В июле – августе 1994 года большим событием в культурной жизни Москвы и в нашей
стала ретроспективная выставка Сальвадора Дали, она проходила в любимом нами ЦДХ на Крымском валу
под названием «Dali без границ». Это было событие, которое говорило о больших переменах в
нашем обществе. Пропустить эту выставку для меня было просто непозволительно. И я решила,
что по умолчанию приобрету билеты, и сделаю Наде такой подарок. Приурочу выставку ко
дню её рождения, да и чем не праздник – знакомство с творчеством Сальвадора Дали,
которое непрестанно будоражит мир, и мир искусства, вызывая столько не проходящих споров –
от восхищения, до неприятия. Творчество Дали наделяют разными оценками, и чувства
у людей оно вызывает полярно-разное, но только неравнодушное.
Билеты на выставку продавали, на мой взгляд, очень продумано, купленный билет был
действителен на любой из дней выставки, и это было очень благородно по отношению к зрителю.
Потому, что очередь за билетами была колоссальная и даже я, любительница начинать
любое дело с утра, простояла в очереди около трёх часов. Устала жуть, а смотреть выставку
хочется со свежими силами, а главное надо было забыться от «колорита» очереди, и
какой бы художественной она не была, очередь это своего рода занятие с испытанием. И если
тут же обратиться к самой выставке, то уже никакой сюрреализм не сможет помочь её воспринять.
Всё у нас получилось очень правильно! Я поздравила Надю с днём рождения, и пригласила
на выставку. Она была обрадована таким подарком, который мне удалось приобрести в полном
сюрпризе. Мы уже работали вместе, и о всех отлучках было принято информировать, да и
вообще жизни наши так соединились, что все планы были обсуждаемые и коллегиально принимаемые.
Словом всё случилось, как хотелось, и радость удалась.
Впечатление от всего увиденного у меня и у Нади было огромным и не похожим на всё то,
что до этого нам доводилось видеть. Всё оформление выставки было выдержанно в едином
изысканном стиле: в залах звучала чарующая музыка, которая, на мой взгляд, усиливала
впечатление от полотен и скульптур. Было ощущение, что представленный нам сюрреализм,
это не только выраженное автором течение в искусстве, это было похоже на что-то личное.
Это было похоже на его личный способ взаимодействия с миром, было ощущение, что он
не только так видит, он просто так живёт, именно так и никак иначе. Прочитав чуть раньше
его книгу под названием «Дневник одного гения», я была, так скажем, знакома с автором,
что называется из его же уст. И если допустить, что его Дневник во многом провокация,
на что Дали сам неоднократно делал акцент, то это ещё больше подтвердила увиденная мной
выставка.
И я готова всецело согласиться, что манера его письма, не приобретённая от
образования и ученичества, у него сюрреализм в крови, он с ним рождён. И факт того,
что известность приходит к людям очень часто, как счастливый случай. И люди, до какого-то
времени, живут в полном неведении, о готовящейся выпасть на их долю известности. Поэтому,
когда она обрушивается, то уже никто не может опровергнуть реальность её присутствия.
Известность любого толка, это то, что отличает одних людей от других, и не смотря
на достоинства, если нет известности, то вроде и нет достоинств.
Негоже, конечно, искать себе и другим дешёвых оправданий, но очень уж соблазнительно
на эту тему сказать. Сальвадор Дали вспоминал, что его орфография повергала отца в транс.
Как-то Сальвадор сделал четыре ошибки в слове «революция». Отец трагически вынес
ему приговор фразой: «Ничего не поделаешь. Он умрёт под забором». Но нет пророка, ни в
своём отечестве, ни в своей семье и не важно – Каталония это или Россия, каталонская
это семья или любая другая. И случается так, что у человека орфографии – нет,
а мировая известность – есть.
И конечно же, хочется писать безукоризненно грамотно, хотя бы на своём родном языке,
но вот кистью получается лучше, и у такого человека появляется выбор.
А у многих ни пером, ни кистью.
