Глоток свежего воздуха. Таисия Фролова

Литклуб Листок
Не знаю как вы, а я очень люблю свой дом. Вернее не дом, а квартиру в обычной панельной пятиэтажке. Особенно после того, как наведу образцовый порядок и с чистой совестью сольюсь с родным и уютным диваном с какой-нибудь новой книжкой в руках, или со старой, любимой, которую с удовольствием перечитываю.  А напротив - не менее родной и отзывчивый телевизор, общение с которым делает меня участницей сплетен мирового масштаба. На кухне готовый к услугам чайник «Тефаль», который заботится о нас, холодильник с едой, а в кране вода – горячая и холодная.  И электричество, и отдающие тепло горячие радиаторы в холодное время года, и прочие не менее важные удобства дают возможность жить припеваючи. О! Чуть не забыла ноутбук, который открывает мне окно, куда я только захочу.

         Что же временами начинает бунтовать внутри меня, побуждая убежать из этого райского уголка? Какая-то странная сила начинает уговаривать  покинуть испытанную и удобную квартиру и пуститься в авантюрные приключения.  Думаю, происходит это не только со мной, иначе чего бы это метались  автомобили по дорогам, летали самолеты, плыли корабли и стучали день и ночь по рельсам колеса поездов? Не ценит человек, что имеет и бросается искать невесть что, пренебрегая покоем и удобствами. 

         Я же давно живу, как в анекдоте: в прошлом году  не ездила в Париж, в позапрошлом – в Турцию, на море, а в этом году,  пожалуй, не поеду в Испанию, говорят, там самый изысканный и дорогой отдых.  Конечно,  я подкармливаю голод по новым впечатлениям путешествиями на небольшие расстояния – выездами на берега Катуни, поездками в крупный мегаполис за пятьсот километров от дома, на более масштабные мероприятия не хватает не только средств, но и духу.  Вот и сейчас, в очередной раз испытывая приступ этого голода,  я лихорадочно искала листочек с телефоном, который дерзко записала на глазах женщины, представившейся Валентиной Степановной,  диктовавшей его мне после пяти минут знакомства, и, как мне казалось, опрометчиво пригласившей меня в гости в красивейшие место  на земле. Уехать! Подальше! Одной -  в глушь, к первозданной природе, чтобы очистится и возродиться.  Набираю спасительный номер с волнением и неуверенностью – разве можно всерьез принимать мимолетное предложение, сделанное скорее из вежливости?

       Телефон ответил! И моя неуверенная речь была прервана энергичным и приветливым голосом, заявившим,  что я могу смело пускаться в путешествие,  а так же было  доходчиво разъяснено, как  найти село и дом. Добралась я очень удачно с попутной машиной. Езды до места было два с половиной часа по дороге с нашими прекрасными горными пейзажами, которая в итоге вела к Телецкому озеру, но я до него не доехала, сойдя в небольшом селе не берегу Бии. Еще в дороге, замечая постепенно и неуловимо меняющийся пейзаж, я ощутила какую-то иную красоту и энергетику, заметно отличающуюся от  прикатунской.  Увиденное душа моя приняла с восторгом.  С удовольствием вдыхая чистый  и вкусный  воздух,  не без волнения  шагала к дому, где жила чужая, но на редкость открытая и приветливая Валентина Степановна.

Я еще нерешительно стояла у калитки, разглядывая необычные клумбы    с цветами за забором, а мне навстречу, успокаивая двух своих собак,  с улыбкой шла невысокая, симпатичная, крепкая и энергичная женщина. Были сказаны нужные при встрече слова, сразу же было предложено отбросить церемонии, а именно  перейти на ты и обходиться без отчества.

Словом, через пятнадцать минут я уже парилась в хорошо протопленной бане. Потом мне позволили оглядеть дом и двор, и все мне понравилось. Буквально в ста метрах текла красавица Бия. Над рекой клубился туман, а на другом берегу стояла темная, могучая тайга. Темнело, звезд и луны не предвиделось, было облачно. Ночь погружала в себя поочередно тайгу, реку, соседние дома, а потом и все вокруг – освещения улиц в селе не было.  Вскоре мы сидели за столом вместе с гостившими у неё старшей сестрой Надей и племянницей Олей. 

       У меня было ощущение, что существовали родственники, с которыми я по каким-то причинам никогда в жизни не встречалась, и вот судьба смилостивилась над нами – мы сидим за одним столом, и я с жадностью слушаю их рассказы.

