Астрея, Тара, Нинлиль, Нут, Коляда

Олег Гуцуляк
Греческая богиня Астрея («Звездная») - дочь Зевса и Фемиды. Астрея считалась воплощением справедливости (Дикеосине, где Дике — «обычай»), сестра Стыдливости.

Астрея в Золотом веке правила миром, а когда испортились обычаи (в 2774 г. до н.э. наступил Бронзовый век, по М. Чмыхову [Чмыхов Н. Истоки язычества Руси — К.: Лыбидь, 1990. — С.335]), Астрея-Иштар вернулась на небо и превратилась там на созвездие Девы (дв.-инд. devi «богиня» < dev-«сиять»). Вместо себя она оставила свою дочь Гекату как лишь отражающую справедливость из подлинного источника. Но сохранилось пророчество о её грядущем возвращении.

В мифологии индусов («Вишну Пурана», 4.6; «Брахма Пурана», 23; «Деви Бхагвата», 111; «Бхагават Пурана», 9.14; «Хариванша Пурана, 1.25; «Падма Пурана», 12; «Вайу Пурана», 90-91) богиня Астрейя известна как Тара («звезда»), которую похитил у богов-девов бог Луны Сома (Чандра). Брахма вернул Тару мужу Брихаспати (Юпитеру), но она уже была беременна от Сомы и вскоре родила бога Будху («мудрый, знающий», «планета Меркурий»). Он называется Саумйа, то есть «Сыном Сомы (Луны)». От Будху происходит Лунная династия царей. Сома (Луна), являющаяся его отцом, дружественна к нему, но Будха (Меркурий), зная, что он – сын жены Брихаспати (Юпитера), враждебно относиться к Соме, совратившего его мать. Сам Будха был женат на Иле (богине ритуала), их сыном был Пуруравас, первый царь Лунной династии. Авторству Будхи приписывается один из гимнов «Ригведы» (РВ X, 101). Он – любимый глава собрания богов, даритель счастья и шуток, надежды и материального благополучия, управляет торговлей и финансами, воровством и азартом, знанием и расчетливостью. Будха является повелителем двух знаков Зодиака – Митхуна (Близнецы) и Канья (Дева), сфера обитания – воздух (Вата), направление – север, день почитания – среда. Будха известен и под другими именами – Индусута, Чандрапутра, Чандратмадж, Гйа, Бодхан, Витт, Сомья, Ронанайе, Шбямгав, Тарасута (см.: [Дом Солнца : Будха // http://www.sunhome.ru/magic/12899/p1]).

В шумерской мифологии бог стихий и воздушного простраства Энлиль соблазняет / насилует Нинлиль (Суд; аккад. Муллиту), дочь бога хранилищ Хайя и богини ячменя Ниншербаргунны. Произошло это на священном острове Дильмун, на берегу реки Ид-нунбир-тум. Она зачала ребенка Нанну (Суэн-Ашимбаббара; аккад. Син), будущего бога луны. В наказание Энлиль был отправлен в загробный мир, царство Эрешкигаль, куда Нинлиль последовала за ним. Чтобы иметь право покинуть подземное царство, Энлиль последовательнопринимает облик стража ворот подземного мира, стража реки Ид-кур-а и перевозчика Ур-Шанаби (SI.LU.IGI) через реку и зачинает с Нинлиль богов Нергала-Мешламта-эа, бога смерти, Ниназу, бога подземелий и пещер, и Энбилулу, бога рек и каналов. Эти трое сыновей остаются в подземном мире вместо Энлиля, Нинлиль и Нанны (принцип «за голову – голову»).

В древнеегипетской мифологии бог земли Геб соблазнил свою сестру богиню неба Нут, «огромную мать звёзд», жену бога Ра, родившую от соблазнителя Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Для их рождения бог Тот выигрывает в азартной игре 1/74 час годовых суток и складывает из них пять целых суток, над которыми не властно проклятие Ра и в которые Нефтида может разрешится от бремени.

Мотив ухода / похищения / соблазнения жены царя богов и рождения от похитителя сына известен и славянам. Это – звёздная богиня Коляда («Стара Маты»), жена бога Перуна, но которая от Велеса (Бадняка) рождает сына – Божича (Новый Лунный Год), убегая (спускаясь по Мировому дереву с небес на землю) от преследования (мужа или Мары) в образе козы. Как указывает Б. Успенский, сохранившееся у южных славян представление о Старом Бадняке (Старом Боге) и Божиче (Младом Боге) тождественно в восточнославянском ареале (как христианское переосмысление) представлению о «Николином батьке» и «Николе-угоднике», находящихся в ссоре: «…Уместно отметить в этой связи, что святки, знаменующие окончание Рождественского поста, в целом ряде мест начинаются не с Рождества, а именно с Николина …, т. е. на Николин день переносятся вообще существенные функции Рождества Христова. Знаменательно, что на Украине рождественский сочельник и Никольский сочельник могут называться совершенно одинаково, а именно «полазник»: «полазник — ден' перед р'iздвом i перед с'ватом Нэколэ, коли н'iкого не пускайут в хату» … Вместе с тем в некоторых местах на Украине отмечают «Николины святки», когда едят кутью и узвар…, т. е. ритуальную пищу, которую едят вообще в рождественский сочельник» [Успенский Б. Филологические разыскания в области славянских древностей. Глава III. Никола и Волос (Велес) // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/usp/02.php].

Люди уход богини (Астреи/Иштар/Тары) посчитали своей собственной виной. Но реакция на постижения вины — это не ненависть к самому себе, а стимул к тому, чтобы исправиться. Э. Фромм четко уловил мотив: когда мы грешим, а потом реагируем на грех — но не страхом, а заботой о спасении — мы можем стать людьми в полном смысле этого слова (др.-инд. Manu, нем. Mann, англ. Man «человек» < man- «мыслить»). В мышленни людей, центром которого является утверждение силы человека, его достоинство богу (по чьему ообразу и подобию сотворен и чеье дыхание воспринял), именно опыт радости, а не горя, именно постижение вины (грехов) означает полное признание человеческой силы, а не опыт бессилия [Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С.201].