я стрелковые дивизии);
27-й стрелковый корпус (87-я, 124-я, 135-я стрелковые дивизии);
22-й механизированный корпус (19-я, 41-я танковые дивизии, 215-я моторизованная дивизия, 23-й мотоциклетный полк);
9-й механизированный корпус (20-я, 35-я танковые дивизии, 131-я моторизованная дивизия, 32 мотоциклетный полк);
1-я артиллерийская бригада ПТО, 21-й, 231-й, 264-й, 460-й корпусные артиллерийские полки; 23-й, 243-й отделные зенитные артиллерийские дивизионы.

-  6 армия:
6-й стрелковый корпус (41-я, 97-я, 159-я стрелковые дивизии);
37-й стрелковый корпус (80-я, 139-я, 141-я стрелковые дивизии),
5-й кавалерийский корпус (3-я, 14-я кавалерийские дивизии);
3-я артиллерийская бригада ПТО, 209-й, 229-й, 441-й, 445-й корпусные артиллерийские полки, 135-й пушечный артиллерийский полк РГК, 17-й, 307-й отдельные зенитные артиллерийские дивизионы;
4-й механизированный корпус (8-я, 32-я танковые дивизии, 81-я моторизованная дивизия, 3-й мотоциклетный полк);
15-й механизированный корпус (10-я, 37-я танковые дивизии, 212-я моторизованная дивизия, 25-й мотоциклетный полк).

-  12 армия:
13-й стрелковый корпус (44-я, 58-я стрелковые дивизии, 192-я горно-стрелковая дивизия);
17-й стрелковый корпус (60-я, 96-я горно-стрелковые дивизии, 164-я стрелковая дивизия),
4-я артиллерийская бригада ПТО, 269-й, 274-й, 283-й, 468-й корпусные артиллерийские полки, 20-й, 30-й отделные зенитные артиллерийские дивизионы;
16-й механизированный корпус (15-я, 39-я танковые дивизии, 240-я моторизованная дивизия, 19-й мотоциклетный полк).

-  26 армия:
8-й стрелковый корпус (99-я, 173-я стрелковые дивизии, 72-я горно-стрелковая дивизия);
2-я артиллерийская бригада ПТО, 233-й, 236-й корпусные артиллерийские полки, 28-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион;
8-й механизированный корпус (12-я, 34-я танковые дивизии, 7-я моторизованная дивизия, 2-й мотоциклетный полк).

Соединения и части фронтового подчинения:
31-й стрелковый корпус (193-я, 195-я, 200-я стрелковые дивизии), 36-й стрелковый корпус (140-я, 146-я, 228-я стрелковые дивизии), 49-й стрелковый корпус (190-я, 197-я, 199-я стрелковые дивизии), 55-й стрелковый корпус (130-я, 169-я, 189-я стрелковые дивизии), 1 воздушно-десантный корпус (1-я, 204-я, 211-я воздушно-десантные бригады);
5-я артиллерийская  бригада ПТО, 205-й, 207-й, 368-й, 457-й, 458-й, 507-й, 543-й, 646-й корпусные артиллерийские полки, 305-й, 355-й пушечные артиллерийские полки РГК, 4-й, 168-й, 324-й, 330-й, 526-й гаубичные артиллерийские полки б/м и 331-й, 376-й, 529-й, 538-й, 589-й гаубичные артиллерийские полки РГК, 34-й, 245-й, 315-й, 316-й отдельные артиллерийские дивизионы о/м РГК, 263-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион;
19-й механизированный корпус (40-я, 43-я танковые дивизии, 213-я моторизованная дивизия, 21-й мотоциклетный полк),
24 механизированный корпус (45-я, 49-я танковые дивизии, 216-я моторизованная дивизия, 17-й мотоциклетный полк),
1-й отдельный  дивизион бронепоездов.

