Со странички Сергея Белашова о катастрофе в метро

Валентина Лаврентьева
Катастрофа в метро результат деградации кадров Вла
Сергей Белашов
Катастрофа в метро результат деградации кадров Власти России.
«Метро-2014». Ужасы начались
17:14 15.07.2014 , Александр Романов

Стоп-кадр телеканала Russia Today
Справка km.ru
По данным МЧС, в результате аварии в московском метро погибли 20 человек. Число пострадавших
Подробнее
Материалы по теме:
Собянин объявил 16 июля днем траура по погибшим на «синей» ветке метро
Следственный комитет сообщил о 20 жертвах аварии в столичном метро
Десятки человек погибли при крушении поезда в московском метро. Хроника
Крупнейшая авария показывает – в столичном метро надо многое и многих менять
Ужасы в столичной подземке, согласно фантастическому роману Д.Глуховского «Метро-2033», должны были начаться в неблизком будущем после ядерной войны. Они наступили раньше и без войны.
Сообщения о жертвах и пострадавших поражают воображение. Откуда столько?! Оттуда. Чтобы представить себе, что происходило во вторник утром в экстренно тормозящем на «синей» ветке поезде, нужно посмотреть отечественный фильм «Метро» (жанр – «катастрофа»), снятый в 2012 году. Там момент торможения показан очень подробно, чтобы не сказать натуралистично. Хорошо видно, как «плющит» людей, как швыряет вперед стоящих в проходе, как они ударяются обо все подряд, получают тяжелые травмы и теряют сознание.
Пустяк, казалось бы, – пропало напряжение на контактном рельсе, а каковы последствия! Ну пропало и пропало, поезд мог бы катиться дальше еще какое-то время по инерции. Так нет же, сработала дурацкая автоматика и направила развитие событий по своему безмозглому сценарию. «Кондуктор, нажми на тормоза», – поется в песне. Если бы был кондуктор, он бы, наверное, не стал нажимать. Но не было никакого кондуктора, одни только реле и механизмы, а они вообще не думают. Щелк – включилось, щелк – выключилось. И все.
В метро, говорят, очень мало зависит от человека, сидящего в кабине машиниста: он не может добавить или сбросить скорость, не может, как теперь понятно, принять решение, тормозить или нет. Один из самарских метроначальников как-то давно рассказал мне о занятном случае в метро города Баку: машинист сильно высунулся из окна отходящего поезда, зацепился за какую-то штангу и был вытянут наружу. Но «отряд не заметил потери бойца»: поезд продолжил движение, благополучно преодолел перегон, прибыл на следующую станцию и остановился у перрона. Пассажиры так и не поняли, что произошло.
Кажется, человеческий фактор в метро исключили по максимуму – и вот результат. Террористы теперь будут знать, как делать свое черное дело без взрывчатки, детонаторов и смертников. Достаточно обесточить контактный рельс, а остальное довершит автоматика, которая включит экстренное торможение и тем самым выявит все слабые места в ходовой части вагонов. Мы же будем понимать, что стоять в вагоне куда опаснее, чем сидеть.
Еще недавно радиосеть в метро напоминала нам, что это транспорт повышенной опасности. Потом вдруг перестала. Могло создаться впечатление, будто ситуация с опасностью резко изменилась, но сегодняшние события показывают, что она никуда не делась. Положительно, московская подземка не относится к самым безопасным в мире.
Эксперты допускают, что часть ответственности за сегодняшнюю аварию, крупнейшую в истории московского метро, может лежать на вагоне: колесная тележка была дефектной и в результате резкого торможения отвалилась. Так это или нет, покажет экспертиза, а пока хочется заметить, что мытищинские вагоны «Русич», бегающие по «синей» линии, восторгов не вызывают. Они новые (производятся с 2003 года), но уже как бы заведомо старые. У них нет наружных кнопок для открывания дверей, и недавно мне пришлось бежать за таким вагоном, зажавшим дверью сумку. Еле вырвал, а то бы уехала она в неведомые дали вместе с гаджетами и документами. Теперь таких вагонов уже делать не должны, но делают. На установку кнопки ума не хватает.
