Уроки милосердия

Владимир Минский
Отрывок из романа «На переломе эпох»:
Читать полностью: роман «На переломе эпох».
https://ridero.ru/books/naperelomeehpoh/
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

1.42 (85.09.)
Уроки милосердия
Осень 1985 г.
«Я ехал на передней телеге с извозчиком, сильным, крас¬ным, грубым, очевидно, сильно пьющим мужиком. Въезжая в одну деревню, мы увидали, что из крайнего двора тащили откормленную, голую, розовую свинью бить. Она визжала отчаянным голосом, похожим на человеческий крик. Как раз в то время, как проезжали мимо, свинью стали резать. Один из людей полоснул её по горлу ножом. Она завизжала ещё громче и пронзительней, вырвалась и побежала прочь, обли¬ваясь кровью. Свинью поймали, повалили и стали дорезывать. Когда визг её затих, извозчик тяжело вздохнул: «Ужели ж за это отвечать не будут?» – проговорил он».
Лев Толстой
«Чтобы понять, если у животных душа, надо самому иметь душу».
Альберт Швейцер
Стоял тёплый солнечный осенний день. Ирина мама – женщина го¬степриимная, приветливая, фигурой довольно полная книзу. Она ра¬ботала ежедневно с утра и до позднего вечера, – выполняла производ¬ственный план своего предприятия. Но сегодня у неё был отгул, и она была дома, копошась на кухне.
Она была занята обработкой овощей. Летом и по осени семья пита¬лась, преимущественно овощами, что было не просто в зимнее время, когда свежие овощи отсутствовали, и народ мог побаловать себя толь¬ко собственной овощной консервацией, заготовленной по осени. Соб¬ственно, семья не считала себя классической вегетарианской, время от времени позволяя себе мясные вольности в рационе, особенно зимой. Они, скорее, считали «вегетарианство» не разновидностью жёсткой ди¬еты или гастрономического предпочтения, и, тем более, не своеобраз¬ной религией, а образом мышления, можно было бы сказать, «христи¬анским воздержанием» (если бы не их атеистическое мировоззрение) от искушения, соблазнов и греховности чревоугодия, проявлением мило¬сердия и сострадания к братьям меньшим. Поэтому они видели в веге¬тарианстве не полный запрет, а разумную тенденцию, через милосерд¬ное и разумное воздержание от мяса или видов мяса, и не столько от животных продуктов, как таковых, сколько от продуктов человеческой жестокости и бессердечия. Расхожее утверждение, что «человек должен в своей жизни попробовать всё», в этой семье было не актуально.
– А если какие-то дикари до сих пор младенцев едят, если это, на¬пример, было бы очень полезно для здоровья, я что, должен и до этого опуститься в поисках пользы или гастрономической новизны? – заявил как-то отец.
Это звучало более чем убедительно…
– И если и говорить о пользе для здоровья, о чём так трепещут мя¬соеды, то это ограничение и даст ту реальную пользу самому челове¬ку. Потому, что сегодня человечество реально страдает от последствий чрезмерного мясоедства! Ожирение и повышенный холестерин – это лишь одно из проявлений этого излишества у большинства людей!
– Все аргументы мясников – это только лишь способ оправдания собственной слабости, – поддержала его тогда дочь, – а кроме того, на этом просто зарабатывают деньги! А деньги решают всё в этом мире! В том числе и то, чем и как нам питаться!
Семья в целом жила не плохо, обстановка в квартире была хорошей. Некоторые даже говорили, дескать «живут как куркули»... Хотя это бла¬гополучие никогда не падало с небес, жизнь помотала их немало. При¬ходилось, и менять работу и место проживания.
– Я доволен своей судьбой, не жизнь меня мотала, а я её. Так мне нравится, – частенько приговаривал отец…

1.46 (86.03.)
Снится ей белая роща и травяные луга…
Март 1986 г. Владимир (Подмосковье) СШ № 3.
Урок литературы.
Девочка стояла перед классом, читая стих. Все молча слушали. Учи¬тельница строгим взглядом буравила класс, сидя за учительским столом.
«Дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик гру¬бый. На перегонных полях. Сердце неласково к шуму, мыши скребут в уголке. Думает грустную думу о белоногом телке. Не дали матери сына, первая радость не впрок. И на колу под осиной шкуру трепал ветерок. Скоро на гречневом свее, с той же сыновней судьбой, свяжут ей петлю на шее и поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще в землю вопьются рога... cнится ей белая роща и травяные луга», – Ира закончила чтение. Медленно подняла покрасневшие глаза, у горла стоял ком.
– Ну, и что, собственно, Есенин хотел сказать этим? – учительница смотрела на школьницу с явным пренебрежением.
– Ну, в общем-то здесь Есенин поднимает тему жестокости и эгоизма людей. Человеческой натуры. Наверное, чтобы мы хотя бы раз задума¬лись перед тем, как сожрать кусок мяса. Чего он вообще стоил. Что вот это горе существует вообще параллельно, и оно часто случается именно из-за нас. Что бы мы, запихивая в себя кусок бифштекса, лишний раз бы подумали, какой ценой он получен!
– Ну, вообще-то, чтобы об этом вообще говорить, нужно сперва ска¬зать о том, что вообще чувств, подобных человеческим, у животных нет! Они ничего не чувствуют и не страдают, как человек! В вот го¬ворить «жрать» – это явная бескультурщина, не допустимая на нашем уроке! – заявила авторитарно учительница.
При этих словах Ирина отшатнулась. Её лицо выражало изумление, шок. В ту же минуту, уловив учительские нотки, весь класс обрушился:
– Да!
– Всё ерунда!
– Все верно!
– У животных нет души.
– Животные ничего не чувствуют.
– Они созданы для того, что бы человек их ел!
– Человек-хищник, у него клыки!
– Человеческие клыки – не клыки хищника, а пригодны только, са¬мое большее, чтобы разгрызть орех, да и то с трудом! Мы не можем загрызть добычу зубами! Мы не можем грызть кости. Мы не можем убить жертву зубами! Так какие же мы хищники? Мы вегетарианцы по истинной природе своей! – возразила Ира. – У хищников есть по¬требность вечно грызть, стачивать зубы. А у человеческих зубов, если эмаль сточить, она не восстанавливается! Так какие же мы после этого хищники? Просто, видимо, в ледниковый период человеку пришлось разнообразить свой пищевой рацион. Вот он и пошёл бить мамонтов булыжниками в ямах!.. Так что человек – он, по природе своей, всё же, больше вегетарианец, нежели хищник.
– Вегетарианство – это просто диета для больных! – раздалось в классе.
– Если человек сидит на вегетарианской диете только из-за эгоиз¬ма – ничего не выйдет. Нужно стать частью мира, заботиться о нём. Тот, кто понимает грех чревоугодия, лишь как заботу о себе – глупец! Это забота об окружающем мире!
– Хочешь позаботиться об окружающем мире, позаботься о себе!
– Кушать нужно хорошо!
– Мясо обязательно нужно кушать! – посыпались «глухие» к её до¬водам обычные возражения.
– Вы можете, конечно, кушать так, как вам нравится. Но не забывайте о том, что сколько вы забираете у природы, столько же она, рано или поздно, заберёт у вас. Долг то он ведь платежом красен, вот и расплачи¬ваются потом заблудшие души за свои поступки и сетуют: «За что нам такое!»
– Какие ещё души? Нет никаких душ! Есть мозг, центральная нерв¬ная система, которая только у человека высокоразвита. А животные, они не умеют переживать. Даже собаки живут только лишь на инстинктах.
– Вы так думаете даже про собак? – глаза Иры покраснели от под¬катывающихся слёз обиды, отчаяния и жгучей ненависти к этим крича¬щим уродливые фразы одноклассникам и училке.
– Я вам прочитаю ещё один стих Есенина…: «Утром в ржаном заку¬те, где златятся рогожи в ряд, семерых ощенила сука, рыжих семерых щенят. До вечера она их ласкала, причесывая языком, и струился сне¬жок подталый под теплым ее животом. А вечером, когда куры обсижи¬вают шесток, вышел хозяин хмурый, семерых всех поклал в мешок. По сугробам она бежала, поспевая за ним бежать... и так долго, долго дрожа¬ла воды незамерзшей гладь, а когда чуть плелась обратно, слизывая пот с боков, показался ей месяц над хатой одним из ее щенков. В синюю высь звонко глядела она, скуля, а месяц скользил тонкий и скрылся за холм в полях. И глухо, как от подачки, когда бросят ей камень в след, покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег», – Ирина замолчала.