В подчинении командования армий и КОВО находилось также 14 укрепленных районов (УРов) и 7 инженерных и понтонно-мостовых полков.

Соединения и части ВВС:
44-я, 64-я истребительные авиационные дивизии, 19-я, 62-я бомбардировочные авиационные дивизии, 14-я, 15-я, 16-я, 17-я, 63-я смешанные авиационные дивизии, 36 истребительная авиационная дивизия ПВО, 315-й, 316-й разведывательные авиационные полки.


[IV-3] Состояние 41-й танковой дивизии, которая была укомплектована гораздо лучше всех других танковых соединений 5-й армии, характерно своими недостатками для механизированных войск Красной Армии. Части 41-й танковой дивизии при штатной численности 375 танков (КВ-1 - 63, Т-34 - 210, БТ-7/БТ-5 - 26, Т-26 - 76, из них 54 огнеметных) и 10942 чел. личного состава насчитывали 415 боевых машин и 8628 чел. Однако, почти все танки - 383 ед. были легкие Т-26, из них 41 огнеметный танк. Кроме того дивизия усиливалась 31 тяжелым танком КВ-2. Некомплект личного состава образовался за счет комначсоства (551 вместо положенных 1288 чел.) и младшего комсостава (1037 вместо 2331 чел.). Подвижность соединения резко уменьшалась из-за нехватки автомашин — 682 вместо 1360 по штатам, а также тракторов — 15 вместо 84. Гаубичный полк дивизии насчитывал только 4 тяжелые 152-мм гаубицы вместо 12, что уменьшало и так невысокую огневую мощь дивизионной артиллерии. Укомплектованность 41-й танковой дивизии была существенно выше 19-й танковой дивизии того же 22-го механизированного корпуса, в которой числилось 163 танка (Т-26 - 129, из них 7 огнеметных и БТ-7/БТ-5 — 34), автомашин — 295. Тракторов, в связи с полной укомплектованностью гаубичного полка 152-мм гаубицами, - несколько больше - 52 ед.


[VI-1] В отчете о боевых действиях 8-го механизированного корпуса зафиксировано, что с 22 июня части корпуса в течение 4-х суток находились в безостановочном движении, производя почти 500-км марш вне всяких норм форсированных маршей, предусмотренных уставами АБТВ КА. Части корпуса еще не успевали сосредоточиться в указанных приказами районах, как их на ходу поворачивали в совершенно противоположные стороны. Корпус, как правило, двигался по 1 - 2 дорогам, забитыми беспорядочно отступающими войсками и эвакуируемыми. Водительский состав колесных и особенно гусеничных машин в течение 4-х суток совершенно не отдыхал, что привело к изматыванию их сил, явилось одной из причин поломок и аварий машин. Отмечается, что водители гусеничных машин в своем большинстве не имели стажа вождения, в частности, танками КВ и Т-34, управляли ими по 2 - 4 часа, что при переутомлении увеличивало число маршевых происшествий с этими машинами. Из-за отсутствия запасных частей восстановить выходившую на марше из строя матчасть возможности не было и она оставалась на дорогах, позднее уничтожалась либо попадала в руки врага.

[VI-2] 150-мм тяжелая полевая гаубица sFH18, как правило, не включалась в систему противотанковой обороны. Дивизионная гаубичная артиллерия располагались на закрытых позициях и прямой наводкой не стреляла, участвуя в отражении танковых атак заградительным огнем. В ряде случаев, особенно при наличии моторизованной тяги, тяжелые гаубицы могли быть выдвинуты для противодействия танковым атакам на прямую наводку. Кроме того огонь по атакующим танкам велся при выходе последних к артиллерийским позициям. В боекомплекте 150-мм гаубицы, наряду с осколочно-фугасной гранатой массой 43,6 кг, имелся кумулятивный снаряд, бронепробиваемость которого составляла 150 - 200 мм. Аналогичное боевое применение находила более подвижная легкая полевая гаубица leFH18, в боекомплект которой входил бронебойный снаряд бронепробиваемостью до 50 мм при дальности стрельбы 1500 м и кумулятивный снаряд, обладающий в этом отношении существенно большим возможностями. В составе дивизионного артполка пехотной дивизии состояло 12 тяжелых и 36 легких гаубиц, танковой — соответственно 12 и 24.