В вагонах нет кондиционеров, и по этой причине окна с обеих сторон постоянно открыты, от чего внутри стоит грохот, как на камнедробильном заводе. В вагоне постоянно, зимой и летом, гуляют лютые сквозняки, от которых простудиться – раз плюнуть. Потому-то многие жмутся в начале, где потише. При движении «Русич» раскачивается в горизонтальной плоскости. Сиденья у него слишком низкие, от чего неудобно ни сидящим, ни стоящим. По ощущениям, прежние вагоны старинной серии куда как удобнее, и «интерфейс» у них более дружественен пользователю. Зачем метро закупает «Русичи»? Над ними еще работать и работать. Как постоянный пассажир «синей» линии я призываю его поискать иных поставщиков. И примеры есть: по метро ходят другие вагоны, современные без всяких натяжек – с ЖК-дисплеями, кондиционерами, удобными сиденьями и наружными кнопками для открывания дверей. Они сделаны для человека, а не наоборот.
Далее – о таинственности метрополитена. Едучи сегодня на работу по «синей» линии и еще ничего не зная о случившемся, я только через несколько станций расслышал невнятное объявление, что от «Молодежной» до «Киевской» поезда не ходят «по техническим причинам». А вывесить объявление еще на станции возле касс слабо? Недавно в очередной раз повысили стоимость проезда – так купите три сотни небольших LED-телевизоров, повесьте над кассами и дайте на них текст: «Впереди авария. Объезжайте». Для рекламы дисплеи находятся, а на это – нет. Денег жалко? Нам тоже, но платим же вам. Пойдите и вы нам навстречу.
Столичное начальство сегодня комментировало причины аварии в духе «никто не виноват, ничто не виновато». Мол, техника сложна и возможны сбои. Меня как москвича и постоянного пассажира «синей» линии метро такое объяснение категорически не устраивает. Ситуаций, когда нет виноватых, не бывает. Если объявляют, что их нет, это означает только одно: виноватых хотят спрятать.
Почему, когда Московским метрополитеном руководил Дмитрий Гаев, там никогда ничего не случалось? Почему все работало как часы, на контактных рельсах всегда был ток, автоматика не бузила и вода рельсы не заливала?
Но стоило сменить Гаева, как «часы» метрополитена посыпались. Месяца не проходит, чтобы не случилось какое-нибудь происшествие. То там встали поезда, то здесь, то в одном месте задымление, то в другом. А теперь вот катастрофа на ровном месте с невероятным количеством пострадавших и жертв. Где гарантия, что завтра рельс не обесточится на другой ветке, а послезавтра – на третьей?..
И не пора ли уже заняться заменой древней системы безопасности в метро и приведением ее в соответствие с требованиями сегодняшнего дня? Почему, например, когда нажимаешь в вагоне кнопку связи с машинистом, на том конце включается магнитофон и диктор жестяным голосом предлагает изложить суть вашей проблемы? А где живой и теплый голос машиниста? Чем он так сильно занят у себя в кабине, если поездом управляет автоматика, что не может ответить пассажиру и спросить, например, так: «Что тебя волнует, дорогой друг?» Ведь все мы – ваши друзья, потому что платим вам деньги, а вы везете нас кое-как, в диком шуме и сквозняках, в неудобных вагонах с тусклыми подгоревшими лампочками, бьете зазевавшихся дверями, зажимаете их сумки и пытаетесь с ними уехать. И постоянно покрикиваете в динамик: «Поскорее производите высадку и посадку!» Вы куда-то спешите? А почему не спешат машинисты в Европе, где достаточно поставить ногу на порог вагона – и машинист будет ждать, пока не подбежит ваш опаздывающий товарищ? У нас такое и представить невозможно. Не пробовал, но есть полная уверенность, что зажмут ногу дверями и поволокут по перрону.
И почему метро, черт возьми, строится по тому же порочному принципу, по которому наши предки построили московские проспекты, – лучами к центру? Предки – ладно, они мало что понимали. Но вы-то понимаете всё. Где хорды между разными линиями? Как авария, так все умирает, «добирайтесь наземным транспортом». А уж там рай для таксистов и бомбил.
Но и с этим можно на какое-то время примириться. А вот то, что произошло во вторник, не лезет ни в какие ворота. Это сигнал, что кто-то в руководстве метро находится явно не на своем месте. И он не один. После такого должны полететь многие головы, потому что если вы снова начнете нам рассказывать о непреодолимом стечении обстоятельств, мы не поймем. Не хочется, знаете ли, заходить в метро и гадать: «Доеду? Не доеду?» А ведь становится все хуже. Кстати, когда Юрий Лужков был мэром, ничего такого тоже не было.
«Я ехал во втором вагоне с конца, произошло резкое торможение. Естественно, все люди попадали. Из середины вагона люди летели где-то до начала вагона», – рассказал один из пассажиров.