Берегиня. Отрывок из романа

Ирина Кедрова
Расскажу вам о древнем славянском поверье.
Восточные славяне, почитавшие многих богов, полагали, что Берегиня  является  праматерью  всего сущего на земле, и звали её Великой Богиней.

Появлялась Берегиня на земле в окружении светоносных лучей – детей Солнца,  оберегала землян от всяческой нежити да несчастий. При ней хлеба созревали, реки и озёра свежей водой полнились, птицы, рыбы и звери плодились. Добрый дух Берегини обладал силой, мощью и большой любовью к людям.

На холмах и на высоких речных берегах славяне страстно молились Великой Богине и призывали её на помощь. Оберегали её прообраз, берёзой прозванный. Тонкое и стройное дерево со светлыми листьями Берегиня создала для укрытия от зноя. И сама в жаркий день нередко превращалась в берёзу, дабы прятать путников от ярких солнечных лучей. А ещё нравилось ей, обернувшись белоствольной, наряжаться в снежную шубу и недвижно стоять, внимательно рассматривая окружающее пространство, любуясь красотой зимней природы. Не одному поэту открылась Берегиня в образе берёзы, потому, наверное, потомки славян, одержимые поэтическим даром, с особой нежностью пишут об этом дереве.
Помните одного такого? В любую душу проникают строки, однажды вырвавшиеся из  сердца поэта. В минуту душевного порыва мы сами себе читаем: «И стоит берёза в сонной тишине, и горят снежинки в золотом огне…». 

А ещё любим прислониться к берёзе и слушать, как текут живительные соки по стволу дерева, и кажется, что сама Берегиня направляет звуки животворящей музыки.

Задумала Великая Богиня  направить к людям для защиты от бед  своих дочерей.  Так у каждого рода-племени появились свои Берегини.
Со временем у славян сложилось новое поверье. Берегинями стали считать невест, умерших до свадьбы. Верили люди, что невеста, не сумевшая принять на себя женское таинство, уходит в мир мёртвых, а свою неистраченную красоту и душевную щедрость готова отдать любому молодцу, поскольку видит в нём своего жениха.

Однако были и те, кто считал милых русалок неспособными беспокоиться о человеке, потому, говорили они, русалки берегинями в полной мере быть не могут. У Берегини другой путь и другое назначенье.
Кто тут прав? Но народ верил: в Русалочью неделю, когда цветёт рожь, выбираются берегини на берег из воды, выходят из глубин земных, рассаживаются на ветвистых деревьях, спускаются к берегу, плетут косы, похожие на ветви берёзы, украшают голову венками из цветов, собранных на лугах. А ещё заманивают молодцев и уводят в свой мир, в котором человеку жить невозможно.

В день Ивана Купалы праздник заканчивался, и люди устраивали берегиням проводы музыкой и хороводами. Со временем народ стал их называть русалками, и это слово к умершим до свадьбы невестам сильнее прикрепилось.

Много легенд о берегинях передавалось  из уст в уста по многовековой линии времени. Кто-то из живущих на Земле уверен, что легенды – это красивые сказки, данные людям для крепости веры. Ой ли? Может быть, легенда – красиво и проникновенно рассказанная правда?

Вот одна из легенд.
В  племени русичей жила красавица Береслава – светла душой да собой пригожа. С подружками хороводы водила, парням сердца разбивала, хоть сама о том и не ведала. В племени в те времена установился строгий обычай: каждый юноша искал невесту в дальних краях и привозил её в свой дом, каждая девушка отправлялась жить в другое племя, со слезами покидая сородичей. Обычай соблюдался неукоснительно, отчего рождались в племени сильные  и  ловкие дети, схожие лицом да повадками с людьми из других земель, а также укреплялись добрые  связи с  соседними племенами.

Пришло время Береславе познать женскую судьбу, и стала она готовиться к  отъезду в дальние края.

Тогда-то и обнаружили соплеменники в глубоком ущелье  раненого воина,  грудь которого пронзила длинная стрела.
С трудом достали незнакомца из ущелья, стрелу из груди вынули.  Воин потерял много живительной силы и лежал бездыханный. Береслава вызвалась  незнакомца в жизнь вернуть. Долго приглядывала за воином, водой чистой с наговором поила, травы лечебные собирала, рану обрабатывала, волшебством лечила. Её стараниями вернулся воин к жизни и поведал  свою историю. 