[VI-3] Тяжелое 150-мм пехотное орудие sIG33 при массе в боевом положении до 1,7 т, раздельном заряжании и скорострельности 2 - 3 выстр./мин. было мало приспособлено для борьбы с бронетехникой. Но орудие, которое стояло на вооружении полковой артиллерии (по 2 орудия в пехотном и мотопехотном полках) и использовалось в боевых порядках для непосредственной поддержки пехоты, в т.ч. для стрельбы на близких расстояниях прямой наводкой, было способно поражать тяжелую бронетехнику. Тем более, наряду с 38-кг осколочно-фугасной гранатой, удачное попадание которой выводило из строя даже тяжелую и среднюю боевую машину, в боекомплекте орудия имелся кумулятивный снаряд. Максимальная бронепробиваемость последнего (на расстоянии 400 м) - 160 мм, дальность стрельбы - до 1200 м.

[VI-4] Завышение численности танков, участвовавших в сражении, примерно на 1000 ед. связано, вероятно, со следующим  обстоятельством. Суммировалось количество боевых машин 19-го, 9-го, 8-го и 15-го механизированных корпусов, которые состояли в этих соединениях на начало военных действий. Поправка была сделана на потери, которые понес в боях до 26 июня 15-й механизированный корпус с приданной ему 8-й танковой дивизией. При этом не учтено, что количество бронетехники, которая оставалась в строю, значительно уменьшилось в результате потерь танков, оставленных на дорогах в ходе маршей. Встречаются подсчеты количества бронетехники, когда в числе участвовавших во фронтовом контрударе 26 - 29 июня фигурируют даже танки 22-го и 4-го механизированных корпусов, что доводит общее количество бронетехники до 3700 ед.

[VII-1] КВ-1С - «скоростная» модификация тяжелого танка КВ-1. Машину облегчили с 47,5 до 42,5 т, за счет уменьшения габаритов, а также бронирования некоторых участков корпуса и башни. Скорость на шоссе возросла до 42 км/час, танк стал более подвижен.

[VII-2] Одним из свидетельств низкой подвижности дивизионных пушек - предшественниц ЗИС-3, в боевых условиях и вытекающих отсюда трудностях при их использовании в качестве противотанковой может служить следующее донесение командира 93-й отдельной танковой бригады майора С.К.Доропея от 19 апреля 1943 г.: «Доношу, что 93 танковая бригада имеет противотанковую батарею из 4 пушек 76 мм образца 1902/30 года системы «УСВ» [Так в донесении — И.А.]. Имеющаяся батарея требует специальные перевозочные средства: трактора или трехостные машины ЗИС-5, которых не имеется в бригаде. Имеющиеся в бригаде машины для перевозки не тянут орудия, что является тормозом в действии... Прошу заменить пушки «УСВ» на ЗИС-3, которые и положены по штату.»

[VII-3] Три из пяти дивизионов истребителей танков РГК были вооружены 36 противотанковыми 37-мм Pak35/36 каждый, а два, наряду с 36 и 9 Pak35/36, имели соответственно 6 и 18 50-мм Pak38. Столь слабое вооружение дивизионов РГК вызвано поступлением основной массы Pak38 и Pak340 на укомплектование пехотных и танковых дивизий. Семь танкоистребительных дивизионов САУ вооружались, как правило, 12 76-мм САУ «Мардер» и 9 47-мм САУ Panzerjager I. 

