О соловье и розе и не только о них

Алла Валько
               

Руководитель литературного клуба “Ветеран” поэт Александр Иванович предложил нам подготовить рассказ “Соловей и роза”. У меня в голове сразу же зазвучал сладостный романс  Т. Хренникова на слова П. Антокольского “Как соловей о розе”:

                Как соловей о розе
                Поёт в ночном саду,
                Я говорил вам в прозе –
                На песню перейду.

Мне не хотелось писать на заданную тему, поскольку у меня всегда есть свои творческие планы, поэтому и в этот раз я решила не откликаться на задание руководителя, тем более, что эта тема, как я считала, мне совсем не близка. Однако неожиданно Александр Иванович обратился ко мне и ещё одной даме, сказав, что хотел бы послушать наши рассказы.

Это поручение меня не обрадовало, так как я даже представить себе не могла, о чём буду писать. По дороге домой я вспомнила ещё два романса на “заданную тему”: первый - Римского-Корсакова на слова Кольцова “Пленившись розой, соловей”:

                Пленившись розой, соловей
                И день и ночь поет над ней;
                Но роза молча песням внемлет,
                Невинный сон ее объемлет...
                На лире так певец иной
                Поет для девы молодой…

и второй - романс Леонида Газиханова  “Как будто розы опадают”:
 
                Однообразные мелькают
                Всё с той же болью дни мои.
                Как будто розы опадают,
                И умирают соловьи…

Мне всё было понятно: роза для соловья – символ любви, когда есть надежда на взаимность, и символ печали, когда жизнь не удалась. У Оскара Уайльда есть философская сказка о любви "Соловей и роза", которая произвела на меня удручающее впечатление. У меня даже на сердце легла тяжесть из-за осознания бесперспективности наших духовных устремлений. Уайльд размышляет о соотношении добра, пользы и красоты. Единственный светлый герой этой сказки - Соловей - явился здесь символом истинного героизма. Он отдал свою жизнь во имя  высшей Божественной ценности - Любви, но она была отвергнута никчемными представителями рода человеческого с их низменными чувствами.
 
Я решила заглянуть в Википедию, чтобы выяснить, есть всё же хоть что-нибудь, что связывает соловья и розу. Я узнала, что люди больше знают обыкновенного соловья  с длинными ножками, большими темными глазками,  буроватым оперением и рыжеватым хвостом. Обитает этот соловей в Европе, а также в Азии -  до Енисея и Северного Кавказа и Памира. Эта перелётная птица зимует в Африке и строит гнёзда в сырых кустарниковых зарослях. Пение у соловья звучное, с большим количеством колен. К роду соловьев относятся также  западный и синий соловей, соловей-свистун, черногрудая красношейка, варакушка и др. Соловей питается пауками, насекомыми, червями и ягодами, то есть нектар розы соловей не пьёт и в действительности даже вряд ли наслаждается  ароматом розы. Иными словами, в действительности у соловья и розы нет ничего общего. У поэтов разных эпох он является лишь символом любви, либо он используется как символ, характеризующий личность либо самого поэта, либо плоды его творчества.

В этой связи у меня возникло несколько ассоциаций, касающихся взаимодействия других пернатых и цветов. Взаимную любовь маленькой птички – колибри – и красивых крупных красных цветов кораллового дерева эритрины я наблюдала в Карпинтерии. Колибри - самые маленькие птички на свете. Они питаются нектаром, собирая его с помощью своего длинного клюва. Это им удаётся  потому, что на несколько секунд или минут они могут зависать перед цветком тропического дерева, с невероятной частотой трепеща своими крылышками.  Они живут друг для друга: колибри и большие, яркие цветы, поскольку друг без друга попросту не могут обойтись. Колибри пьют сладкий нектар, опыляя при этом дерево. Это и есть истинная любовь.
 
Полёт маленьких колибри стремителен, они могут мгновенно менять направление своего полёта, являясь единственными среди пернатых, которые  летают даже назад. Эти птички очень энергичны, задорны, подвижны и чрезвычайно смелы. Однажды я наблюдала, как колибри пила нектар из цветков кустарника, росшего на нашей улице. Кустарник был невысокий, и птичка находилась на уровне моих глаз. Я вижу, что, выпив нектар из одного цветка, колибри пытается перелететь к другому цветку, но поскольку скорость её полёта очень высокая, то ей требуется больше места. А тут я стою и мешаю ей. Колибри недоумевает, мол, кто это рассматривает её. Я отчётливо вижу бусинки её глаз. Птичка, не выказывая никакого страха, облетает вокруг меня и садится на очередной цветок. Так повторилось несколько раз, а я всё стояла, не в силах отвести от неё взгляд.

В другой раз я любовалась шмелем, который пил нектар карпобротуса, растущего на песчаных пляжах. Шмель почти полностью погружался в его жёлтые или фиолетовые цветы, так что был едва виден среди лепестков. И я чувствовала, как насекомое и растение довольны друг другом и счастливы от взаимной любви.
Eсли соловей, как оказалось, способен только на виртуальную любовь к розе, то другие птицы по-своему любят эти роскошные цветы и могут спасти от гибели  целый розарий. Для этого недалеко от него вешают скворечник, и поселившиеся в нём скворцы поедают вредителей кустов роз.
 
А разве не напоминает розу аккуратно свитое птичье гнездо с лежащими в нём яичками разной расцветки? Даже у взрослых птиц много врагов, а уж их хрупкие яички служат лакомой добычей для самых разных птиц. Особенно возмутительными мне показались повадки ворон, которые нападают на гнезда при каждом удобном случае, особенно в отсутствие птицы-наседки. Огонь пожара, пожирающий сухую траву и тростник, пасущийся скот, сбор хвороста, рыбак, плывущий на лодке по заросшему озеру, собака, лисица или волк - всё, что тревожит мирных птиц в гнездах, выгодно для птиц, пожирающих яйца, - ворон, камышовых луней, крупных чаек и сорок.

Многие виды водоплавающих, куриных и пастушковых птиц устраивают гнезда в хорошо укрытых местах и в период кладки всегда приближаются к ним скрытно, соблюдая особые предосторожности. Утки, гуси и поганки, уходя с гнезда на кормежку, тщательно прикрывают яйца травой, пухом и опавшими листьями, защищающими кладку от посторонних глаз и возможных бедствий. Такое укрытое, замаскированное гнездо воронам найти трудно. Возвращаясь с кормёжки, утка обычно садится на землю в сотне метров от гнезда и пробирается к нему, затаившись, почти ползком, при каждой остановке наблюдая за всеми крупными птицами.
 
Но внезапно спугнутая птица взлетает, ничем не прикрыв гнезда, чем привлекает к нему внимание хищника.  Тогда он, понимая, что гнездо оказалось незащищённым, пикирует на осиротевший домик, и кладка делается их добычей. Так, когда в семействе у птицы случается переполох, хищник, воспользовавшись моментом, разоряет гнездо.

Вот и получилась песня уже не о соловье и розе, а о вороне и разорённом гнезде! И если бы всё это касалось только животного царства!