Троице-Сергиев монастырь

Юрий Жданов 2
                Памятники России
                ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ


                «Лавра есть художественный портрет России в ее целом-
                подлинный музей русской архитектуры. Здесь ощутимее,
                чем где-либо, бьется пульс русской истории.
                Здесь Россия ощущается как целое…»
                Павел Флоренский

Этот крупнейший и наиболее почитаемый русский монастырь, называемый с 1744 года Троице-Сергиевой лаврой, расположен в городе Сергиев Посад в 70 километрах к северо-востоку от Москвы. Историко-культурный ансамбль монастыря, включающий около пятидесяти зданий и сооружений, признан сокровищем всего человечества и внесен в список всемирного наследия.
Уже в XVII веке он был столь прекрасен, что многое повидавший известный сирийский путешественник Павел Алеппский писал, что Троице-Сергиев монастырь «не имеет себе подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».   
                А история монастыря начинается в первой половине XIV века. Это было время татарского нашествия и распрей русских князей…

В одной из деревень Ростовского княжества жил боярин Кирилл с женой Марией и тремя сыновьями: Стефаном, Петром и Варфоломеем. Тяжелая татарская дань («черный выход») разоряла многих на Руси. Не избежал этой участи и боярин Кирилл. В поисках лучшей жизни он перебрался с семьей в небольшой подмосковный городок Радонеж (ныне село Городок, в 15 километрах от Сергиева Посада).
Сыновья Стефан и Петр женились, а Варфоломей стремился к иноческой жизни.  Родители в старости тоже вели монашескую жизнь. После их смерти Варфоломей и Стефан, у которого умерла жена, решили стать монахами. Они ушли отшельниками в лесную пустынь. Десятки верст исходили братья по лесным дебрям вокруг Радонежа в поисках подходящего для поселения места.
И вот, наконец, нашли то, что искали: большой, поросший густым лесом холм Маковец. У его подножия протекал ручей. Вокруг- ни души. Засучив рукава, братья рубили лес. Сложили приземистую избушку (по-монашески- «келью»), а рядом небольшую часовенку. Она предназначалась для чтения «часов», то есть молитв и псалмов, приуроченных к определенным часам дня.

Это было по одним сведениям в 1337 году, по другим- в 1345-м.
С этого времени и места начинается история Троице-Сергиева монастыря.

Вскоре Стефан, не выдержав сурового быта пустыни, покинул брата. Он ушел в московский Богоявленский монастырь. Варфоломей, оставшись один, жил дарами природы: ловил рыбу, собирал коренья, орехи, мед… К нему стали приходить люди, искавшие уединения. Просили пристанища, селились рядом.
Вокруг Варфоломея собралось несколько монахов. Он обо всех заботился. Сообща они поставили «церковицу малую» во имя Святой Троицы. В этой церкви инок Варфоломей был пострижен в монахи. По принятой традиции ему дали новое имя- Сергий по имени святого мученика Сергия, поминовение которого приходилось на день принятия Варфоломеем монашества.
Все больше монахов стекалось к Сергию. Он задумал создать монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор.
Монастырь обнесли забором («тыном»), будто по пословице: «С соседом дружи, а тын городи». Над воротами тына поставили небольшую церковь Святого Дмитрия Солунского. Позднее такая планировка монастырей в виде четырехугольника келий с собором в центре распространится на все русские монастыри.

В 1357 году московский митрополит присвоил Сергию звание игумена, то есть настоятеля монастыря. Сергий видел в православной церкви средство сплочения разобщенного междоусобицами князей народа. Поэтому вместе с учениками он создал около сорока монастырей, а ученики его учеников создали еще более шестидесяти монастырей.
Вокруг созданных в глухих местах разных княжеств монастырей возникали селения, развивалась культурная жизнь.

Сергий стал духовным наставником молодого князя Дмитрия (впоследствии Донского) и его советником в государственных делах. Русские князья призывали Сергия для решения своих междоусобных споров. Обладая даром дипломата, он многое сделал, чтобы сцементировать москвичей, ярославцев, ростовцев, суздальцев, новгородцев и тверичей в русских. Сергий помог Дмитрию примирить русских князей и объединить их для  борьбы с татарами. Укрепил он и решимость самого Дмитрия выступить против татар, когда князь явился за благословением.
Не зря Сергия называли собирателем русских душ, а историк Ключевский сказал о нем, что он «вдохнул в русское общество XIV века чувство нравственной бодрости, духовной крепости».
Куликовская битва 1380 года развеяла миф о непобедимости татар, но не избавила полностью Русь от их нашествий. Уже в 1382 году отряды Тохтамыша вновь громили Москву и другие города. Затерянную в лесах Сергиеву обитель они не нашли.

После кончины в 1391 году Сергий был погребен в Троицком соборе основанного им монастыря.

В 1408 году татары добрались до монастыря и сожгли его дотла. Монастырь быстро отстроился заново. Реликвии и ценности, связанные с Сергием, удалось спасти.
В 1422 году Сергий был канонизирован русской православной церковью как святой. По названию места, из которого он пришел в созданный им монастырь, его стали называть Сергием Радонежским.
Над его останками в 1423 году построили белокаменный Троицкий собор. Он стал первым каменным строением монастыря. Иконописцы под руководством Андрея Рублева и Даниила Черного расписали стены собора, а для иконостаса сотворили иконы.
Здесь Рублев создал свою замечательную «Троицу». Роспись, к сожалению, не сохранилась. В 1635 году она была сбита по «ветхости» и заменена новой. Иконы сохранились. «Троица» Рублева находится  в Третьяковской галерее, а в иконостасе установлена ее копия.
Вторым каменным зданием стала трапезная, построенная в 1469 году. Она не сохранилась. Через 20 лет в Московском Кремле построили очень похожую на нее Грановитую палату.
В 1477 году появилось третье каменное здание- Свято-Духовская церковь. Она является сегодня образцом «церкви под колоколы». В одном сооружении в ней соединились храм и колокольня. Эта церковь помогает представить вид старой звонницы Московского Кремля, которую потом сменила колокольня «Иван Великий».

