Голубые ключи, часть VII

Анатолий Аргунов
Из новой книги о детях "Золотые мои россыпи".

             Проспав в палатке до середины дня, исследователи глубин «Голубых ключей» проснулись полные сил и энергии.
Владимир пошел собирать хворост, чтобы разжечь костер, а Алексей Кириллович стал готовить завтрак. Достал из холодильника пакет молока, сливочное масло, колбасу и сыр. Все аккуратно разложил на столе под тентом, нарезав ровными кусками хлеб  с булкой, стал дожидаться Владимира. Тот принес хворост, сухие сучья, сложил в костер домиком, нагнувшись, раздул огонь из полутлевших углей. Черный от копоти чайник быстро нагрелся и друзья с аппетитом позавтракали бутербродами с кофе и молоком.
- Вкуснятина какая!  Дома такого не сваришь, все кажется пресным, не так как у костра. Дымок, свежий воздух, запах земляники. Кстати,она уже давно созрела. Пока собирал хворост, нашел, попробовал...начал непринужденный разговор Володька.Но его друга занимали совсем другие мысли. Он думал, как собрать команду по подъему самолета.
- Без команды не обойтись – заявил он Владимиру. А как ее собрать,она на дороге не валяется-ответил тот.
- Выходим в интернет, ищем сайт «Военные поисковики» и излагаем нашу просьбу – уверенно продолжил тему Алексей.
-  Хочешь, сейчас же поищу? Через спутниковую антенну налажу связь с интернетом и попробую войти в контакт – тут же среагировал Владимир.
- Находи! А я пока поплаваю, поныряю. Может еще что-то попадется интересное – ответил Алексей Кириллович. – Не сидеть же мне рядом  и мешать тебе? – со смехом произнес он, направляясь к плоту.
- Нет, нет! Алексей, тебе сегодня  нельзя. Противопоказано! – запротестовал Владимир.
- Это почему же?
- Да потому, что кессонная болезнь не проходит за несколько часов. Из нее иногда неделями выходят и в специальной барокамере. Это чтобы ты знал! – сердито проговорил Владимир.  - Шутки шутить не стоит, Ерема! – уже миролюбиво закончил приятель.
- Ладно, раз ты так волнуешься за мое здоровье, не буду тебя дразнить – согласился Алексей Кириллович.
Вскоре Владимир наладил интернет, и оба увлеклись поиском энтузиастов, связанных с  отрядами, занимающихся нахождением погибших солдат на войне или военной техники. Таких отрядов оказалось не так уж и мало. Они остановились на отряде «Томичи» из Сибири.
- Вроде бы далековато – засомневался  Владимир. Где мы, а где Томск?
- Иногда лучше решать вопрос с чужим человеком, чем с близким.
 «Томичи» предлагают свои услуги для всей европейской части России, в том числе по поиску погибших советских воинов за рубежом. Не каждый отряд способен на такое. Тут организация нужна не только походов,но и в покрытии расходов.Они прочитал,что в отряде много бывших военных, студенты вузов. Народ, что называется, проверенный в деле.-Смотри сколько отзывов... Это не «черные» землекопы, которым  оружие и немецкие награды нужны, чтобы продать.Надо полагать "Томичи" совершенно другие люди и у них другие цели-уверенно заключил Алексей Кириллович
- Так-то, так, но, а как они технику сюда доставят? – все еще сомневался Владимир.
- А никак! Они ее здесь найдут.
- Не понял?
- Да и понимать нечего. Вот ты, Владимир Харитонович, инженер конструктор, зачем тебе тащить с собой целый завод, если надо поднять со дна озера  самолет, весящий двадцать тонн?!
- Ну, я не специалист по подъему техники. Мне ближе снаряды и ракеты –неопределенно отозвался Владимир.- Хотя идея твоя мне понятна. Здесь на месте из отдельных элементов, как из конструктора, типа «Лего», собрать систему, способную поднять самолет из воды!
Так я тебя понял?- Вот! А ты говоришь, нужна какая-то  сложная техника. Самое сложное, найти умельцев, знающих, как эту конструкцию собрать. Мозги нужны!
-Вот что,Володька,мысль появилась... Давай я позвоню, а еще лучше напишу по электронке письмо внуку, Павлу. Пусть едет к нам помогать с расчетами и заодно наладит контакт со сверстниками, котрые сюда захотят поехать.
