Бабушкина история

Ольга Голяндина
     Конечно, легче осуждать людей, чем попытаться посочувствовать и разделить с ними какую-либо беду. А ведь поступки можно понять, если знать причины поведения, которые мы, порой, просто не видим или не хотим видеть. Жаль, что не всегда есть возможности исправить свои осознанные ошибки.
     Можно сказать, что я счастливый человек. У меня есть папа, мама, брат. Двоих дедушек, бабушек, даже прабабушку застала ещё при жизни. Бабушка Люба очень добрая, она жива до сих пор. Другая же, Аня, была с бойким и сильным характером. Работала зоотехником и многие проблемы, как дома, так и на работе, тащила на себе сама. Муж жил за ней, а она руководила деньгами, строила дома, делала ремонты, воспитывала дочь, мою маму, сажала, варила, и так далее, большую часть времени отдавая любимой работе, где её уважали, и с помощью которой она посадила себе сердце. О бабушке много писали в газетах, некоторые вырезки она хранила, но мне тогда было не ясно, что они для неё значили. Поняла я это гораздо позже, когда стала собирать газеты со своими публикациями и стихами. …
     Бабушка была внимательной, старалась угодить, иногда, как волшебник, исполняя желания. Помню один случай из детства, как приехала она к нам под вечер после работы с большим свёртком. Мне в ту пору было годика три-четыре. Мы с родителями жили в отдельном доме, на соседней от неё улице. Для села в пять тысяч человек расстояние в километр или два считалось приличным. Мать удивилась бабушкиному позднему визиту среди зимних сумерек, на ночь глядя. «Я обезьяну привезла», - сказала она. «Какую обезьяну?», - спросила мама. «Ольга просила, в магазине увидела», - ответила бабушка и передала большую коробку. Конечно, я хотела не метровую игрушку, которую не могла даже и поднять, играла с ней, протаскивая за уши всего несколько сантиметров, а небольшого детёныша шимпанзе или гориллы, но всё равно приятно удивил тот факт, что меня услышали и на мои желания обратили внимания. В другой раз мне купили огромного медведя, которого я обожала, с места его сдвинуть тоже особо не получалось, поэтому с радостью держалась за мощный чёрный нос, поднимала тяжёлую лапу и обнимала плюшевого друга. Игрушки в детстве покупали не очень часто, поэтому о многих из них помню и люблю их до сих пор, особенно мягкие. 
     Едва мне исполнилось пять лет, родители переехали из Воронежской области в Липецкую, где через некоторое время родился брат. Летом меня отвозили к бабушкам на каникулы, а как только он подрос, нас стали возить вместе. Жила я, в основном, у любимой бабушки Любы, так как бабушка Аня много работала. Передать не могу, как мне было противно идти с ней за руку на скучные партийные собрания и слушать часами нудные дебаты, нередко со спорами, засыпая иногда от переутомления и монотонности прямо на её журналах в полоску с множеством цифр. За это она меня баловала, покупая  разные гостинцы: шоколадки, конфеты, мороженое и другое. Изредка возила нас с братом в Борисоглебский парк на карусели. Когда её расходы после каникул, порой, зашкаливали, она предъявляла отцу в шутку счёт.
     Бабушка часто ездила на рынок, продавая пуховые платки, которые сама вязала, держа коз, так же молоко, творог, сметану от своей коровы, огурцы, смородину и другие овощи и фрукты со своего огорода. Бывало, и меня брала с собой, я ей помогала и не мешала.
     В подростковом возрасте вместо игрушек она меня стала наряжать, покупая несколько платьев или костюмов за лето. Говорила при этом: «Мы уже старые, нам ни к чему, а на вас поглядишь и себя вспомнишь». Бабушка следила как за моими вещами, так и причёсками, принося из магазина лучшие краски для волос. Стрижки, к которым склонялась мама, она не любила, ей нравились пышные и волнистые локоны, которые были у меня от природы. Однако их ей не хватало, она стремилась сделать из меня идеальный образ своей мечты, поэтому уже в шестнадцать лет повела в парикмахерскую, чтобы сделать химию, после чего мои настоящие локоны испортились, и я ещё долго потом отстригала сечёные кончики. Но, всё-таки, «процесс стать лучше» меня вдохновлял, и я бабуле изредка подчинялась.