        Главная из них, конечно, Валя, которая оказалась человеком незаурядным во всех отношениях.  В двадцать лет, после окончания кулинарного училища, она впервые вышла в плавание на рыболовецком судне из  дальневосточного порта. Это была отправная точка, начало её необычной судьбы, её долгого плавания по всем морям и всем четырем океанам - длиною в тридцать два года!   И так как старательная девушка училась всем секретам, позволяющим хорошо и вкусно приготовить еду, а также пекла вкусный хлеб и была неплохим кондитером, то вскоре она стала желанным членом экипажей на пассажирских лайнерах.   

      Невозможно представить, сколько стран и народов,  разнообразных красот, экзотических животных и морских обитателей ей довелось повидать, со сколькими интересными людьми и их обычаями познакомиться. Она общалась с раскрепощенными и улыбчивыми американцами, с воспитанными и сдержанными японцами, с трудолюбивыми и вездесущими китайцами с малазийцами и испанцами. Волею судьбы попала на обряд бракосочетания молодых в тибетском храме, после посещения которого душу её переполняла радость,  а тело -  бурлящая жизненная энергия. И, конечно, в каждой стране Валя интересовалась национальной кухней, кулинарными традициями, обогащая свое мастерство и умение. Она ела  на её глазах  порезанную на кусочки (еще живую!) и приготовленную по всем правилам,  змею, мясо кенгуру, лягушек и устриц. Никогда азартная женщина не отказывалась от незнакомых блюд, взяв за правило, что в жизни нужно попробовать всё! И это жажда – попробовать всё – касалась не только кухни, но и всех проявлений и процессов жизни. Природа наградила Валю крепким здоровьем, не будь которого, разве она выдержала перемещение по разным широтам и все испытания, которые их сопровождали. Но  этот дар часто пускают в распыл. Валя, рано поняв, что в жизни следует  прежде всего надеяться на себя, здоровье свое укрепляла, как позволяли обстоятельства. Всегда занималась спортом, плаванием, закалкой.

         Я могла только догадываться, почему теперь она оказалась на Алтае. Сюда она приехала с мужем, который умер от тяжелой болезни год назад. Горе не сломило женщину, она не опустила руки и жила в соответствии со своим характером жизнелюбивым, неунывающим, черпая энергию во всем, что окружало. Подъем   рано, в пять (зимой в шесть) часов, купание в Бии, зимой – обливание. По Валиному  мнению грех не походить босиком по свежевыпавшему снегу, а зимой после баньки не окунуться в сугроб. Не имея опыта в деревенской жизни, она завела корову, гусей, кур, содержит в идеальном порядке огород. Сама рубит дрова; заготавливает сено. Зимой в русской печи Валя выпекает десять караваев вкуснейшего хлеба ежедневно, который сдает в местный магазинчик, и который  с удовольствием раскупают односельчане. К новому году и к восьмому марту   печет по несколько тортов, которые идут нарасхват. Может выручить, если нужен большой торт к свадьбе или юбилею.  Во дворе у неё стоят две японские машины, небольшая малолитражка для дальних поездок и грузовичок – для хозяйства. Она водитель с большим стажем и за рулем  чувствует себя уверенно.
 
         Прикинув, каким большим количеством самых разных достоинств обладает моя новая знакомая, я старалась о себе говорить поменьше, так как жизнь моя протекала много скромнее, а если учесть мое пристрастие к диванному покою, то вряд ли я чем-нибудь могла поразить своих собеседниц. Немного расслабилась, когда оказалось, что Надежда -  женщина довольно обычная,  уже несколько лет на пенсии,  водой не обливается, имеет букет болезней и привычку регулярно измерять давление. Она тоже вдова, мужей сестры потеряли почти одновременно, в конце весны прошлого года умер муж Нади, а ровно на сороковой день после его смерти скончался муж Вали. Каждая сестра продолжала нести жизненные тяготы уже в одиночку. Надежде, кроме того, нужно было учить дочь, Ольгу, которую она родила довольно поздно, в сорок  три года, и которой недавно сравнялось семнадцать. Девушка училась в музыкальном училище по классу фортепьяно и подавала надежды.

         За разговорами наступила глубокая ночь. Я разместилась на просторной веранде на диване и долго не могла уснуть, переживая полученные впечатления.  Утро не порадовало ясной погодой, моросил дождичек. Валя сетовала, что сгниет сено. Завтракать хозяйка предоставила всем по своему вкусу, я выбрала кружку парного молока. Потом отправилась гулять по окрестностям села и на реку, в сопровождении умнейших собак - чистопородных дворян, одну звали Матроска, а вторую Малыш. Собак я заранее подкормила печеньем, они, видя хорошее расположение ко мне хозяйки, согласились со мной дружить.

