Дворянский излом

Ольга Фер
   
     Предисловие.
Несоответствие жизненного уровня месту проживания продолжается в русской глубинке, особенно заметно в Новгородскй, Псковской, Тульской областях.

     В Луге садятся две селянки, направляющиеся в сторону Пскова. Одеты скромно, даже бедновато. Обеим лет по 60, сухопарые, седые. Явно сестры и явно одинокие. Одна одета в джинсы с "чужого плеча", сильно поношенную курточку; другая, которая помоложе - в не очень чистые брюки и в ветровку, бывшую когда-то ярко желтой. Едут до Пскова. Суетливы- все время что-то перекладывают и перебирают. По разговору выясняется, что та, которая помоложе, ездит в Лугу на привокзальный рынок за ягодами. Покупает за 50р. 300гр. или ведро по 200р.за киллограмм. Дома, под Псковом, эти ягоды перекладываются в туесок и продаются на трассе по 500р.туесок или по 100р.стакан.
     Обычный сельский бизнес как прибавка к пенсии одинокого человека. И проезд бесплатный - почему бы не воспользоваться?
     Проходит час. Где-то рядом играет телефон. Оказывается у одной из селянок. Женщина копошится в многочисленных и не очень чистых свертках и достает, наконец,..новенький смартфон! Ну, заработала и купила (пенсии не хватит без дополнительного спонсорства).
     Выходят во Пскове. Пока пассажиры разбегаются по автобусам и маршруткам, обе наши бизнес-леди неспеша подходят к навороченному форду. Та, что постарше, с легкостью запрыгивает на место водителя и, включив динамик, дамы с ветерком укатывают! Немая сцена.
     Довелось мне встретиться с ними еще раз, уже в домашней сельской обстановке. Жили дамы в деревушке на берегу Псковского озера. Впечатление и от дома сложилось странное. Тканевые обои под бархат, хорошая мягкая мебель, люстры, не старше 2х лет сантехника и кухня. По всему видно, что деньги вложены не малые. Чистота и порядок, на стене спальни большой плоский телевизор. А вот в холодильнике(Норд) - бедность, мышь накормить не получится. Половина открытой бутылки молока, кусочек масла, подсохшие грамм 400 вареней колбасы, 4 яйца, 2 яблока, бутылка кефира. На столе в вазе несколько штук печенья "Мария", половинка, начинающего плесневеть, батона хлеба. На "не угостите ли чайком, пока беседуем", разводят руками - видите как бедно живем, даже хлеба нет. Выкладываем на стол гостинцы, все сразу же прячется "на черный день", хотя очевидно, что "черный день по продуктам" давно наступил.
     Вспоминается дворянская нищета на рубеже веков - и титулы, и дворянство, и имения, и крепостные - оставалось, а на банальный хлеб денег у сельского дворянства не было.
     Такая вот печальная зарисовка...
     Эх, Русь...