Вернувшись к творчеству Дали, можно предположить, что его рождение при стечении
всякого рода случайностей, привели к тому, что он сумел сюрреалистический образ жизни,
со временем, довести до абсолюта. От этого и такое направление в творчестве, как жил,
так и творил. Что очень скоро и принесло известность, признание, скандал... скандал,
который Дали не без упоения порождал и сам. Он надел маску и лицедействовал, и
лицедействовал так успешно, что всё вместе принесло узнаваемость, а вместе с ней,
финансовый доход, и процветание.
И всё же я смею заметить, что художественный феномен Дали возник далеко не
на пустом месте. Его великим предшественником был и остаётся Иероним Босх, он до сих
пор до конца не понят, и как мне кажется, никем не превзойдён.
Дали в своих работах, мне кажется, более цветным, но всё же его учеником.
Мне, из огромного, бесчисленного количества работ Дали, близки три самые реалистичные,
и это, конечно же, на мой взгляд. На этих картинах, изображаемый сюжет имеет яркую идею
и суть этой идеи, она понятна вместе с названием картины.
Картина «Сохранность памяти» - есть точное выражение, совершенно осознанного, реального
понятия в жизни, как время. Его скоротечность, текучесть, движение…
«Мадонна Порта Лигата» - картина, напоённая божественным светом и материнской любовью,
а хрупкость дитя просто живая.
«Рождение божества» - картина воплощённого образа, она, на мой взгляд, создана не
«непревзойдённым провокатором», как себя называл Дали, а мастером кисти. Когда смотришь
на эту картину, то понимаешь, что она написана в реальности мысли, и эта идея не сон
сюрреалиста, и она вовсе не беспочвенная, она подмечена у Леонардо да Винчи в работе
«Женская голова» (Скапильята).
Даже неискушенным в живописи взглядом можно увидеть общий замысел двух работ, и
если для кого-то это спорное наблюдение, то я оставлю за собой право на такую его
трактовку. В одной из своих дневниковых заметок Сальвадор Дали пишет:
«Всё на свете можно сделать лучше или хуже. Включая даже и мою живопись».
Имена в искусстве их значимость это насколько почвенный настолько и беспочвенный вопрос.
Дискуссии, критика, признание, а порой полное забвение всё это, неотъемлемая часть
творческого закулисья: художников, графиков, скульпторов... Поэтому все неизбежные споры,
которые порой и далеки от истины, они вечны, как и само искусство. Моё же мнение
о творчестве Дали, не опирающееся ни на какое специальное образование, а основанное на
интересе зрителя-любителя, состоит в том, что работы Дали притягивают мой взгляд и
непостижимым образом удерживают его. Удерживают своим виртуозным владением кисти и
гротескным стилем, которые соединяются на холсте, и заставляют задуматься, удивиться,
а чаще всего, всё же содрогнуться. Разглядывая его работы, я невольно начинаю искать в
подсознании его снов, изображенных на картине, сознание моего дня, поскольку сознание
более понятно, и я более способна его осознать и понять.
И здесь хочется заметить, что, в общем-то, все люди видят сны, и они отличаются
своей нереальностью оттого, что реально происходит с нами в не сна, но мы просыпаемся,
и нам не приходит в голову, что-либо изобразить, из того, что пригрезилось и тем
более придать этим видениям художественное направление под названием «сюрреализм».
А вот проснувшись, увиденное или до сочинённое воплотить в живопись, это удел гениев,
может и злых, но гениев. Моё отношение к искусству можно смело определить словами
самого Дали, из его дневника: «Кланяемся, но бесед не ведём!»
Наверняка, можно рассказать и больше, и интереснее, но это моё видение и моё
маленькое мнение, которое сложилось от выставки и от простого чтения.
* На фото книжечка, выпущенная перед выставкой "Триумфальные скандалы", с работой Мадонна Порта Лигата (деталь) и билеты сына, по которым он так на эту выставку и не сходил. Примечательна цена билетов 5 тыс. руб. деньги, которые стали преданием дней минувших.