Имя его – Горислав – говорило, что в племени русичей задержался  муж, горящий во славе. Род его жил так далеко, что до тех земель надо плыть по огромному водному пути много дней. Только плыть некуда, поскольку род истреблён под корень неизвестными пришельцами. Случайно остался живым Горислав: во время нападения сидел в засаде против зверя дикого. Зверя не поймал, а когда с охоты вернулся, все, кого знал и любил, убитыми оказались. Старец, копивший последние силы, прошептал: «Чёрные люди, в чёрных плащах, принесли погибель». Сообщил и дух свой отправил в  небеса.
Горислав собрал убитых - детей, жён и мужей, возвёл высокий костёр, с дымом от которого души сородичей вознеслись к богам, а затем отправился искать племя, согласное его принять.

Никто не желал принимать пришельца: опасно доверяться человеку без роду-племени. Так и брёл: вдоль рек, через поля и леса, переплывал реки и озёра на досках. Питался дичью, пил из светлых ручьёв. По ночам  прятался  от зверей на деревьях или в пещерах.

Однажды какие-то люди схватили Горислава, обвязали путами, ноги заложили в деревянные колоды, посадили в решёта, увезли далеко от тех мест. Скудно кормили останками пойманных птиц. Заставляли пленника выполнять самые тяжёлые работы. Прошло несколько зим и вёсен, прежде чем удалось пленнику бежать. Снова попался ворогам, защищался и раненым провалился в ущелье. Так оказался Горислав в племени Береславы.

Конечно, между молодыми людьми  улеглась веточка берёзы. Иными словами, полюбили они друг друга, объявились женихом да невестой. Береслава счастлива безмерно, поскольку не надо теперь покидать соплеменников. Горислав тоже счастлив: отыскал он племя, согласное с ним породниться.

Накануне свадьбы пришла девушка к родной берёзе, почитаемой прародительницей племени,  чтобы испросить  у той защиты в женской доле. Подошла к дереву, прислонилась, протянула руки вдоль ствола, закрыла глаза, и обратилась со словами: «Матерь светлая, берёза зеленолистая да ветвистая, прошу: дай  дочери твоей счастья земного, мужа духом да телом крепкого, нравом доброго, детей здоровых, дом надёжный да стол хлебный». Берёза верхушкой не качнула, ветви вниз опустила, из коры её струйкой полился сок. Плакала белоствольная.

Тяжесть легла на душу Береславы: не к добру берёзин знак. Однако вернулась к племени, никому ничего не сказала. Жених с нетерпением ждал, с любовью глядел, соплеменники венками жильё украсили, ковры травяные уложили. Свадьбу справили и зажили хорошо.

Горислав - работящий да храбрый, что по дому сделать, он всегда готов. Воем служить: рад силушку показать, да врага злокозненного разбить. Только бы дом и семья целыми и невредимыми были. Береслава – добрая хозяйка, заботливая жена и мать. Жили, детям радовались.

Первым на свет произвели сына  – отцу на радость, племени защитник. Через год снова сын родился. Гордятся Горислав и Береслава: снова племени защитника дали. Оба с отцом схожие. Потом и матери подмога появилась: доченька светлая,  мать повторившая.

Лет десять прожили, Береслава и забыла про слёзы берёзовые. Да однажды налетела злая буря - жестокие люди в чёрных плащах. Воинственное племя тем и жило, что людей убивало, нажитое ими себе забирало.

Храбро сражались соплеменники, отстояли землю, изгнали насильников, да потеряли многих воинов. Погиб Горислав со старшим сыном, только что начавшим силушку свою пробовать.  Погибла и Береслава, защищая младших детей.

В тот момент, когда поняла, что опасность совсем близка, посадила  она дочку на руку, сына другой рукой подхватила и повела их тропою лесною. Вышел им навстречу, топором размахивая, воин в чёрном плаще. Глянула Береслава – бежать некуда. Усадила дочь под берёзу, сыну велела за сестрой приглядывать. И пошла навстречу злому ворогу, руку резко вперёд выставив. Тот пошатнулся от движения Береславиной руки, но устоял. Двинулся к женщине, недобрые мысли в усмешку вложив. Зашелестела берёза, ветви вниз наклонила, ствол вперёд направила. Казалось, вот-вот сдвинется с места.