     Аня сама была очень красивая, особенно в молодости. Чёткие черты лица украшали зеленые глаза. Высокая стройная брюнетка с пышной копной тёмных волос, не поседевшими от возраста, к которым прибавились лишь несколько белых прядей, нравилась многим. Звали её всегда Анна Петровна, а не Нюсей, Нюшей, Анютой и так далее, как любят коверкать имена во многих местах, особенно в старости.
     И хоть обожали её мужчины, личная жизнь сложилась не совсем благополучно. С дедом прожили плохо, постоянно ругались, выясняли что-то, он пил и часто дрался. Ей иногда промолчать бы надо, только не получалось, характер не такой. Точно и явно было видно одно, что с дедом они не подходили друг другу. Но она несла свой сложный крест, как многие люди, живя и мучаясь по собственной вине в определённых обстоятельствах.
     Как-то раз летом нас приехала проведать мать. Она остановилась у бабушки Ани. Я шла с подругами в клуб от бабушки Любы и зашла поздороваться с ними. Мать была одержима идеей фикс с самой моей ранней юности - выдать меня замуж  за «хорошего мальчика из благополучной семьи». Едва мне исполнилось тринадцать лет, в восьмом классе она отобрала у меня кукол барби и отправила в клуб с одноклассницами. Издалека улыбаясь, мама сказала мне, что недавно повстречала одну свою знакомую и та сообщила ей приятнейшее известие, что я давно нравлюсь её сыну. Меня не радовало, а злило, когда лезли ко мне в жизнь и душу, навязывая что-то, вынюхивая, вероломно суя нос не в свои дела под видом «оказания медвежьих услуг». Думаю, это многим не нравится – непонимание и навязывание чужого мнения. От подобного сватовства, при расписывании как корову на продажу – какие у меня «хвост, рога и копыта», всегда старалась уклониться, говоря, что сама себе устрою жизнь, найдя человека по душе. 
     Бессмысленный разговор лучше было не продолжать. Мои женихи постоянно чем-то не устраивали маму. Но в этот момент, как ни странно, везде любившая принимать участие, бабушка Аня меня поддержала, остановив мать словами: «Не лезь! Сама выберет, с кем быть»! Чем немного удивила и заинтересовала.
     Хочу вернуться сейчас к самому началу рассказа, что, оказывается, есть причины нашего поведения, на первый взгляд не всегда и не всем ясные и понятные.
     Прошло некоторое время, мама уехала домой. Мы сидели как-то с бабушкой вдвоём, прячась от летней духоты в тишине прохладных комнат, и мирную гармонию нашего существования прервал телефонный звонок. Она, улыбнувшись, подняла трубку. Озадачив меня вопросом: «Кому же так рада»? Ласково поговорив приятным голоском и положив телефон, рассказала свою историю, которая осталась в моей памяти до сих пор. …
     Бабушкин отец погиб в сорок третьем году во время Великой Отечественной Войны под Сталинградом. Троих детей воспитывала мама, которой помогала няня. Бабушка была старшей, и старенькая добродушная женщина знала многие её секреты. Повзрослевши, она приглянулась одному местному мальчику, на которого сама внимания не обращала до этого. У неё был любимый и любящий человек в городе (Борисоглебске). Встречались они из-за расстояния нечасто. От матери бабушка отношения скрывала, потому что стеснялась. Раньше родители относились к детям строго, а те, в свою очередь, их боялись и уважали. В клубе Аня появлялась с подругами. Парню пришла мысль, что девушка свободна, и он решил посвататься к ней. Пришёл с предложением руки и сердца, но бабушку дома не застал, и начал говорить о своих намерениях прямо с её матерью. Та не увидела причины отказывать жениху из хорошей семьи с искренними чувствами. Тем более, что воспитывать двоих дочерей и сына в послевоенные годы было очень тяжело – всюду голод и нищета. Бабушка узнала об уже случившемся факте и пришла в ужас от всего происходящего. Ведь ей предстояло выйти замуж за человека, которого она совсем не знала и не любила, забыв по того, кто ей был по настоящему нужен и дорог. Бабушка рассказала Саше о сватовстве против её желания. Он предложил опередить те события, подав с ним заявление в загс. Назначил день и ждал свою Аню у автобуса, на котором она, к сожалению, не приехала, побоявшись мать и послушав няню, что стыдно, мол, будет, от людей, а потом жалела об этом всю жизнь. Вышла она, всё-таки, за Петра, однако жить с ним так не стала. Вопреки традиционным мнениям о семье, развелась через пару месяцев. Начавшиеся проблемы со здоровьем привели к тому, что вскоре он умер. Она вышла замуж второй раз, но жизнь тоже не сложилась.
