О виновниках аварии в московском метро

Владимир Разумов
С досадой услышал по радио, что Следственный Комитет уже нашел первого подозреваемого, который может быть виновником страшной катастрофы в московском метро 15 июля 2014 года. Это помощник дорожного мастера, он должен был проверить правильность установки путевых стрелок в туннеле после ремонта, однако не сделал этого, в чем признался на первом же допросе.

Как легко и просто. Найден стрелочник, и он уже начал давать признательные показания. Хотя каждому, включая и следователей, ясно, что первых виновников надо искать гораздо выше. При этих поисках неплохо поучиться у предшественников. Например, поинтересуемся,  как поступал "успешный менеджер" И.В. Сталин, когда происходили серьезные аварии, катастрофы.

 Один такой случай ярко описал известный авиаконструктор А.С. Яковлев. Дело происходило во время войны, в разгар Курской битвы.
3 июня 1943 года его и заместителя наркома авиационной промышленности П.В. Дементьева вызвали в Ставку Верховного главнокомандования. На  истребителях Як-9 обшивка крыльев стала растрескиваться и отставать. Произошло по словам Яковлева, "несколько случаев срыва полотна с крыльев самолета в полете", хотя Сталин называл другую цифру.

"— Почему же так получилось?! — продолжал все больше выходить из себя Сталин. — Почему выпустили несколько сот самолетов с дефектной обшивкой? Ведь вы же знаете, что истребители нам сейчас нужны, как воздух!...
Мы объяснили, что в момент изготовления самолетов этот дефект обнаружить на заводе невозможно…

Никогда не приходилось видеть Сталина в таком негодовании.
— Значит, на заводе это было неизвестно?
— Да, это не было известно.
— Значит, это выявилось на фронте только перед лицом противника?
— Да, это так.
— Да знаете ли вы, что так мог поступить только самый коварный враг?! Именно так и поступил бы, — выпустив на заводе годные самолеты, чтобы они на фронте оказались негодными! Враг не нанес бы нам большего ущерба, не придумал бы ничего худшего. Это работа на Гитлера!

Он несколько раз повторил, что самый коварный враг не мог бы нанести большего вреда.
— Вы знаете, что вывели из строя истребительную авиацию? Вы знаете, какую услугу оказали Гитлеру?! Вы гитлеровцы!»  («Цель жизни». М., 1970, стр.356). После такого разноса «в гневе» дефект был устранен в течение двух – трех недель.

  К сожалению, Яковлев умалчивает,  пострадали ли от репрессий и были ли они против рабочих, которые непосредственно занимались приклеиванием обшивки на крылья самолетов.  Пострадали ли от репрессий и были ли они против поставщиков обшивки и клея,  против начальников цехов, против сотрудников Яковлева и Дементьева. Об этом можно только догадываться. Но во всяком случае,  Сталин с ними беседовал как с ответственными за те аварии, которые происходили с боевыми самолетами.

Вот и сравните, как велось расследование в далеком 43 году и как ведется расследование  теперь.  Кому в первую очередь задают вопросы, а кого стесняются спрашивать: за организацию работы метрополитена столицы,  за обеспечение безопасности пассажиров метро, за контроль  деятельности администрации метро, за дисциплину труда и т.п.
16.07.14