Шагнувший в небо

Олег Гонозов
Жизнь ярославского поэта Сергея Лукина оборвалась трагически. В тридцать девять лет поэт  шагнул с балкона пятого этажа. Ушел, оставив вместо предсмертной записки только свои неопубликованные стихи. Одно из них было таким:

Я давно не ел котлет,
Потому что я - поэт.
Потому что денег нету,
Что купить себе котлету.

Потому я и поэт,
Что не ем котлет.
Если съем котлету -
Об чем мечтать поэту?

У Сергея рано умерла мать. Отец вместе с двумя сыновьями перебрался из сельской местности в Ярославль. И тут судьба благоволила начинающему поэту: в одном доме и одном подъезде с ним жил поэт-фронтовик Павел Павлович Голосов. У члена Союза писателей СССР была квартира под номером 172, у Лукиных - 212. А на цокольном этаже находилась юношеская библиотека имени Некрасова, в читальном зале которой Сергей выступал вместе с поэтами из литературного объединения «Ярус».  О том, с каким чувством Сергей Лукин уехал из деревни, он рассказал в стихотворении:

Деревня моя Сарафоново!
Прощай и меня прости:
Жизнь начинаю заново
На своем городском пути.

Скачет багровая конница,
Солнце за речкой зашло...
Только ночами вспомнится
Родное мое село.

Тропа зарастает крапивою,
Не бродить, не топтать до конца.
И улыбку свою горделивую
Не согнать с городского лица.

Я познакомился с Сергеем Лукиным на занятии литературного объединения «Рифма», что собиралось в редакции областной молодежной газеты «Юность». Сохранился номер газеты за 12 февраля 1977 года, где были напечатаны первые два стихотворения Сергея, в то время учащегося подготовительных курсов Ярославского пединститута. Одно из них «Сени»:

Теплые, темные сени,
Лавка, ведро да ковш,
Запах дождей осенних
И груда намокших галош.
Холодной воды напиться
Выбегал я в детстве сюда,
Под рубашку с ковша водица
Срывалась, как с неба звезда.

Родился Сергей 30 октября 1957 года в селе Кукобой Первомайского района, и в своих ранних творческих поисках не раз обращался к теме деревенского детства и юности.
В опубликованном в «Юности» обзоре стихов «Первые шаги» руководитель литобъединения, член Союза писателей СССР Эмма Марченко пишет: «А вот Сергей Лукин заботится о своеобразии ритмического звучания строк, о форме стихотворения. Но к работе над формой подходит нередко односторонне. Он пишет: «Мальчишки прыгают через костер, который по росту вровень». Оборот «который по росту вровень», как объясняет сам автор, он употребил, добиваясь преобладания в звукописи строки звука «р». А того, что строка звучит не только прозаично, но и неграмотно, не заметил».
В перерывах между обсуждением написанного поэты могли укрыться в каком-нибудь уголке пустующей вечером редакции – печатного органа обкома ВЛКСМ и распить бутылочку вермута. А потом снова читать и слушать стихи.
Хорошо запомнилось, как Сергей отмечал дома свое двадцатилетие. Скромное застолье, девчонки-одноклассницы, младший брат и Сергей в нарядной белой рубашке читает стихи. Он всегда читал стихи. А потом все поднялись на крышу девятиэтажки и любовались звездным небом и ночным Ярославлем.
В газете «Юность» за 12 ноября 1977 года  руководитель литобъединения Эмма Васильевна Марченко пишет: «После летнего перерыва снова собрались члены литературного объединения «Рифма». Первая встреча порадовала тем, что многие пришли с новыми стихами. Но ребята принесли не только новые стихи, но и те, в которых раньше были отмечены недостатки. Чувствуется, что ребята поработали — стихи стали гораздо лучше».
В завершении сообщается, что в числе других членов литобъединения новые стихи прочитал Сергей Лукин. Но на литературную страницу они не попали. И это неудивительно. Сергей сочинял много такого, что не вписывалось в советскую действительность.
1 апреля 1978 года руководитель литобъединения в газетном обзоре «О стихах молодых» отмечает: «Сергей Лукин пишет много, но удаются ему пока лишь отдельные строки, и очень редко — все стихотворение». И тут же публикуется его стихотворение «Ловля майских жуков».

