Постреволюционная Россия в романе М. Булгакова Мас

Сергей Александрович Ковалев
   «Рукописи не горят!»
   Эта бессмертная цитата из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» применима к самому роману классика не в меньшей степени, чем к неизданной работе мастера о Понтии Пилате. Ценность произведения определяется огромным количеством нравственных и философских проблем, затронутых в романе. Здесь и жертвенное отношение человека к творчеству, и проблема природы зла, а помимо того, что также немаловажно, моральный облик России 30-х годов прошлого столетия. Вполне возможно, что показывая Россию и ее устройство в столь комической абсурдистской форме, Булгаков был далек от реализма, однако очевидно, что именно с помощью гиперболического представления он пытался привлечь внимание общества к очевидным с его точки зрения социальным проблемам. Таким образом, стоит рассмотреть ряд персонажей, через характеристики которых Булгаков пытался передать суть морального застоя его России.
   Главная проблема России времени автора – квартирный вопрос. Это подчеркивает и Воланд во время представления его свиты в Варьете:
   «обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… Квартирный вопрос только испортил их…»
   Очевидно, подобное представление проблемы Булгаковым было связано с тем, что сам автор страдал от нее. Первые тринадцать лет московской жизни с 1921 по 1934 года Булгаков постоянно бедствовал в поиске жилья, что было характерно для многих граждан того времени. Квартира, которую занял Воланд со своей свитой, ранее принадлежала на двоих Степану Лиходееву, руководителю Варьете, и Берлиозу, руководителю серьезного литературного сообщества МАССОЛИТ. Тот факт, что люди, занимающие столь высокие должности, не имели возможности получить личное жилье, лучше всего подчеркивает проблему квартирного вопроса. Важность этой проблемы выражается автором в том, насколько быстро и в каком количестве находятся «наследники» на освободившуюся жилплощадь, а проводниками этой идеи в произведении являются сразу несколько персонажей.      
   Нейтральным персонажем в этом аспекте является некто Никанор Босой, председатель жилищного товарищества, фигура влиятельная в плане квартирном, что и подчеркивается автором при знакомстве с персонажем. Сказано, что после смерти Берлиоза за два часа Босой принял «таких заявлений тридцать две штуки», в которых содержались просьбы, мольбы угрозы, кляузы и прочее.
   «Никанора Ивановича вызывали в переднюю его квартиры, брали за рукав, что-то шептали…»
   Из этой цитаты следует сделать вывод, что Босой действительно имел «квартирную» власть. В дальнейшем автор не отрицает этого. Однако, любопытно все же, что имел в виду автор, давая герою именно такую «говорящую» фамилию. Возможно, он хотел подчеркнуть тот факт, что даже при такой власти Босой был вовсе не богатым человеком.
   «Через пять минут председатель сидел за столом в своей маленькой столовой»
Это краткое, но весьма емкое описание жилищных условий самого Никанора Ивановича, гиперболизирующее проблему жилплощади, при которой даже председатель жилищного кооператива не может рассчитывать на нормальные условия проживания.
   Еще один персонаж, с которым необходимо познакомится – Максимилиан Поплавский, экономист из Киева, дядя Берлиоза. Его присутствие в произведении ограничено половиной главы «Неудачливые визитеры», венчающей первую часть произведения, и, в отличие от Босого, этот персонаж существует исключительно для описания извращенности граждан советской России квартирным вопросом. Будучи человеком также небедным (так как является плановиком, а значит имеет отношение к государственной экономике), Поплавский также не может быть доволен условиями своей жизни. Данный аспект как ничто другое подчеркивает безвыходность и обреченность граждан в описываемое время – Булгаков хотел подчеркнуть, что в определении жилья твой вес в обществе и твои заслуги перед страной не имеют никакого значения. Булгаков, давая характеристику Поплавскому, формирует у читателя восприятие этого героя как мелочного и меркантильного циника, хотя по прочтению романа становится понятно, что в Булгаковском мире такие персонажи скорее правило, чем исключение из правил. Далее Поплавский идет в жилищное управление, где не находит никого из управляющего аппарата, следует в квартиру, где сталкивается с шайкой Воланда. Разумеется, Поплавский в итоге остается ни с чем.
   Наконец, третий персонаж «квартирной» проблемы – Алоизий Могарыч. Могарыч был включен автором в роман в одной из последних редакций перед смертью, и его присутствие на страницах, конечно, не выглядит сколько-нибудь обязательным. Могарыч после прочтения разгромной статьи критика Латунского о романе о Понтии Пилате подает жалобу на мастера, в которой указывает, что тот хранит у себя нелегальную литературу. После исчезновения мастера Могарыч поселяется в его подвале. Могарыч – типичный представитель эпохи цензуры, готовый всегда прийти на помощь с врагами народа, разумеется, с выгодой для себя. Именно он позволяет нам перейти от одной проблемы к другой – цензуре.