– Собаки потом забывают своих щенков. Они не умеют страдать, как человек.
– Ну, знаете, у меня у бабушки в деревне живут собаки. У них, у каждой, исключительно свой характер. Каждой из них присущи такие чувства, как радость, злость, обида, ревность, любовь, дружба, – Ирина тщетно пыталась найти аргументы, сказать что-то этим, кричащим, по истине бездушным «тварям божьим».
– Ну, это всё вообще-то относительно. Это уже давным-давно доказа¬но, что все животные живут исключительно на инстинктах, – было оче¬видно, что училка тихо бесится.
Класс кинулся дружно поддакивать…
– Хорошо, я сейчас вам докажу обратное. Однажды я видела, как посреди дороги одна собака спасала другую, которую, сбила машина и та лежала на дороге. Все машины проезжали мимо. Конечно, какое чело¬веку дело до какой-то там собаки! Но то, что делал этот пёс, полностью противоречит животному инстинкту самосохранения. Это – настоящий героизм, на который даже не каждый человек способен. Это – способ¬ность к сопереживанию. А фактов спасения собаками людей то же сколь¬ко угодно! Даже эти псы способны чувствовать чужую боль. А вы – нет.
– Ладно, ладно, собаки собаками, собаки делают это инстинктивно, не осознавая, ну а что нам теперь коровами плакать? – усмехнулась училка под почти дружное хихиканье класса. – Так заморачиваться, то и рыбу не сможешь съест и шубу не оденешь.
– А почему бы и нет? Если собаки, как вы говорите, не осознают, то мы-то люди, осознаём! А если и мы ничего не хотим осознать, то что же пенять тогда на животных!? Чем мы их тогда лучше?
– Так что нам теперь всем вегетарианцами стать что ли?
– 90% индийского континента – вегетарианцы. Многие великие люди были вегетарианцами. Например, Эйнштейн, Толстой, Ньютон, Пифагор, Дарвин, Сократ, конечно, Есенин. Потому что они думали. Человека природа наделила разумом. Один из великих людей сказал: «Чтобы понять, что у животных есть душа, надо самому иметь душу. Чтобы убить, человеку нужно убить свою душу – иначе он не сможет».
– Ерунда! Всё это демагогия. Человек – царь природы! Природа со¬здана для нас, для человека!
– А кто так решил? Кем создана?
Этот вопрос поставил крикунов в тупик. Ведь все знали, что Бога нет. Так кто же тогда?..
– Природа, Ира, создана эволюцией! – Училка поставила точку, по¬морщившись, – всё садись. Хватит балаган разводить!
И вообще, мы никого не убиваем! Это делают мясокомбинаты.
– Но мы оплачиваем работу мясокомбинатов. Они это делают пото¬му, что мы этого хотим! Они убивают для нас, вместо нас!
Но животные чувствуют все, так же как и все мы, только говорить не могут и позаботиться о своей безопасности. Человек должен помо¬гать им всем, чем может. Ведь, возможно, что иначе в следующей жизни каждый из нас может оказаться в его шкурке. Относиться к жи-вотным нужно как к братьям младшим своим. Эволюция техническо¬го прогресса очевидна всем. А как на счет эволюции человеческого сознания?.. Неужели мы все еще на уровне дикарей, которым ради выживания в ледниковый период приходилось убивать животных? Нет, вы знаете, мне кажется, что в каком-то смысле мы даже дегра¬дировали... Мы убиваем даже не ради еды, мы убиваем ради модной шубки, мебельной обивки… Остановись человек-разумный! Посмотри сколько продуктов и витамин тебе доступно, неужели нельзя хотя бы сократить потребление мяса, если уж не можешь отказаться совсем…
– Я сказала, всё!.. – училка поставила точку в диспуте, – мир создан таким, каков он есть! И не нам его менять!

Отрывок из романа «На переломе эпох»: http://www.proza.ru/2014/04/02/43
Скачать электронную книгу: http://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html