В течение последующих веков трудами московских, ярославских и псковских мастеров в монастыре возник чудесный ансамбль древнерусской архитектуры.

В его развитии особая роль принадлежит Ивану Грозному. При рождении его положили в серебряную раку для мощей Сергия Радонежского. Здесь же, в Троицком соборе, Ивана крестили. Это связало Ивана Грозного с монастырем особыми узами. Он часто посещал монастырь и щедро его одаривал. На эти средства построили пятиглавый Успенский собор (1559-1585). По образцу московского Успенского собора и в память о завоевании Казани и Астрахани. С конца  XVII века собор стал усыпальницей московских митрополитов.
Великие удельные князья жаловали монастырю грамоты на земли и угодья, давали пошлинные и торговые льготы, состоятельные люди дарили ему деньги и драгоценности. Это превратило монастырь в богатейшего землевладельца-вотчинника. В его распоряжении было более 100 тысяч крестьян. Возрастала роль монастыря как центра культуры. Паломничество в монастырь начиналось от Соборной площади Московского Кремля. Но шли в монастырь со всей Руси.
В 1540-1550 годы монастырь опоясали мощные крепостные каменные стены по образцу московского Китай-города. Высота их от 8 до 15 метров, ширина от 6 до 10 метров.
Эти трехъярусные стены с башнями и бойницами- выдающийся образец русских военно-оборонительных сооружений. Главные ворота, названные Святыми, расположены в восточной стене и предназначались для торжественных въездов царя, патриарха и знати.
Монастырь выдержал 16-месячную осаду польских интервентов в 1608-1610 годах, но во время осады стены и башни сильно пострадали.
Восстановление поврежденных стен и башен и строительство новых башен совпало с периодом стиля «узорочья» в русской архитектуре с его пышной декоративностью. Поэтому башни при своих оборонительных качествах имеют великолепное декоративное убранство. Позже построены больничные палаты с шатровой церковью во имя святых Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638).
Частые царские посещения заставили построить царские палаты- так называемые чертоги. Это большое здание (20х85 метров) ярко расписано «в шашку» («в шахмат»), украшено многоцветными изразцами. Одновременно с чертогами возвели новую трапезную (1682-1692) с не имеющим себе равных огромным залом размерами 15х31 метр.

С 1744 года монастырь стал называться Троице-Сергиевой лаврой.

Слово «лавра» происходит от греческого laura- многолюдный монастырь. Такое название дано наиболее крупным и важным мужским православным монастырям.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, лаврами были названы Киево-Печерский (с 1598), Александро-Невский (с 1797), Почаевско-Успенский (с 1833) монастыри.
Архитектор Дмитрий Ухтомский построил в стиле барокко небольшую округлой формы церковь во имя иконы Смоленской Богоматери (1745-1753). Ведущие тогдашние архитекторы Мичурин, Шумахер и Ухтомский создали знаменитую монастырскую колокольню. Ее удивительно легкие очертания вызывают сравнение с березкой. Высота колокольни- 88 метров. Когда-то на ней висело около пятидесяти колоколов. Самый большой- Царь-колокол- весил четыре тысячи пудов (64 тонны). Один его язык весил 88 пудов (1400 килограммов).

С 1782 года на карте России появился новый город- Сергиев Посад. Он возник там, где располагалась Троице-Сергиева лавра.

Многие светлые и темные страницы нашей истории связаны с Троице-Сергиевым монастырем. До конца XVIII века он служил подмосковной крепостью. За его стенами дважды получил убежище молодой Петр Первый: во время знаменитой «хованщины» (стрелецкий бунт 1682 года) и при попытке царевны Софьи завладеть престолом (1689).
 
Велика роль монастыря в истории отечественной культуры и искусства 

Здесь собирали драгоценные древние рукописи, переписывали книги, писали летописи и великолепные иконы, развивали народные художественные ремесла, сюда стекались богатейшие этнографические коллекции.
В монастыре расположен Историко-художественный музей-заповедник с уникальным собранием древнерусской живописи и прикладного искусства XIV-XVIII веков, русского искусства XVII-начала XX веков, народного художественного творчества России.
В стенах монастыря работали духовные писатели Епифаний Премудрый (ученик Сергия Радонежского и его первый биограф), Пахомий Логофет и Максим Грек, писатель Авраамий Палицын.
Здесь бывали Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Шаляпин…

Огромная духовная энергия, накопленная в этой сокровищнице нашей культуры, включенной в туристический маршрут «Золотое кольцо России», притягивает сюда соотечественников и иностранных гостей, желающих соприкоснуться с этим духовным богатством.
                Юрий Жданов     2000 г.

Рассказ Юрия Жданова «Троице-Сергиев монастырь» опубликован:
Юрий Жданов. Троице-Сергиев монастырь. Газета  «Радость» № 7- 8, 2000. Стр. 26- 29

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)