[VII-4] Танковый корпус согласно мартовским - апрельским штатам 1942 г. состоял из управления, трех танковых бригад (в каждой бригаде рота управления, два танковых батальона - 10 КВ, 20 Т-34, 20 Т-60 или Т-70, мотострелково-пулеметный батальон - 6 82-мм минометов, противотанковая батарея - 4 дивизионные 76-мм пушки, зенитная батарея - 4 37-мм зенитных автомата, рота технического обеспечения), мотострелковой бригады (три мотострелковых батальона, минометный батальон - 30 82-мм минометов, 4 120-мм миномета, артиллерийский дивизион - 12 дивизионных 76-мм пушек, противотанковый дивизион - 12 противотанковых 45-мм пушек, зенитный артиллерийский дивизион - 12 37-мм зенитных автомата, разведывательная рота, минно-инженерная рота). Всего в танковом корпусе по штатам - 150 танков (30 КВ, 60 Т-34, 60 Т-60 или Т-70 – танковые бригады формировались по различным штатам, состав и количество танков могли отличаться), 24 76-мм дивизионные пушки, 12 45-мм противотанковых пушек, 24 37-мм зенитных автомата, 48 82-мм минометов, 4 120-мм миномета. Численность личного состава - около 7,3 тыс. чел. В 1942 г. в состав танковых корпусов вводились гв. минометный дивизион «катюш», инженерно-минная рота, авторота подвоза ГСМ, подвижная ремонтная база. В танковых и мотострелковой бригадах в феврале 1943 г. зенитный артиллерийский дивизион заменен зенитно-пулеметной ротой. Ряд корпусов получили бронеавтомобильный разведывательный батальон - 22 бронеавтомобиля БА-64 и БА-10, 7 танков Т-60 или Т-70. 

[VII-5] Механизированный корпус согласно штатам состоял из управления, трех механизированных бригад (в каждой бригаде танковый полк - 23 Т-34, 16 - Т-60, три мотострелковых батальона, минометный батальон - 30 82-мм минометов, 4 120-мм миномета, артиллерийский дивизион - 12 дивизионных 76-мм пушек, зенитный артиллерийский дивизион - 12 37-мм зенитных автомата, разведывательная рота), две танковые бригады (32 Т-34, 21 Т-60) или два отдельных танковых полка (состав полка соответствует полку механизированной бригады), саперный батальон, ремонтно-восстановительный батальон. Всего в механизированном корпусе по штатам - 223 танка (133 Т-34, 90 Т-60 или Т-70 - танковые бригады и полки формировались по различным штатам, состав и количество танков могли отличаться), 36 76-мм дивизионных пушек, 36 37-мм зенитных автомата, 90 82-мм минометов, 12 120-мм минометов. Численность личного состава - около 14,3 тыс. чел. В состав механизированного корпуса в 1942 г. введены саперный батальон, инженерно-минная рота, авторота подвоза ГСМ. В механизированных и танковых бригадах в феврале 1943 г. зенитный артиллерийский дивизион заменен зенитно-пулеметной ротой, в механизированных бригадах введена инженерно-минная рота, весь автотранспорт для перевозки личного состава мотострелковых батальонов сведен в автороту.

[VII-6]  Пехотный танк MkII «Матильда», английский танк, поствляемый по ленд-лизу, был хорошо защищен броней толщиной от 75 до 40 мм, но обладал крайне низкой подвижностью (скорость по пересеченной местности 15 кмчас) и невысокой огневой мощью (40-мм пушка), что снижало его боевую ценность.)

[VII-7] Штатный состав отдельных танковых полков, которые формировались на базе отдельных танковых бригад и батальонов, соответствовал полкам механизированных бригад (три роты, всего 39 танков, в т.ч. 23 Т-34, 16 Т-60 или Т-70, численность личного состава 339 чел.) С октября 1942 г. начали формироваться отдельные тяжелые танковые полки прорыва  (4 роты, всего 21 танк КВ-1 или MkIV «Черчилль», численность личного состава 214 чел.) Как правило, тяжелые танковые полки прорыва сразу при формировании получали гвардейское звание. До конца года было закончено формирование и включено в состав действующей армии до 14 тяжелых танковых полков.

