Воспоминания Нины Лизенко о братьях Марченко

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Марченко Александр Васильевич в студенческие годы. Москва. Университет. 1912 г.

Фото из архива Благодарненского районного историко-краеведческого музея. Г. Благодарный Ставропольского края.

***


ВОСПОМИНАНИЯ ЛИЗЕНКО НИНЫ МАЛАХИЕВНЫ
О БРАТЬЯХ МАРЧЕНКО.

20 мая 1963 г.

16 мая 1963 года газета «Ставропольская правда» опубликовала статью «Председатель ревкома» о первом председателе исполкома Благодарненского уездного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Марченко Александре Васильевиче.

Откликом на эту статью стало письмо жительницы села Елизаветинского Благодарненского района Ставропольского края Лизенко Нины Малахиевны, которая помнила своих учителей, братьев Александра и Ивана Марченко.

20 мая 1963 года Н. М. Лизенко писала:
- Александр Васильевич и Иван Васильевич Марченко работали в селе Благодарном педагогами. Иван Васильевич состоял директором реального училища, ныне – Благодарненская средняя школа № 1.

Я была из бедной крестьянской семьи. Отец мой хорошо рисовал, но для его обучения у родителей не было средств, чтобы его послать в художественную школу. Ведь в семье воспитывалось семеро детей. Поэтому отец батрачил, из сил выбивался, чтобы прокормить семью, снять для меня угол в селе Благодарном и оплатить за мое обучение. Иногда он подрабатывал живописью, рисовал портреты зажиточных крестьян, но дохода большого его промысел не приносил.

Питалась я впроголодь, порой перебиваясь хлебом да водой. Но мое сильное желание учиться, даже голод побеждало! В реальном училище интересно была построена учебная и воспитательная работа. Действовали разнообразные кружки: естественно-научный, литературный, трудовых навыков. Сад, что теперь разросся  в средней школе села Благодарного, был посажен нами при директоре Иване Васильевиче Марченко. До этого двор зарастал бурьяном. Я помню и сейчас, где растет мое деревце.

А как мы любили слушать Ивана Васильевича и Александра Васильевича, когда они выступали на естественно-научном или литературном кружках. Они отлично читали произведения Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Не знаю, кому как, а я сидела и слушала, как очарованная.

Но мало, очень мало мне пришлось видеть Александра Васильевича в форменном учительском сюртуке. На его широкие плечи и коренастую фигуру время надело солдатскую серую шинель, грубые сапоги и серую шапку. От великих забот заскуластилось еще больше его лицо, засинели еще сильнее его синие глаза.

Как живые стоят они и сегодня передо мною, эти замечательные педагоги, учителя мои, дорогие наставники. Оба они коренастые, широкоплечие, небольшого роста, ясноглазые. В их глазах было много душевной силы, а в обращении с людьми – душевности, уважительного отношения к собеседникам.

***

До глубины души меня взволновал один эпизод из жизни реального училища. Встречали Новый 1916 год. Прекрасная елка стояла посредине школьного зала, вокруг елки устроены всякие игрища.

И вот, стою я на первой в своей жизни елке, такая маленькая, щуплая, в ситцевом платьице, в старых ботиночках, и вдруг вижу, как Иван Васильевич, что-то шепнул своему брату, заведующему отделом образования земской уездной управы Марченко Александру Васильевичу, и громко крикнул:
- Кто угадает, как зовут эту куклу?

А кукла была прекрасная, у нее глаза открывались и закрывались.
Иван Васильевич подошел ко мне, присел, положил руки на мои плечи, смотрит мне в глаза и шепчет:
- Ага…
- Агата! – произнесла я имя куклы полностью.

А директор училища встал и громко объявил:
- Вот кто отгадал! Нина! Ей куклу и вручим!
Разве я могу забыть, такое теплое отношение ко мне, простой крестьянской дивчине…

***

Однажды отец пришел пешком из села Елизаветинского в село Благодарное, а это 12 верст по бездорожью, и принес в мешке печеный хлеб для меня. Его увидел наш директор Иван Васильевич. Он поздоровался с отцом за ручку, поговорил с ним и подсказал, какие документы следует оформить, чтобы с меня не брали плату за обучение. С того времени я обучалась за счет средств земской управы. Для нашей семьи это было большим облегчением!

В 1919 году, во время оккупации уезда белогвардейцами, моего отца каратели избивали плетьми за поддержку советской власти, за связь с большевиками. В 1922 году отец мой умер от голода, уснул от истощения и больше не проснулся.

 И в советское время тяжело жилось нашей семье. Но мы, молодые не падали духом, а шли смело вперед по проторенной широкой дороге за нашими маяками, дорогими педагогами – братьями Марченко!

ИСТОЧНИКИ:

Твалчрелидзе А. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельско-хозяйственном отношениях. Ставрополь, типография М.Н. Корицкого, 1897 г.
Сборник сведений о г. Благодарном. В. Соколов. Ставрополь. Ставропольское издательство «Параграф», 2013.
Марченко Александр Васильевич. Документы из архива Благодарненского районного историко-краеведческого музея. Предоставлены директором музея Т. И. Бочаровой 8 июля 2014 г.
Забелин В.М. Благодарненская сторона: исторические очерки. Ставрополь, АГРУС. 2012.

17 июля 2014 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков