Калифорния Белинды Карлайл

Татьяна Мохова
Творческий путь певицы Белинды Карлайл можно смело назвать воплощением американской мечты. Страдающая в детстве и отрочестве от непонимания и обид, долгое время комплексующая по поводу внешности, она уже в юности завоевала мировую популярность в составе первой в мире женской рок-группы the Go-Gos. Напористый и полный энергии стиль исполнения Карлайл ведущих вокальных партий стал на долгое время визитной карточкой коллектива. Однако вскоре из-за плохой дисциплины, алкоголя и наркотиков работать в прежнем составе стало невозможно, и группа распалась, выпустив всего три студийных альбома.
Для Белинды начало 80-ых было очень непростым временем. Казалось, наркотическая зависимость не оставляет шансов на успешную музыкальную карьеру. Усугублялось положение и тем, что Карлайл физически и эмоционально  страдала от избыточного веса. Сейчас, когда смотришь видеоклип 1986 года  «Mad about you», то не можешь поверить, что было время, когда эта изящная девушка отказывалась выходить на сцену из-за своей полноты…
Из всех участников  the Go-Gos Белинда Карлайл сделала самую удачную сольную карьеру. Хотя в середине 80-ых дело шло не просто о желании музыкальных триумфов – у Карлайл начиналась практически новая жизнь. Сила воли помогла певице избавиться от наркотиков, тут же было кстати и удачное замужество. Наконец, певице всё-таки удалось похудеть, и она предстала перед публикой  в свежем сногсшибательном образе.
Уже в июне 1986-ого года мир услышал первый её сольный альбом с простым названием «Belinda». Пластинка была не выдающейся, но приятной. Самым успешным синглом в Северной Америке стал «Mad about you». Песня засветилась также в британских и австралийских чартах. Это немаловажный факт: пройдёт немного времени, и на родине Белинду будет ждать холодный приём, в отличие от тёплых объятий Великобритании.
По-настоящему говорить об успехе Белинды Карлайл можно с выходом её второго сольного альбома c вдохновляющим названием «Heaven on earth». На этом диске необходимо остановиться подробнее.
Пластинка по сей день считается самой успешной в коммерческом плане. Действительно песни «очень форматные» - каждая могла бы органично звучать на радио. Разумеется, не о каком «панке» (как часто любят представлять стиль группы the Go-Gos) здесь уже не может быть и речи. Это хорошая добротная поп-музыка. Но что важно, несмотря на то, что  самыми известными хитами по-прежнему остаются «Heaven is a place on Earth»  и «Circle in the sand», каждая другая песня альбома остаётся интересной по-своему.
В «Heaven is a place on earth» много искренней радости. Возможно, это одна из самых оптимистичных песен 80-ых. На песню был снят задорный видеоклип, в котором немалое место отведено мужу певицы, Моргану Мэнсону.  Белинда в клипе действительно выглядела очень счастливой, поэтому слова композиции в её исполнении звучат в высшей степени убедительно.
«Circle in the sand», пожалуй, самая запоминающаяся композиция Карлайл и, на наш взгляд, наиболее удачная в её раннем сольном творчестве. Певице удавалось из песни с простым и  даже где-то банальным текстом сделать что-то действительно завораживающее. В «Circle in the sand»  голос Карлайл оживляет  движение океанских волн, а звук ударных при этом напоминает биении сердца. Песня живёт и пульсирует, стоит лишь проникнуться её атмосферой. Феномен певицы и в том, что даже грустные строчки («day breaks, my hearth aches» и т.д.) она умудряется пропеть жизнерадостно и даже с каким-то кокетством. Это ж надо создать такое притягательное  настроение!
Много шарма добавил к композиции атмосферный видеоклип, удивительным образом гармонирующий с настроением музыки и лирикой.
О важной роли видеоклипа для продвижения исполнителя в музыкальной индустрии начали догадываться ещё в конце 60-х, но качество съёмки подобных роликов не позволяло догадке перейти в уверенность. Это ирония, но в ней есть доля правды. Большая часть «клипов» даже самых известных групп 70-ых и начала 80-х гг. представляет собой простое исполнение хитов под фонограмму: либо в концертном зале (видео Beatles, Smokie, Shocking Blue, Uriah Heep и др.) или же в «необычных» местах – в парке, на море или заснеженной равнине (например, клипы ABBA). Заметно выделялись видео группы Queen, некоторые из которых стали в своё время сенсацией. Однако видео-презентации большей части групп, клипы с практически полным отсутствием режиссуры смотреть в наши дни скучно, хотя в них есть то, что многие исполнители сегодня утратили, - наивность и непосредственность.
Майкл Джексон и Мадонна были одними из первых, кто сделал качественный сюжетный видеоклип важнейшей частью своего имиджа.
Не все видео Белинды Карлайл могут похвастаться развёрнутым интересным сценарием. Но, несмотря на то, что в «Circle in the sand» нет ни сюжета, ни интриги, клип завораживает, потому что его главный герой – само чувство. Британский режиссёр Питер Гэрр использовал при съемке особую технику монтажа, когда в одном кадре соединяются различные части видео, что создаёт эффект трёхмерного пространства. В «Circle in the sand» «ожили» фотографии, развешанные на верёвке, на фоне океана и одинокой прогулки Белинды по побережью. Новаторский и изощрённый приём для того времени, этот трюк добавил видео загадочности, а песне – ещё большей романтичности. Удачным, на наш взгляд, был здесь и выбор наряда для Белинды, который полностью вписался в утончённую стилистику. Одним словом, это видео можно с полным правом считать классикой музыки 80-ых.
Белинда практически не писала музыку и тексты к своим песням. Большинство материала - плод труда известного американского композитора Рика Ноулса и Эллен Шипли (Nowels/Shipley). Однако именно вокал Белинды сделал эти песни такими, какие они есть. Её талант не только в сильном голосе и запоминающемся тембре, но и в самой неповторимой манере исполнения.
Белинда Карлайл – жизнерадостная, яркая, энергичная; «хулиганство» времён the Go-Gos в сольном творчестве давало о себе знать в напористости вокала, но имидж певицы стал намного утончённее.
Песня «Summer rain» - безусловный фаворит всех возможных рейтингов лучших песен Карлайл. Альбом «Runaway horses» - третий по счёту - вышел всего спустя два года после супер-успешного «Heaven on earth». И, возможно, это пока лучшая студийная пластинка Карлайл на сегодняшний момент – по умению комбинировать стили, по выразительности музыкальных средств и осмысленности лирики. Здесь роковые нотки наконец-то дали о себе знать. «Summer rain» – солнечный августовский день, пронизанный светлой меланхолией (если вообще уместно говорить о настоящей меланхолии в творчестве  Белинды). Это удивительно, но в США прекрасный альбом оказался в чартах лишь на 37 позиции; синглу повезло не больше. Для певицы это был значительный шаг назад. Не спасли даже такие яркие патриотические жесты, как гордо развивающийся американский флаг в красивом видео на Summer Rain и клип Leave a light on, изображающий путешествие вдохновлённой певицы по Неваде. Кажется, что Карлайл признавалась там в любви самой Америке. А раньше: вдохновляющее калифорнийское побережье в «Mad about you» (тем более в «Circle in the sand»)!.. Частичка страны подспудно присутствовала во многих видео Белинды.
Тем не менее случился один из тех печальных и несправедливых парадоксов, которыми нас жизнь почему-то любит удивлять. Песни и образ певицы - ярчайшее олицетворение калифорнийского солнца и задора -  вдруг оказались на родине невостребованными. Смотрите сами: из альбома «Runaway horses» лишь два сингла сумели пробиться в американские чарты: «Leave a light on» и «Summer rain», и то на весьма скромные позиции. Такие достойные песни, как «Runaway horses»,«Vision of you» и «La luna» остались совершенно незамеченными. Последняя композиция, кстати, весьма популярна в России. Нельзя не упомянуть и о том факте, что над третим альбомом Белинды поработал сам Джордж Харрисон (гитарное соло в «Leave a light on»).