На этом вопросе они  сошлись мнениями и работа пошла в плановом порядке.
Через неделю на озере «Голубые ключи» высадился целый десант из пяти студентов Томских вузов, во главе с командиром отряда, бывшем майором саперной роты, Николаем Федорович Федоровым.
Николай Федорович оказался строгим, но грамотным специалистом в поисковых работах. Первым делом предложил разработать детальный план подъема. Кто, что и как будет  его осуществлять. Во-вторых, он предложил простой, но достаточно рисковый способ подъема  самолета- с помощью надувных понтонов.  Средства для такой работы всегда под рукой. Военные понтоны добыть не проблема,   мощные насосы и плавсредства, на которых можно  их поставить будет посложнее,но решаемо. Остальное дело техники. Самое сложное рассчитать, куда понтоны подвести и как их равномерно накачать воздухом, чтобы самолет не перевернулся или не упал в пропасть.
В помощь двум друзьям  все же приехал младший внук Алексея Кирилловича -Павел. Приехал не один, с ним в качестве аквалангистки, появилась красивая молодая женщина, лет двадцати пяти.
- Дедушка, это Мария Гурина, она давно занимается дайвингом, прекрасный  специалист  по подводным  артефактам. Работала в Греции, Турции, на Карибах и везде успешно. Найденные ее археологические вещи, хранятся во многих музеях мира.
- Очень приятно! – ответил Алексей Кириллович, пожимая, протянутую руку Марии.
- Да, вы не очень-то слушайте Павлика, он  преувеличивает мои скромные успехи – со смехом ответила девушка.
Павел смущенно стоял в стороне, не решаясь больше встревать в разговор. Для него дед был образцом суровости и военного порядка в их семье.
Алексей Кириллович улыбнулся одними губами, но этого было достаточно, чтобы Мария поняла, что за суровостью этого человека скрывается  страсть к неожиданным поступкам..
- Я так поняла, со слов Павла, что  вы хотите поднять со дна озера, с большой глубины, самолет. На Карибах мне приходилось иметь дело с затонувшими кораблями. Павел попросил меня оказать помощь в подъеме самолета. Мне показалось, что это так интересно, и я согласилась – беззаботно проговорила молодая женщина.
Павел, наконец, пришел в себя и коротко описал  ситуацию, с появлением себя и Марии.
- Дед, ты, когда прислал мне письмо о самолете, я стал искать среди своих знакомых дайвингистов и вот случайно вышел на Марию. Она согласилась поехать и поработать с нами.
- Хорошо! Спасибо Павел, что приехал сам и, конечно же, отдельная благодарность  за Марию. Она нам очень будет нужна.
Мария улыбнулась своей  очаровательной улыбкой.
- Спасибо за теплый прием!  Можно приступать к исследованию самолета? – перешла она решительно к делу, став сразу же серьезной и сосредоточенной.
- Пойдемте, я вас познакомлю с Николаем Федоровичем, руководителем подъема, он вам лучше, чем я, объяснит задачу.
Оставшись с Павлом вдвоем, Алексей Кириллович обнял внука.
- Как ты поживаешь? Как учеба?
- Все в порядке  дед! А эта Мария, новая девушка или как?
- Да, нет – смутился в очередной раз Павел. Я же говорю, случайно в контакте с ней познакомился, завязалась переписка. Потом она вдруг решила сама поехать на озеро. Говорит,  что давно хотела бы понырять в озерах средней полосы. И тем более, речь идет о военном самолете.
- Странно! – пожал плечами Алексей Кириллович. Мы не платим деньги, работа на общественных началах и такая продвинутая дама, хочет бултыхаться в нашем озере.
- А ничего странного дед. Ты отстал от современной молодежи.  Не все они работают за деньги, это, во-первых. А, во-вторых,  подъем  военного объекта времен второй мировой – очень престижное мероприятие. Сколько лайков она выложит в интернет. Ты даже не представляешь. Да, ради только них, она готова побежать на край света. Она  будущий фоторепортер, а дайвинг всего лишь  хобби. У Марии засняты потрясающие виды Карибского моря. Пару ее фоток купили в США на выставку за пятьдесят тысяч долларов. Ты представляешь?
