Мечтатели теперь не в трендах

Мельников Сергей
   Когда я был совсем маленький, то всё время о чем-нибудь мечтал. В один день я представлял себя лучшим в мире спортсменом, в другой – известным актером или военным, а в третий день я был уже знаменитым на весь мир музыкантом – кумиром толпы. С возрастом же эти мечты становились все более скудными и приземленными, а к четырнадцати годам я всерьез мечтал разве что о том, что однажды найду миллион долларов в чемодане, забытом на улице каким-нибудь сказочным придурком. Но вскоре и эта недомечта пропала, оставив после себя лишь неприятный шлейф разочарования и обмана. Именно тогда я и стал взрослым, ведь взрослые уже не мечтают – они загнаны в психологические рамки и реальные бетонные стены, внутри которых невозможно летать. Взрослые работают, гоняются наперегонки со временем, добиваются стабильности, женятся, покупают шмотки, тачки, квартиры в ипотеку, абонементы в фитнес-клубы, ругаются в пробках, изменяют, бухают, курят, потом лечатся, и всячески прожигают свою и без того короткую жизнь, чтобы к шестидесяти годам обернуться и понять, что всю жизнь был занят не тем. И взрослых мечтателей почти не осталось, потому что их либо высмеивают за их профнепригодность и наивность, либо закрывают в известном доме с желтыми стенами и высоким забором. Именно такими взрослые и видят мечтателей – двинутые на всю голову люди с ограниченным кругом возможностей, совершенно непригодные для жизни в их распрекрасном обществе.
   Но далеко не все мечтатели – больные люди. Некоторые из них всерьез могут и непременно станут великими. Пусть это лишь кучка, но если бы этой кучки мечтателей вообще не было, то и не было бы этих единиц великих. Вот почему раньше было на порядок больше писателей, художников, поэтов, композиторов? Не потому, что наше поколение бедное на таланты, просто ТОГДА мечтать было в духе времени, сейчас это лишь пережиток прошлого. Я убежден, что родись Пушкин в наше время, то он, скорее всего, стал бы лучшим работником месяца в каком-нибудь МакДональдсе, или раздавал листовки на перекрестке Невского и Литейного, с его-то внешностью. Вот только представьте, если бы вся та плеяда творческих людей выросла бы в НАШЕ время прагматиков, депутатов и бизнесменов. Думаю, Лермонтов бы наверняка стал топ-менеджером какого-нибудь заурядного РосНефть, а Есенин сейчас околачивался бы у круглосуточной разливочной одного из спальных районов Питера. Маяковский работал бы креативным директором сети ночных клубов, а Толстой стал бы авторитетным вором в законе или ведущим ток-шоу на Первом канале. И никто из них не стал бы великим на века. Почему? Да просто я убежден, что дело совсем не в том, какое именно поколение рождается, а в том, каким его воспитывают. Если мы нацелено пытаемся вырастить поколение рабов и исполнителей, прагматиков и трудяг, то наивно полагать, что среди них вдруг появятся творческие люди, которые порвут шаблоны. Они элементарно не будут на это запрограммированы. Тому же Пушкину с детства прививали литературу и поэзию, а современные дети изучают только компьютеры и дурацкие мультики сомнительного содержания. Раньше в школах и лицеях приучали СОЧИНЯТЬ стихи и прозу, сейчас максимум заставляют бездумно зубрить классику ради хорошей отметки. Со всей школьной программы я запомнил лишь скудные сочинения «как я провел лето», которые мы писали каждый сентябрь – это было единственное творческое задание за все десять лет обучения.   
   Так откуда тогда браться поэтам и писателям, композиторам и художникам, если мы сами хороним искусство своими же руками. Да – скажете вы – можно пойти учиться в специальные заведения, где научат рисовать, умело складывать слова в предложения и всем остальным премудростям, но что делать, если твои родители бедны или элементарно заняты, чтобы таскаться с тобой тут и там? - в этом случае ребенок обречен вырасти менеджером. Ведь теперь менеджер – это не рядовая профессия, а обзывательство, показывающее твою никчемность и бесперспективность. Мы – поколение бездарей. Менеджеров. Потребителей. И не нужно жаловаться на бракованные поколения и экологию – поколение «next» выбираем мы с вами сами, и никто другой в этом не виноват. Можно складывать целые истории о том, что виновата система образования, идиоты-политики или современная жизнь, но самые первые знания и стремления ребенку закладывают его родители. И своим детям я с детства буду прививать любовь к искусству, природе и спорту, а не к технологиям, гаджетам и баблу. Уж извините.