Спустя время Карлайл обыграет эту невесёлую тему непонимания её творчества родиной  в песне California, а пока можно было  утешаться прорывом на европейский и австралийский музыкальный рынок, где у Карлайл сформировалась уже целая армия поклонников. 
Четвёртый альбом «Live a life be free» вышел в 1991 году. Если в первых двух альбомах, а тем более в третьем, было очевидно влияние рока, то на этом диске, безусловно, господствовала поп-музыка. Будем откровенны: пластину назвать шедевром нельзя, но есть запоминающиеся трэки. Например, «I plead insanity» или «Live you live be free». Карлайл блистала в своих видеоклипах, примеряя неожиданные яркие образы («Do you feel like I feel»).
Песня California вышла в 1996 году на альбоме «A woman and a man». В это время Белинда с семьёй уже перебралась жить во Францию и заключила контракт со звукозаписывающей компанией Великобритании (в США диск был издан лишь спустя год, и со значительными изменениями в трэк-листе). Не знаем, случайность это или нет, но текст этой интересной песни, не принадлежащий авторству Карлайл, символично перекликается с её судьбой. “It took a lot for me to say, I want to walk away LA” – решительно поёт она в припеве (но печальных ноток в её голосе при этом мы тем не менее не слышим). В последующих строчках “Golden State, I’am back in the Golden State/ Golden state of mind” угадывается игра слов. Во-первых, слово “state” многозначное. Это и «штат» (“Golden State”– это обозначение Калифорнии), но также и «состояние». Таким образом, Белинда с чувством поёт сначала о том, что она вернулась в свой Золотой штат, то есть Калифорнию, но тут же, как будто бы с большей откровенностью в голосе, добавляет, что обрела «золотое», то есть отличное настроение/душевное состояние. Если заметить, что после последнего припева Белинда практически срывающимся голосом зовёт прочь из Калифорнии, то остаётся только догадываться, что же повлияло на это «золотое настроение» … Кроме того, слово “mind” в песне очень напоминает по звучанию слово “mine” (мой/моя и т.д.). Тогда “golden state of mine”  - это уже ностальгический вздох о родном штате, где Белинда переживала такие бурные взлёты и падения.… В этой недоговорённости и двусмысленности скрывается немалая доля очарования песни.
Вот так: казалось бы, незатейливая при первом прослушивании мелодия может скрывать немало смысла. Убедительный вокал Белинды вдохновляет эти смыслы искать. Если фантазировать дальше, то “California” может быть вообще аллегорией человеческих устремлений, желаний, самой жизни,  где есть место и неожиданностям, и разочарованиям, и даже идеалам, от которых сначала уверенно отрекаешься, а потом инстинктивно опять же к ним приходишь, потому что именно благодаря вере в их силу чувствуешь себя спокойно и гармонично.
Белинда Карлайл, с такими полными жизни и радостями песнями, сама не сразу испытала тот «рай на земле», о котором убедительно пела в своём главном хите. Нет смысла и желания подробно останавливаться на проблемах в семье, с которыми она сталкивалась с раннего детства, или на тёмном периоде наркотической зависимости. Просматривая видео-интервью с Белиндой, видишь, как же тяжело ей даются эти вопросы и с каким напряжением она пытается найти на них ответ. В своей биографии 2010 года «Lips unsealed» Белинда расскажет сама о своём прошлом и о той «американкой мечте», которую она  сумела воплотить и прожить.
Сейчас на родине певицы к ней наконец-то вернулся интерес. Белинда – частый гость всевозможных американских музыкальных шоу. В 2013 года вышел её новый сингл “Sun”, хотя до полноценного альбома дело пока не дошло.
Творчество Белинды Карлайл впитало калифорнийское солнце  - да, оно  пронизано им. Карлайл не любит намёков и полутонов – обычно она говорит со слушателем недвусмысленно,  но никогда её нельзя назвать банальной. А главное – её песни и голос совершенно, всепоглощающе, искренне радостны. Жизнеутверждающе петь о печальном: как тебе это удаётся, Белинда?..



P.S. Circle in the sand, Shades of Michelangelo, Heaven is a place on earth, Summer rain, California,Vision of you,Leave a light on, I get week, Runaway horses.