- Вот оно что. Тогда другое дело. Бизнес есть бизнес, как говорят сегодня, многие твои сверстники. И ничего личного!-улыбнулся Алексей Кириллович
 
- Ну, да, дед.
- Ладно, ладно, ты не тушуйся,  девица красивая, но не значит, что не может быть твоей избранницей. У тебя Павел шансы есть. Ты посмотри на себя со стороны, парень, что надо! Так что иди вперед своим путем и не петляй. Красивые девушки, если они умные, выбирают надежных. Запомни! Ну, а теперь, давай, помогай мне с расчетами. 
И они вошли  в  палатку и занялись расчетами. Эхолот, который привез с собой Алексей Кириллович, пригодился. Ребята из отряда «Томичей», сделали полное обследование дна, вокруг упавшего бомбардировщика и сканировали показатели и рельеф «большого ключа» на компьютер. Получилась впечатляющая картинка. Выходило,  что тяжелый ТБ-7 висит на краю пропасти, вернее водной ямы, названной «большим ключом». Одно неосторожное действие при подъеме, могло привести к падению самолета в яму, и тогда потеря его была бы неизбежна.
Павел весь ушел в  расчеты по подъему бомбардировщика, и не заметил как  в палатку вошел незнакомый человек. Это был Владимир Харитонович
Увидев Павла, без секунды колебания, воскрикнул:
- Ну, копия- дед!
Павел уставился непонимающим взглядом на вошедшего человека.
- Это мой друг детства, Владимир Харитонович Чурин. Знакомьтесь.
Павел и Владимир пожали друг другу руки.
- Хорошая у тебя смена выросла, а мой внучок к технике не хочет даже прикасаться -пожаловался Владимир
- Каждому свое – ответил Алексей Кириллович.
- Вот именно – согласился Владимир.  Хотя не может молодых людей не увлекать тайна.
- Тайн нет, есть неразрешенные технические проблемы.  Все явления природы фактически изучены и не являются тайной –возразил Павел.
- Колайдер показал, что античастицы никакая не тайна,  а обычное явление, только ранее неизвестное науке – продолжил уверенно Павел. Все зависит от прогресса.
- Так, так. А как же психологический мир человека? Он тоже перестал быть тайной? – не соглашался Владимир.
- Фактически да, осталось создать человеческий разум, мы уже на пути к решению этой проблемы. Несомненно решим! Весь вопрос во времени и качестве – ответил Павел Павел.
- Вот, вот в «качестве» – ключевое слово. Мало создать работягу, не говорящего лишних слов, то есть будущего раба. А нового Пушкина или Есенина кто и когда создаст? И создаст ли вообще? – смело возразил Владимир. - В общем-то,искусственный интеллект подразумевает  неограниченные возможности, в том числе поэтический дар – не исключение – ответил Павел.
- Может быть. Только зачем? У нас уже есть и Пушкин, и Есенин? Хотите сказать,что будут другие поэты, может с еще большим талантом?
Тут вмешался в спор Алексей Кириллович.
- Павел, наука дала миру очень многое, и еще больше даст, но создать гения, как Пушкин или Есенин, вряд ли удастся.  Это, кстати, тоже закон природы, нельзя повторить ни один элемент природы. Будет копия, но никогда оригиналу оно не будет соответствовать!
- Кто это сказал? – не утерпел Павел.
- Гераклит! - уверенно ответил Алексей Кириллович.
- Все течет, все меняется, это, кажется, тоже он сказал – не останавливался Павел.
 Но, он же сказал и другое:
- Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.
Они, может быть, спорили еще долго, каждый отстаивал свою позицию, но в это время в палатку вошла Мария.
- Мальчики, о чем спор?
- О вечном! – попробовал отшутиться Владимир Харитонович. 
- А давайте оставим такую серьезную тему на потом. Важнее другое, я только что ныряла  в озеро и хочу предложить свой план спасения самолета.
Алексей Кириллович с удивлением взглянул на девушку.
Не может быть, чтобы это милое существо, могло что-то предложить серьезное, если он,бывший  летчик, не знает, как это сделать.
- Хорошо, мы слушаем тебя Мария! – ответил за всех Алексей Кириллович.