Сакральность топоса Украины

Олег Гуцуляк
Одним из уровней «сакрального топоса» является «топос праздника (свята)», как правило, сопроводимый веселостью, ритуальным смехом, многочисленными развлечениями, праздничными гуляниями, эротизмом и т.д.

«… Все, — говорит А.С. Пушкин в известной рецензии на Гоголевские «Вечера на хуторе…», — обрадовались этому живому описанию племени, поющего и пляшущего, этим свежим картинам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеятся, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина!» [Цит. за: Назаренко М. Сокращенный рай: Украина между Гоголем и Шевченко // Новый мир. — 2009. — № 7. — С.162].

И эта определенная точка в процессе существования имеет тенденцию к разрастанию, проникая во все сферы украинской общественной жизни.

Другим проявлением сакрального достоинства оказывается роль  мастерицы любви, «кудесницы» (от семит. «кудесах» – «гетера, храмовая служница»), униженное и оскорбленное мужским прагматизмом, презрением, социальным позором, экономической подоплекой, низведенное до уровня блудницы, «Падшей Софии», «изгнанной Шехины».
Поэтому Украина, воспринимаяемая как «бордель Европы», в действительности,

Перефразируя М. Бубера, можно даже сказать, что Украина является носителем духа согласия/злагоды/злуки (Behaustheit), а Россия — носитель духа беспризорности/отчуждения/рассеяния (Hauslosigheit), в первом случае человек чувствует себя во всей Вселенной как дома, а во втором — как в диком поле, где и колышка для шалаша нет [Бубер М. Два образа веры. — М., 1995. — С. 164-167].