         Мы быстро дошли до Бии. Вдоль берега вилась тропинка, которая сворачивала в лес. Вокруг не было ни души. Собаки в восторге носились после привязи в неволе, однако от меня не удалялись. Вот я и получила, что хотела: одна, вокруг дикая природа, красота реки и берегов, покрытых лесом… Вид бурлящей воды завораживал.  Очень хотелось искупаться. Но…было страшновато, и не было купальника.  А впрочем,  попробую, недалеко от берега и …голая.  Кто меня увидит, кроме собак? Я разделась под их любопытными взглядами и вошла в воду. Вот, наверно, такая на ощупь и должна быть правильная - чистая и живая  вода. Вода, делающая тело бодрым и свежим. Досыта наплескавшись,  вылезла на пустой   берег и начала быстро растираться косынкой и одеваться. Вот тут  и стал появляться народ. По реке проплыли на двух катомаранах любители сплава. Залаяли собаки, и я увидела целую вереницу людей на тропинке, которые шли гуськом друг за другом.

         Второй в этом ряду шла Рая, соседка Вали. Утром она приносила молоко (Валина корова отелилась недавно, и молоко для еды не годилось). Денег за молоко Рая не взяла, сказав, что сегодня суббота, у них праздник, и ни работать, ни что-либо продавать нельзя.
         Потом уже Валя рассказала, что Рае уже семьдесят восемь лет, но ни тетей Раей, ни по отчеству она себя никому называть не позволяет. Исповедует веру адвентистов седьмого дня, их здесь несколько человек, а так же приезжают их единоверцы из других городов и даже из-за рубежа. По субботам у них собрание, весь день  до пяти вечера они не работают, а после собрания гуляют по берегу и по селу. Вот они-то мне и встретились! 
         От Вали я узнала, что Рая держит две коровы. Для пожилой женщины,  перебравшейся в деревню из Омска  не так давно, это  было нелегко. Но сухонькая и лёгкая в движениях Раиса  справлялась! Каждый миг её бодрствования с раннего утра наполнен движением, ибо в этом она видела способ  продлить  жизнь и сохранить бодрость и здоровье. Еще в прошлом году она могла переколоть машину дров, а в этом – пошла на уступку слабеющему телу и наняла соседа. Узнав от Вали, что для здоровья важно состояние позвоночника, а позвоночник полезно вытягивать на турнике, Рая турник смастерила за два дня и теперь висит на нем время от времени не только держась за перекладину руками, но и согнутыми в коленях ногами, то есть вниз головой. В это трудно поверить, как трудно вериться нам во все, что самим сделать слабо.
        Рая  регулярно занимается дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, изучив упражнения по Валиной книжке. Валя, конечно, сама старательно упражняется в правильном дыхании, но от Раи отстает. 
         У Раи золотые руки. Она хорошо шьет и вяжет. С возрастом зрение ослабло, и она перешла на простые изделия: вяжет носки, шьет наволочки из ситцев, припасенных еще в советские времена, а потом все это раздает соседям в подарок.

         Я задумалась, случайно ли такие не похожие, но удивительные, вызывающие уважение и восхищение женщины поселились в этом прекрасном уголке земли.  И, может, сама почти первозданная природа вдохновляет их и дает им силы? О себе могу сказать, что после каждой моей прогулки я испытывала головную боль.  Из чего единодушно решили, что я в хвойном лесу получаю кислородное отравление.
Привыкший к регулярным порциям выхлопных и прочих газов - продуктов жизнедеятельности нашего городка, организм страдал от чистого воздуха, подвергаясь  ломке, как у наркомана. Но хотелось ли мне очистится и влиться в ряды, обживающих полузаброшенное село, энтузиастов? Привыкнуть к чистому воздуху и закалиться взбадривающими купаниями в Бии? С позором осознала я, что  не имею к этому склонности, и мне вполне достаточно поездки, в которой я почерпнула все мои впечатления. А потому уже на третий день, в воскресенье, на той же машине с теми же попутчиками я уехала домой.  Простились мы очень сердечно, надеясь продолжить знакомство и встречи, навещая друг друга.

         Вот такие неожиданные пируэты случаются в замысловатом танце жизни. Я с радостью возвращалась домой даже после столь непродолжительной поездки. Какая разница, где и сколько я путешествовала, разве не для того мы бежим из дома, что бы вернуться и понять, что дома все равно лучше!

         Совсем забыла! Хотите рецепт от Вали? Все патентованные средства отдыхают! Для обновления и укрепления волос рекомендуется осенью постричься наголо. Зимуете, прикрывшись  париком, платком  либо шапочкой. К весне получите буйную шевелюру, а так же переживете массу острых ощущений!