[VII-8] Средний танк М-3с «Грант» и легкий М3л «Стюарт» - американские танки, поставляемые по ленд-лизу. М-3с, несмотря на достаточное для среднего танка бронирование в 50 - 38 мм и вооружение (две пушки калибром 75-мм и 37-мм), не мог представлять большой боевой ценности в первую очередь из-за больших габаритов и низкой подвижности. Многобашенная машина с экипажем в 6 чел. высотой более 3,1 м была слишком уязвима. Легкий танк М-3л при бронезащите в 38 - 25 мм был вооружен 37-мм пушкой. В своем классе это была вполне совершенная машина, обладающая хорошими ходовыми качествами, хотя, как и все легкие танки, могла применяться с большими ограничениями.

[VII-9] В начале Сталинградской наступательной оперции в ноябре 1942 г. в составе бронетанковых частей и соединений ударных группировок Юго-Западного фронта - 5 танковая армия (1-й и 26-й танковые корпуса, 8 гв. танковая бригада, два отдельных танковых батальона), 4-й танковый корпус, три отдельных танковых полка, Сталинградского фронта - 4-й механизированный и 13-й танковые корпуса, 13-я, 5-я, 84-я, 90-я, 235-я, 236-я, 254-я, 6-я гв. отдельные танковые бригады, три отдельных танковых батальона, Донского фронта - 16-й танковый корпус, 9-я, 10-я, 58-я и 121-я отдельные танковые бригады, насчитывалось в общей сложности 979 танков. При укомплектовании всех перечисленных формирований боеготовными танками в соответствии со штатами в них должно было состоять по крайней мере 1,8 тыс. машин. Разница в численности образовалась в основном за счет отдельных танковых бригад, полков и батальонов армейского подчинения, а также наличия в частях неисправных машин.

[IХ-1] В окружении под Харьковом в мае 1942 г. оказались 14-я гв., 99-я, 150-я, 317-я и 351-я стрелковые дивизии 57-й армии генерал-лейтенанта К.П.Подласа, 41-я, 47-я, 103-я, 248-я, 253-я, 266-я, 337-я и 411-я стрелковые дивизии 6-й армии генерал-лейтенанта А.М.Городнянского, 270-я и 293-я стрелковые дивизии переформированной армейской группы генерал-майора Л.В.Бобкина, 2-й и 6-й кавалерийские корпуса, 21-й и 23-й танковые корпуса, пять отдельных танковых бригад, артиллерийские, инженерные части и различные вспомогательные подразделения.

[IХ-2] Упоминая командиров высокого ранга, числившихся в безвозвратных потерях, следует назвать пленных командиров 41-й стрелковой дивизии полковника В.Г.Баерского и 266-й стрелковой дивизии полковника А.И.Таванцева, которые перешли на сторону врага, примкнув в РОА генерала Власова. Первый, известный после сдачи в плен как В.И.Боярский, в 1945 г. был схвачен чехословацкими партизанами и ими казнен, судьба Таванцева, сдавшегося американцам, неизвестна.

[IХ-3] Было бы неправильно снимать всякую ответственность за случившееся с командующего Юго-Западным направлением С.К.Тимошенко, члена Военного совета Н.С.Хрущева, начальника штаба И.Х.Баграмяна. Ошибки, конечно, были, но не они послужили причиной катастрофы. Особую ответственность за случившееся Сталин возложил на И.Х.Баграмяна, которому поставили в вину утерю управления и связи с войсками в самый критический момент операции. Однако, указанные пороки были для войск и штабов Красной Армии характерны в тот период и связаны они были отнюдь не с личными качествами Ивана Христофоровича как военного руководителя. 26 июня 1942 г., благодаря заступничеству Г.Е.Жукова, Баграмян, избежав более серьезного наказания, был назначен начальником штаба 28-й армии. Показательно, что никто из руководителей, причастных к катастрофе под Харьковом, кроме Баграмяна, в том числе Тимошенко, наказан не был. Сталин, видимо, понял, что в сложившейся обстановке на поражение советских войск повлияли не отдельные ошибки командования, а объективные и постоянно действующие факторы, определившие результат операции.