Чёрный воин от движений берёзы снова качнулся, и опять выстоял. Близко к нему подошла Береслава, попытался он, откинув топор в сторону,  на землю женщину опрокинуть. Не получилось. Завязалась между ними рукопашная бойня. Извернулся чёрный воин, выхватил кинжал с пояса и вонзил в грудь своей противницы. Мягко осела та на землю, к стволу дерева прижалась. И злой воин тоже на землю свалился, будто подкошенный. Умер сразу.

Дети подбежали к матери, она им улыбнулась, руку с трудом протянула, и глаза закрыла, недвижная. Здесь и нашли соплеменники бездыханную Береславу и её перепуганных детей.

Оставшиеся в живых соплеменники уложили тела героев на костёр, что последний путь с земли в небеса прокладывает. Жарко и ярко горели  берёзовые ветви. Души погибших улетали. Одна душа на земле осталась. Так и жила она в ветвях высокой берёзы, защищала от бед растущих детей Горислава и Береславы,  сына их храбрым да умелым воином сделала, дочери в другом племени женское счастье присмотрела. Племя русичей оберегала от ворогов. Соплеменники прозвали ту душу Берегиней и верили её мощной защите.

Прошли века. Время от времени Берегиня, что при жизни Береславой звалась,  входила в душу и тело избранной ею женщины и жила среди людей.   Дух её оставался  крепким.

И сейчас та Берегиня по земле ходит. Помнит она, как создавала однажды силу русскую для московского князя Дмитрия. Поднял Дмитрий  свою дружину на борьбу с татарскими ханами. Вышли вместе с ним другие князья, повели  дружины на поле Куликово.

Только нужна была  московскому князю непобедимая мощь. Собрались Берегини со всех концов земли Русской и привели с собой  воинов, которых воспитывали трудами усердными. Боевой дух воина, за которым стоит Берегиня, удесятеряется. Целый полк таковых набрали, князь тот полк Засадным прозвал. В самую тяжкую минуту Засадный полк решил исход битвы. Воины обладали отвагой непобедимой, ловкостью неистребимой. Сражались  мечами, как все, но особой статью держались в рукопашном бою. Не касаясь противника, повергали его на землю, взглядом обездвиживали, голосом уничтожали.

Несколько веков после той знаменитой битвы воины Засадного полка составляли славу русского воинства, появляясь внезапно в сражениях за родную землю. Воин, воспитанный Берегиней, смерти не ведал.
Так Берегини землю держали, народ свой во все времена защищали.

В сегодняшних условиях, когда человечество снова оказалось на грани исчезновения, которого добиваются Тёмные силы, наславшие на Землю Наркоманию, Пьянство, Распутство, Раковые и СПИДовые болезни, Атомные и Нейтронные бомбы,  Непрестанные  землетрясения, Извержения вулканов и Сходы лавин, тем Берегиням трудно справиться. Нужны новые силы, нужны современные Берегини.

Не каждая женщина становится Берегиней. Это избранные души. Ищет их Жизнь, и когда находит, создаёт для них испытания, вводит, незнаемо для них, в мир оберегов и земных тайн, вкачивает в них силу природы-матушки, плетёт их серебряные нити по-особенному.

Не всегда удаётся взрастить Берегиню, бывает, что на пути к волшебной силе, женщина не справляется, потому Жизнь тщательно проверяет, долго обдумывает, но решившись, действует твёрдо и бесповоротно. Справилась её кандидатура с испытаниями, примет её Берегиня, а на Земле появится ещё одна хранительница человечества. Не справилась – пойдёт  женщина дальше по земному пути.

Берегиня веками живёт на Земле, развивая в себе чудодейственную защитную силу. Выбирает  достойного земного спутника, поддерживает и защищает его, укрепляет его силу, вкачивает мужество. Мужчина, оказавшийся рядом с Берегиней, становится вершителем земного развития, воином по духу: учёным, героем, уникальным профессионалом, крупным политическим, государственным или общественным деятелем, созидателем культуры.
Оглянитесь вокруг. Может, и с вами рядом стоит Берегиня?