   Проблема цензуры, в отличие от проблемы «квартирного» вопроса в романе Булгакова тесно связана с сюжетной линией. Россия Булгакова – совершенно антирелигиозное государство, а суть этого подхода в признании высшей властью авторитарного правителя. Религиозность в Советской России всячески искореняется, а правитель наделяется той властью, что раньше владел Господь. Именно цензура не пропустила роман о Боге и о религии, созданный мастером, цензура для мастера – клетка, вырваться из которой можно работая лишь по заказу, подобно Ивану Бездомному, которому МАССОЛИТ в лице Берлиоза заказал антирелигиозную поэму.
   В данном контексте Булгаков, видимо, показывает противопоставление гонимого оппозиционера мастера и идущего по течению молодого поэта МАССОЛИТА Бездомного, а встреча в психиатрической больнице, когда мастер убеждает поэта больше не писать стихи, символизирует победу правды над цензурой. И если с начала романа поэт ходит под псевдонимом Бездомный (чем автор, очевидно, хочет подчеркнуть внутреннюю потерянность и душевный конфликт персонажа), то по окончании романа герой называется по настоящей фамилии – Понырев, что символизирует успех в поиске себя. Стоит отметить, что Понырев – один из немногих персонажей, для кого визит Воланда закончился хорошо.
   Любопытен другой вопрос для рассуждения – отождествляет ли Булгаков самого себя с личностью мастера? В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что Булгаков, подобно мастеру, также часто придерживался религиозной темы в своих произведениях и также часто оказывался гоним критикой. Кроме того, современники выделяли тот факт, что образ Маргариты, верной спутницы мастера, был будто списан с жены Булгакова Елены, притом не столько внешне, сколько в описании жизненной силы, энергии любви и экспрессии в передаче чувств. Так не стало ли произведение автора средством утешения самого себя в предчувствии неминуемой гибели? Не стал ли вечный покой мастера далекой нереализуемой мечтой Булгакова? Или его предчувствием?
   Проблема цензуры в России описываемой эпохи тесно связана с другой болезнью страны – бесправие и беззащитность граждан. Тема ареста рассматривается как одна из ключевых в произведении. Отличным замечанием будет то, что в произведении Булгаков ни разу не назвал «их» по профессии или по должности. Сквозь все произведение проходит тема исчезновения людей после встречи с «ними». Это вовсе не боязнь автора, а искусно сформулированная недомолвка. Любопытно, что после встречи с шайкой Воланда никто из граждан не пропадал, лишь рано или поздно они возвращались назад из Ялты или из психиатрической больницы, отягощенные жизненным уроком. Так кто же такие «они», после встреч с которыми люди начинают бесследно пропадать – служители закона? Или демоны ада? Здесь автор дает нам подумать над тем, в какой мире мы живем, а тема ареста постоянно всплывает в диалогах персонажей и в их поступках:
   Бездомный шутит с Воландом в самом начале романа о том, что «Канта стоит посадить в Соловки» за доказательство существование Бога, а Маргарита, встречая Азазелло, первым делом спрашивает у него: «Вы хотите меня арестовать?». Россия времен Булгакова – страна доносов и жалоб, «полицейское» государство, где люди готовы к неожиданному аресту безо всяких на то очевидных причин. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать эпилог романа, в котором автор описывает поиски пропавших без вести кудесников из ада. Автор высмеивает страну вплоть до абсурдистики, когда гражданин из Армавира идет сдавать в милицию кота.
   Несомненно, все проблемы социального строя России Булгаков пережил сам, поэтому они в столь острой и сатирической форме высмеиваются в его произведениях. Россия 30-х годов была не самой плодородной почвой для литераторов, подвергавшихся гонениям и запретам, однако именно на этой бесплодной почве и смогли взойти настоящие жемчужины русской литературы, такие как Булгаков, Маяковский и другие. Что помогло им взойти, подняться наперекор всему и увековечить свои произведения в школьных учебниках, а имена свои вписать золотыми буквами в историю литературы. Не потому ли талант их и проявился не «благодаря», а «вопреки», для того, чтобы дать нам всем невообразимой силы жизненный урок того, как можно бороться и не сдаваться и до последнего верить в исключительность самого себя, в свой потаенный талант…