     Её Александр долго оставался один, потом устал и решил создать семью. У них с женой родились две девочки, только душа к ней не лежала. Долгожданное счастье брак не принёс.
     Их общая фотография с бабушкой ещё висела в рамке у него дома, когда он женился на другой. Его мать так и называла бабушку – моя сноха. И прошли их жизни не рядом, а параллельно. На протяжении всего этого времени их связывали добрые отношения, не изменившиеся тёплые чувства и редкие телефонные звонки. Они поздравляли друг друга со всеми праздниками, помнили о каждом дне рождение. В эти моменты бабушка становилась другой, какой и должна была быть, доброй и весёлой, будто светилась, её сердце наполнялось любовью, притихшей в уголках сердца, глаза светились от радости.
     Я, грешным делом, думала раньше, будто она никогда никого не любила, и мне приятно было осознать тот факт, что ошибалась на этот счёт.   
     Однажды в небольшом пятистенке телефон умолк, и приветливое эхо не разнеслось по нему больше. Перенеся два инфаркта, с клапаном в сердце и неимоверным желанием продлить свою жизнь, будучи не совсем старой, она умерла от кровоизлияния в мозг. Это произошло в середине января перед Крещением. …
     Я пришла домой. Захотев согреться после зимней стужи, села в ванну, положив на краешек стиральной машины сотовый телефон, чтобы контролировать время, проведённое в ней, и расслабилась. Неожиданно пришло смс со странным текстом: «А почему ты не на похоронах?» Переполошившись, не знала, что думать и делать, но решила успокоиться и ответить, спросив, кто пишет и кого хоронят. Сообщение написал сосед. Он понял, что я не в курсе происходящего. Разобравшись в чём суть дела, со слезами на глазах набрала матери прямо из ванны. Та была то ли в шоке, то ли истерическом исступлении после похорон. Ответила лишь: «Ой, что я наделала, вам не сказала»!? Бабушка при жизни часто задавала странные вопросы: «Приедешь меня хоронить? Будешь по мне плакать»? Откуда тогда мне было это знать. Жизнь сама всё расставила по своим местам, хоть я и не хоронила, но плакала.
     Попала к ней на могилку только летом, в отпуске. Дед за ней ухаживал: обрывал сор, обсыпал песком, к Пасхе покрасил крест и купил искусственные цветы. Он теперь стал спокойным, ни с кем не дрался, бросил пить, пролежав в больнице и проделав целую кучу уколов. Приходил на кладбище нарядный, в костюме и картузе, целовал фотографию бабушки на памятнике и говорил сквозь слёзы: «Здесь моя Анна Петровна лежит»! И вспоминается невольно фраза: «Что имеем, не храним, потерявши плачем»! Вернуть бы всё, исправить, но за неимением такой возможности нам остаются только искупительные слёзы покаяния.
     Иногда думаешь, как хорошо оказаться, порой, в подходящее время в нужном месте. Но не проще было бы чаще говорить по душам, узнавая друг друга и разделяя происходящее: ошибки, горе и радости. А ведь на всё, как говорится, нужно решиться. Довериться и открыться совсем непросто, и людей, способных понести наши секреты и проблемы, оказывается, не так уж и много.
     Разные события происходят в жизни, что-то начисто стирается из памяти, а что-то, наоборот, не забывается. Вспоминаю, изредка, эту историю, и слова бабушки болью отзываются в груди: «Слушай своё сердце и выбирай сама, тебе жить и за всё отвечать»!

P.S. Главное, лишь бы теперь не опоздать на последний автобус своей жизни! :)