[Х-1] Многократно отмечалось, что страна, которая не смогла за годы индустриализации выйти на уровень передовых промышленных стран, народное хозяйство которой оказалось к тому же в тяжелейшем положении в первые же месяцы войны, когда враг захватил или парализовал важнейшие индустриальные центры, не могла обладать потенциалом для создания, причем в значительных объемах, вооружения и техники необходимого качественного уровня. Для иллюстрации тех трудностей, которые приходилось преодолевать, обеспечивая вооруженные силы, народное хозяйство и население самым необходимым, в какой степени недоставало при этом всего, начиная с оборудования и инструмента, материалов, полуфабрикатов и комплектующих и кончая «мелочами», о них сегодня даже не вспоминается, может послужить следующий пример.

В первые месяцы войны основные мощности по производству спичек, сосредоточенные в западных районах страны, были потеряны.   Наряду с расширением производства на оставшихся фабриках, были срочно построены и уже в 1942 г. начали работать новые фабрики в Бийске, Барнауле, Баку и Мцхете, а также организовано 170 кустарных спичечных производств. Новая Московская экспериментальная фабрика наладила выпуск спичечной продукции для нужд армии - спичек подрывника, малых и больших сигнальных спичек, которые горели красным, зеленым или белым пламенем, запалов для противотанковых мин, ручных дымовых гранат, противотанковых бутылок с горючей смесью и др специальной продукции. Проблемой, на решение которой необходимо было направлять немалые материальные и трудовые ресурсы, были даже спички!

[Х-2]. Отдельный дивизион штурмовых орудий РГК Вермахта в соответствии со штатами включал в свой состав в 1943 г. три батареи по 10 орудий в каждой и орудие командира дивизиона, всего 31 орудие в дивизионе. В 1944 г. в ряде дивизионов количество орудий в каждой батарее увеличили до 14, с учетом 3 орудий штаба общее количество боевых машин составило в этих дивизионах 45 ед. Тогда же началось переформирование дивизионов в бригады без изменения структуры и численности штурмовых орудий. Перед началом летнего наступления 1943 г. на Восточном фронте находилось 26 дивизионов штурмовых орудий, в которых состояло 837 боеготовных машин, еще 184 машины числились в ремонте. 

[Х-3] 85-мм пушкой Д-5С был также вооружен танк КВ-85, также впервые вступивший в бои в сентябре 1943 г. Танки входили в состав отдельных гв. тяжелых танковых полков прорыва (21 танк). Однако, КВ-85, как и подобный ему ИС-1, стал переходной моделью и был подан в войска в небольших количествах. Всего до конца 1943 г. ЧКЗ выпустил до 200 машин. В январе 1944 г. производство этих танков было прекращено, на ЧКЗ начался выпуск новых танков ИС-2, более совершенных в части бронезащиты и вооружения.

[Х-4] Применение САУ СУ-100 было ограниченным, что объясняется их поступлением в войска всего за несколько месяцев до окончания военных действий. СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 и 100-мм танковой пушки Д-10С на Уралмашзаводе совместно с артиллерийским заводом №9 (Свердловск). Первые самоходно-артиллерийские полки, вооруженные этой системой, реально участвовали в боях с января 1945 г. Массовое применение СУ-100 состоялось в марте 1945 г. во время Балатонской оборонительной операции, когда три бригады и несколько отдельных самоходно-артиллерийских полков (всего более 150 СУ-100) отражали танковые атаки противника.

