Пьянство

Татьяна Завадская
Отчего люди пьют и почему спиваются, порой, до ужасного состояния?
Наталье Николаевне приходилось наблюдать за мужчинами склонными к пьянству на производстве и даже не раз прикрывать их, чтоб не уволили с работы. А потом слышать от непьющих, что она  непозволительно закрывает  глаза на выходки выпивох, но никогда не оставляет безнаказанными проступки трезвенников.  Теперь,  анализируя в уме все годы управления  своим коллективом,  она уверена, что поступала правильно.
Она просто продлевала им жизнь, помогала кому-то выкарабкаться из бездны, влекущей всё сильнее и сильнее, а кому-то дотянуть до пенсии и не оказаться у черты, когда ничто не останавливает опуститься ещё ниже.
То, что Лёня, а в коллективе Леонид Ефимович, называет её за глаза мамочкой, Наталья Николаевна слышала не раз.  Молодёжь над этим посмеивалась, зная,  что он  старше её на тринадцать лет.
Она помнила годы его безупречной работы на участке, когда  он умело и грамотно выполнял обязанности старшего.  А потом что-то пошло не так, всё чаще поездки на линию заканчивались беспробудным пьянством или просто запоем.
Он сам понимал и осознавал, что катится не туда, с юмором рассказывал, как всю ночь ездил на пригородных поездах и никак не мог попасть домой, просыпая в нетрезвом виде станцию назначения.
А потом сам попросился на пуск  нового цеха, надеясь, в рамках одного звена  и под постоянным наблюдением, победить в себе тягу к спиртному.
Но, увы, рядом с ним оказался такой же «трезвенник»  из монтажного управления.
Возраст и пошатнувшееся здоровье дало о себе знать,  и,  однажды,  сильное кровотечение из носа так напугало всех, что Лёня сам на некоторое время  задумался о своей жизни и перестал употреблять убивающее его зелье.
В этот период к нему опять вернулось безупречное мастерство, интерес к работе и,  главное, семья.   Дети и внуки стали любимой темой в разговоре. Данечка и Дашенька полностью завладели сердцем дедушки,  глаза светились нежностью, когда он рассказывал об очередном общении с детьми.
Но, наверно, не зря сейчас  пьянство называют болезнью, очередной приступ начинается после первой же рюмки и остановиться уже не каждый может.
Наталья Николаевна разговаривала с Леонидом  на эту тему по-доброму, он  всё понимал, порой, даже плакал, но  запои становились всё длительнее и длительнее. Выручало то, что сверху постоянно экономили средства, заставляли писать работникам заявления без содержания. Вот Лёня и писал их на неопределённое время, пока не приходил в норму.
Так  с помощью Натальи Николаевны он с горем пополам дотянул до пенсии.
А через месяц, столкнувшись на улице, она была в шоке от вида Леонида Ефимовича. Он был похож на бомжа: неряшливо одетый, заросший неухоженной бородой, с разящими запахами перегара. Таким она его раньше не видела никогда.  В коллективе,  даже в дни пьянства,  он всегда появлялся с  безупречно выбритым лицом и в приличной одежде.
- Николаевна! Можно я буду ходить в цех на работу просто так. Я буду помогать вам без денег. –
Взмолился Лёня, вытирая слёзы.
- Боже, Лёня, что с тобой стало, - только и смогла вымолвить Наталья Николаевна, - ты же сам понимаешь, что работать в цех я тебя пустить не могу.
- Да, я знаю, но работа меня сдерживала, а теперь я скоро помру. Остановиться никак не могу. Дома все рычат, я в гараже живу.
А потом было ещё пару встреч на улице то с Лёниной женой, то с ним в том же виде. Жена стонала от его беспробудного пьянства, а он уже мало что соображал, куда катится.
Через десять месяцев после ухода на пенсию Леонида не стало. На этот раз кровь не пошла через нос, а глубокое кровоизлияние в мозг перечеркнуло жизненный путь  некогда успешного и умного человека.
Он лежал с косматой бородой, совершенно не похожий на себя.
- Дайте мне его бритвенные принадлежности, - решительно  попросил Володя,  когда мы помогали жене в похоронах, - я не могу смотреть на Ефимовича в таком виде.
Выбритое лицо мгновенно преобразилось,  и в гробу уже лежал наш Лёня, которого все мы помнили и уважали  за профессионализм и  неиссякаемый юмор.
Так не стало человека, наделённого от природы недюжинными способностями и  добрыми душевными качествами. Пропасть, куда затянула его водка, оказалась огромной, выбраться из неё он так и не смог.
И почему происходит такой надлом в жизни человека, почему он не в силах остановиться? 
Зная и осознавая свою беду,  он продолжает сам идти навстречу своей неизбежной гибели.