У мальчишки отцовская кепка
Да спичечных пять коробков,
Но держит в руках он крепко
Непойманных майских жуков.
Он сейчас на большой поляне
Затаился в траве и ждет.
Когда полетит на гулянье
Майских жуков хоровод.
А солнце еще не село,
И мальчишка на солнце сердит,
Ждать — это трудное дело!
Он кепку отца теребит.
Но скоро за кромкою леса
Скроется огненный круг,
И тьмы упадет завеса,
Зажужжит долгожданный жук!
И мальчишка, кепкой махая
По весенним цветам луговым,
Помчится под звездами мая
За увертливым счастьем своим.

Великолепное стихотворение! Не надуманное, живое, яркое, передающее не только азарт деревенского мальчишки, охотящегося на жуков, но и состояние его души. Он весь как на ладони. С отцовской кепкой, с заранее припасенными спичечными коробками. Герой по-детски сердит на солнце, что оно не заходит, он устал от ожидания, но уже скоро, совсем скоро будет вознагражден жужжание жуков и помчится за своим детским счастьем.
В кругу начинающих поэтов большой популярностью пользовалось стихотворение «Клавочка». Это вообще был шедевр! Сергея всегда просили его прочесть. И он с легкой картавинкой читал:

Вечерние вздохи! Вздохи! Вздохи!
И сидения под луной.
Лирические «охи»
Доверчивой порой.

Оструганная лавочка,
Акация и мгла...
Клавочка! Клавочка! Клавочка -
Клавочка не пришла.

Посаженный в одиночестве
В творческую среду,
Знающий муки творчества,
Я не уйду!

Прорастаю...
Тобой удобренный,
Как навозом сорняк!
Стихотворению подаренный -
Брак!

Я ли -
Тобою сорванный
И завернутый
В чистый белый листок -

Промок?!
И превращаюсь -
Тобой отвергнутый -
В стихотворение?!
Нет! - в стишок!
Написанный
После двенадцати на лавочке
Клавочке!
Клавочке!
Клавочке!

Начавшаяся в стране перестройка, а затем и рыночная экономика больнее всего ударили по людям творческим. Не у всех получалось затянуть потуже пояса.  Сергей трудился в отделе хранения областной библиотеки, был работником сцены в театре имени Волкова. И, конечно, писал и читал свои стихи:

Я иду по аллее угрюмых лет,
Негодуя, смеясь и плача.
Оставить хочется след,
А дойти до конца? - тем паче.

Через речку прыгал пацан,
Штанину загнув наизнанку...
Если дойду до конца -
Годов соберу вязанку.

Разложу на аллее костер
Воспоминаний светлых...
Я верю, что цепко растет
Мой добродушный столетник.

Когда режиссер ярославского телевидения Владимир Поваров в 1993 году задумал снять о Сергее Лукине документальный фильм, чтобы поговорить о поэзии и послушать стихи, они отправились в деревню Сарафоново. И там, в дорогих сердцу местах, Сергей читал свои стихи.
А реальная жизнь становилась все жестче. Сергей жил в коммуналке на улице Тургенева, куда к нему днем и ночью наведывались нетрезвые приятели. И в один из мартовских дней 1997 года его жизнь трагически оборвалась:

Я умру, не дожив до седин,
я умру, я умру молодым.
И никто мне не скажет: «Старость
К нему незаметно подкралась».
Я умру на рассвете дня,
Не будет любимой у меня!
На лице у горячего друга
Выражение немого испуга.
И будет чистый белый листок
Скомкан в черный клубок.
На перекрестке стихий
Отзвучали...
Мои стихи.

Но стихи его живы. Они звучат на вечерах памяти поэта. Их читают, их знают любители ярославской словесности, их публикуют в ярославской периодике— они востребованы. Сохранился и фильм, снятый Владимиром Поваровым. В 1997 году, уже после смерти автора, большая подборка его стихотворений вышла в сборнике «Ярославская лира». В 2000 году стихи Сергея Лукина напечатали в «Антологии русского лиризма ХХ века». В 2003 году — в журнале «Русский путь». А в 2010 году сбылась мечта сарафоновского сочинителя - в издательстве «Индиго» вышла книга его стихов «Семичудесный сад», подготовленная и изданная поэтом, членом Союза российских писателей Любовью Новиковой.