Примерно тогда же началось боевое использование полевой 100-мм пушки БС-3 обр.1944 г., которая была спроектирована в ЦАКБ под рук. В.Е.Грабина и выпускалась ленинградскими заводами «Большевик» и «Арсенал». Была обеспечена полная идентичность номенклатуры применяемых унитарных снарядов для БС-3 и Д-10С. Пушкой БС-3 вооружался один из полков легких артиллерийских бригад танковых армий, а также некоторые корпусные артиллерийские полки.
100-мм пушка являлась наиболее мощной советской противотанковой артсистемой, которая могла при удачном попадании поразить любой вид вражеской бронетехники. Но по точности поражения целей она уступала танковым пушкам «Пантеры», и «Тигра», истребителям танков «Ягпантер», бурсируемым 88-мм противотанковым орудиям Pak43 и самоходам «Насхорн» на их основе, ввиду совершенной баллистики и прицелов последних. По данным параметрам не удавалось заметно превзойти даже длинноствольные 75-мм штурмовые орудия StuG, самоходные и буксируемые противотанковые пушки Рak40. Немаловажно, что буксируемая БС-3 как противотанковое орудие являлось слишком тяжелым - в 3 раза тяжелее ЗИС-3 и ЗИС-2, в 2,6 - Pak40, поэтому ее невозможно было перекатывать на поле боя силами расчета. БС-3 на 20% превышала по массе гораздо более мощную 88-мм Pak43. При массе 3,7 т БС-3 соответствовала полевой тяжелой пушке артиллерии корпусного звена (масса корпусной 107-мм пушки обр. 1910/30 гг. в походном положении - 3 т). Применение 100-мм пушек в качестве противотанковых орудий было более эффективным при оснащении ими СУ-100.

Учитывая приведенные обстоятельства, а также сравнительно ограниченное применение 100-мм артсистем, можно утверждать, что противник не потерял до последних месяцев военных действий преимуществ в поражении советской бронетехники на дальних дистанциях.

[Х-5] Танк Т-44, который стал продолжением линейки средних танков и с ноября 1944 г. начал выпускаться харьковским заводом №75, был защищен лобовой и бортовой броней толщиной 90 мм, бронированная башня имела толщину в лобовой части 120 мм. Масса танка - 31 т. Максимальная скорость по шоссе - 60 км/ч, по пересеченной местности 25 - 30 км/ч. Двигатель - модернизированный танковый дизель В-2-44 мощностью 500 л.с. Вооружение - 85-мм пушка ЗИС-С-53 и 2 пулемета ДТМ калибром 7,62 мм. Экипаж - 4 человека (командир, наводчик, заряжающий-радист и механик-водитель).

[Х-6] Почти одновременно с СУ-85 в войсках проходило наращивание количества противотанковых 57-мм пушек ЗИС-2, бронепробиваемость которых на средних дистанциях была примерно в 1,7 раза выше ЗИС-3. В связи с технологическими трудностями в производстве массовое поступление этих орудий началось только в конце 1943 г., поэтому их годовой выпуск не превысил 1,9 тыс. ед. Если учесть, что в 1943 г. промышленность изготовила около 14 тыс. 76-мм пушек ЗИС-3, то станет понятно, почему заметное присутствие ЗИС-2 в действующей армии отодвигалось по срокам. В 1944 г. выпуск ЗИС-2 увеличивался достаточно медленно и составил 2,3 тыс. ед.

[Х-7] Еще более мощный, чем «Ягпантер», истребитель танков «Ягтигр», имевший бронезащиту на уровне «Королевского тигра» и оснащенный противотанковой 128-мм артсистемой с длиной ствола 55 калибров, был выпущен в небольших количествах. Он поступил на вооружение только двух отдельных тяжелых батальонов (танкового и танкоистребительного) и использовался на Западном театре.